Особенности домашнего образования в Канаде. Часть 3.

О домашнем обучении в Канаде рассказывает Ольга Писарик – мама 4-х детей, из них трое хоумскулеры. Эта семья родом из Беларуси. Ольга активно и радостно делится информацией о стилях, методах и возможностях домашнего образования, читайте ее блог:

olgapisaryk.livejournal.com

Часть третья

Coquitlam Open Learning или сокращённо COL – это наша вторая школа, та в которой мы учимся сейчас. Как и предыдущая, тоже является отдельной программой в РОНО (School District #43). Это уже наш родной 43-ий школьный дистрикт. Представляет из себя две комнаты с большим коридором на втором этаже местной начальной школы. Там сидят учителя, хранятся учебники, пособия, учебные материалы. Там же проводятся консультации с учениками, дополнительные занятия, уроки иностранного. В общем, что-то типа учебного центра.

Я искала школу поближе к дому, и чтобы не надо было каждый триместр писать отчёт. Зашла посмотреть, что есть в нашем районе (а живём мы в городе Coquitlam), оказалось что что-то есть. Тогда школа базировалась в пяти минутах езды от нас, но за три года количество детей увеличилось с 35 человек до 120 и на старом месте места стало не хватать. В этом году они переехали в другую школу и ездить нам стало далековато, где-то минут 15-20.

Что предлагают

Закреплённая за детьми учительница раз в две недели на 1 час приезжает к детям домой, смотрит что сделано, занимается, смотрит чего не хватает для аттестации. За каждым учителем закрепляют 20-25 детей. Закрепляют семьями, это экономит разьезды и учитель знает всю семью. Мои дети (1-ый, 5-ый и 6-ой класс) «учатся» все у одной учительницы. Поскольку учитель знает всех учеников в лицо, то отпадает необходимость писать отчёты о проделанной работе и собирать портфолио. Я за это тогда очень уцепилась. Если вы живёте далеко, не в нашем районе, то учителя ездить не будут и надо приезжать с ребёнком в школу самим. Есть у нас несколько таких семей.

Раз в неделю, по средам, с 9 до 12 утра в школе проводятся дополнительные занятия специально для хоумскулеров. Это физкультура, компьютеры, рисование/драма/музыка (один триместр на один предмет), ну и ещё какая то ерунда типа «Здоровье и карьера». Если ребёнок посещает занятия, то аттестовывается по этим предметам автоматически, на основании наблюдений учителя. Сдавать ничего дополнительно не надо. Занятия не обязательные. В школе учится много детей с разной степенью аутизма и из таких детей ходит только пара человек. Мы вот без аутизма, но тоже с января ходить перестали. Надоело, лень рано утром собираться и ехать куда-то вдаль, и вообще пользы от этих занятий мало, если честно. Но поначалу нам нравилось. Помню, три года назад меня эта возможность еженедельных занятий очень привлекала, я её рассматривала, как вариант социализации и чтобы дети видели, что они не одни такие на белом свете.

Что ещё? Раз в две недели есть возможность приходить на уроки французского языка. Это с 5-го класса и бесплатно. По программе школа (любая, с 5-го класса) обязана обеспечить изучение второго языка. Какие-то школы предлагают он-лайн курсы, а наши решили похоже сэкономить и просто наняли учительницу французского языка. Раз в две недели на полтора часа, это как раз эквивалент еженедельных 45 минут, требуемых государством. Мы на эти занятия не ходим. Старший от французского освобождён (решили, что ему так будет лучше, природной склонности к языкам нет и не хотелось его третьим языком загружать), а со средним мы учимся по пособию "Ecoutez, Parlez!" дома сами.

Раз в триместр – оплаченная школой экскурсия. Обычно планируют, чтобы была наука, спорт и гуманитарное что-нибудь. Это тоже стандартная практика местных школ.

Что дополнительно мне из них удалось вытащить и за что мы не платим из своих денег.

У нас хорошие отношения с нашей учительницей и она идет мне навстречу в плане покупки учебников и рабочих тетрадей. Так они уже третий год подряд покупают мне дорогущие учебники математики. Мы пользуемся «Saxon Math», которые стоят больше $100 за комплект. Николетта ни разу особенно не артачилась, хотя мы по-моему единственные в нашей школе, кто учится по этой программе. Когда мне для Антона нужны были учебники по чтению, я тоже написала ей название и она для меня лично заказала. Заказывала ещё кое-какие учебники. Сейчас Антон учится по рабочей тетради, которую выбирала я. То есть в плане учебных пособий свобода довольно большая. Другое дело, что по science нормальных учебников нет. То что я видела – это обнять и плакать. По socials учебники тоже зубодробильные. Специально для меня Николетта заказывала «The Story Of the World» Сюзан Уайз Бауэр. Но проблема в том, что история в канадских школах перекручена с ног на голову и Древний мир они начинают учить с 7-го класса, а до этого: канада, индейцы, правительство, индейцы, правительство, канада. А учебник С.Бауэр рассчитан на младших школьников.

А ещё я пользуюсь их очень хорошим набором наглядных пособий по математике. Это большая коробка с геометрическими фигурами, мозаикой, палочками Куизинера, кубиками, дробями, часами, деньгами и наверняка ещё что-то забыла. Ещё в школе можно одолжить микроскоп. Мы так делали в прошлом году, но к сожалению качество микроскопа оказалось ужасным. В этом году школа купила несколько хороших микроскопов, но на дом их не дают. Договорились с Николеттой, что она нам проведёт урок с микроскопом в школе. Сьездим в следующем триместре.

Да, и французский Николетта нам покупала, хотя они не обязаны были его оплачивать, потому что школа и так предоставляет возможность его учить.

Что мы им за всё это счастье должны

Как обычно, "приде-е-ерживаться Образова-ательного Станда-арта" (ох), о котором я напишу, когда закончу этот опус со школами. Замечу только общую тенденцию. Пока школа маленькая, там нет как такового директора и учителя работают, как считают лучше для себя и учеников, то отчётность более неформальлная и на Стандарты смотрят сквозь пальцы. Как только школа разрастается до таких размеров, что становится интересна чиновникам из Дистрикта, начинается классический процесс забюрократизирования. Это как раз наш случай.

Пока в школе было 40 учеников и две замечательных учительницы без всяких директоров, все были счастливы. В прошлом году над нашими чудесными учительницами поставили директрису на полставки, основными занятиями которой является строчение отчётов, присмотр за порядком в отчётности и проталкивание инициатив начальства. А в этом году я почувствовала, что необходимость иметь вещественные доказательства на каждый Стандарт меня уже сильно напрягает. Там где раньше обходились беседой, сейчас требуется нечто материальное, делание чего занимает время и обычно не входит в наши планы. Хотя может я просто устала от одной и той же школы и пора делать отсюда ноги. Вот сижу сейчас в раздумьях...

Часть первая | Часть вторая   <= НАЧАЛО