Особенности домашнего образования в Канаде. Часть 2.

О домашнем обучении в Канаде рассказывает Ольга Писарик – мама 4-х детей, из них трое хоумскулеры. Эта семья родом из Беларуси. Ольга активно и радостно делится информацией о стилях, методах и возможностях домашнего образования, читайте ее блог:

olgapisaryk.livejournal.com

Часть вторая

Итак, примеры. Несколько школ в Канаде, в которых могут учиться «поступившие» (enrolled) хоумскулеры.

«Summit School»

Юридически это не школа, а отдельная программа в местном аналоге РОНО (School District #72). Возникла эта программа довольно случайно. Её директор рассказывал, что когда он работал в отделе дистрикта, отвечающем за работу со взрослыми и с он-лайн курсами (Continued Education), к нему обратились родители нескольких спортсменов-конькобежцев. Их дети тогда готовились к Олимпиаде в Солт-Лэйк Сити, тренировались по два раза в день и не могли посещать обычную школу. При этом родители совершенно не были идейными хоумскулерами, детям нужен был диплом (аттестат). Поэтому они попросили этого инспектора найти им какой-то приемлемый вариант. Он позвонил в Министерство Образования, там ему сообщили, что именно надо сделать, какие условия соблюсти, тогда можно будет основать школу, дети смогут получить дипломы государственного образца, а школа финансирование в полном объёме. Так родилась одна из первых государственных школ, принимающих домашних детей, «Summit School».

Когда мы приняли решение учиться дома, то я уже знала, что мы пойдём в эту школу. Там учились дети моей подруги, она очень рекомендовала программу, людей, работающих там учителями. Мы встретились с директором, он нам понравился, понравился уровень свободы, предоставляемый семьям.

Мы могли выбирать по каким учебникам учиться (за исключением религиозных), школа предоставляла учителя, которому можно было всегда позвонить или послать письмо, если что-то было не понятно. Также школа оплачивала кружки, в которые можно было ходить, и эти деньги не шли из причитающейся нам суммы. Физически школа находилась далеко, и кружки они организовывали там, где было большое количество их учеников, так что на керамику и рисование мы ездили в ближайший арт-центр. Помню, у них была и верховая езда, и гимнастика, и плавание, и много чего еще. Но я тогда была без водительских прав и возить детей далеко не могла. Приятность кружков заключалась ещё и в том, что все дети там были из Саммит школы, и, пока они занимались, мамочки могли пообщаться.

Аттестация происходила на основании портфолио. В конце триместра (школьный год в Канаде делится на три части) я должна была сдать портфолио с максимальным количеством детских работ. Страницы из рабочих тетрадей по математике и языку, детские рисунки, фотографии детей на экскурсиях и т.д. Плюс мне надо было ещё написать от себя отчёт того, как прошли эти три месяца, что мы делали и чему научились. В ответ, после изучения «вещественных доказательств» наш учитель писал каждому рапорт (Report Card) который по форме не отличается от тех, что дают детям в обычных школах.

В Саммит мы проучились два года, Антон 2-ой и 3-ий классы, а Янка 1-ый и 2-ой классы. В Канаде оценки начинают ставить только с 4-го класса, так что оценок у нас тогда в рапортах не было. Первый год был прекрасен: очень доброжелательный учитель, никаких трудностей в оплате дополнительных занятий, море позитива. Потом школу постигла проверка из Министерства, и они вынуждены были закрутить гайки. На второй год нас приписали к другой учительнице, которая не была склонна доверять родителям, как основным учителям для своих детей, постоянно ставила под сомнения детские знания, причём в не очень вежливой форме. Стала требовать больше отчётности. Тогда много родителей было недовольно и на следующий год многие ушли. И мы ушли. Если я не ошибаюсь, за годы относительной свободы школа разрослась до 600 учеников, а потом осталось 300.

Я стала искать программу, где бы ни надо было составлять портфолио и писать отчёты. У меня тогда третий ребёнок собирался идти в школу, и я подумала, что три комплекта портфолио и отчетов я уже не осилю. На самом деле, подготовка портфолио стабильно занимала где-то две недели вырванных из жизни и мне это уже начинало надоедать. В те годы я довольно много занималась с мальчиками, 2-3 часа в день точно, и бесполезная трата времени на сбор вещественных доказательств раздражала.

В прошлом году в этой школе учились дети моей подруги, и она рассказывала, что контроль стал ещё жёстче. Их учительница «настоятельно рекомендовала» пользоваться курсом он-лайн математики, потому что ей тогда легче будет проверять тесты, задавала очень много разных заданий по Socials и Science (гуманитарные и естественные науки). Зато у них появилось много дополнительных кружков, в том числе таких вкусных, как рыцарское искусство, ну и моя любимая верховая езда никуда не делась. И теперь, в дополнение к основному финансированию, они предлагают ещё компьютер во временное пользование, две он-лайн языковых программы: Rosetta Stone и Auralog (вторая получше будет), и ещё несколько других он-лайн программ. Но этот излишний контроль и ограничение свободы в выборе учебных программ отравляет все плюсы.

Часть первая.   <= НАЧАЛО   |    ПРОДОЛЖЕНИЕ =>   Часть третья.