"Какие были обязательные предметы?", - спросила Алиса.
"Для начала, конечно, Спотыкание и Терзание", - ответила Притворная Черепаха, - "а потом были четыре правила Арифметики - Самолюбие, Рассеяние, Обезображивание, и Высмеивание".   (
Льюис Кэрол)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Домашнее образование – путь к здоровью ребенка и родителей

На здоровье человека влияет образ его жизни, питания, основные занятия и увлечения. В жизни ребенка с возраста 6-7 лет много времени занимает образование в той или иной форме – поэтому то, как происходит этот процесс, непосредственно отражается на всех аспектах его здоровья.
Вероника Михалко,
психолог, мама двух домашних детей
Беларусь

Р

аспространение идей домашнего образования связано с одной серьезной, но не сразу очевидной проблемой – его невозможно пропагандировать само по себе. Точно так же как школьная система не является целью сама по себе, так и домашнее образование не является самоцелью, а является лишь инструментом. И когда пытаешься рекламировать отличный инструмент, не обращаясь к целям его использования, неминуемо сталкиваешься с непониманием, сомнениями, а иногда и агрессией, враждебностью. Поэтому для меня вопрос ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ именно такая, домашняя, семейная форма образования ребенка в данной конкретной семье, выходит на первый план. Ему сопутствует вопрос о том, чем именно помешает другая форма образования – детский сад, школа – в достижении тех целей, которые семья ставит перед собой в воспитании своих детей. При этом я делаю упор на первый вопрос и лишь иногда обращаюсь ко второму, т.е. держу в фокусе плюсы того, что я выбрала для своих детей, а не минусы того, от чего отказалась.

Для меня, моей семьи и детей польза домашнего образования очевидна во всех жизненных аспектах в их совокупности и взаимных связях. Однако я вижу смысл в том, чтобы рассмотреть эти аспекты также и по отдельности, тогда яснее вырисовываются детали и заметнее становятся взаимосвязи. В данной статье я хочу обратиться к вопросу о том, как связано домашнее образование и здоровье.

Обычно, говоря о здоровье, мы подразумеваем физическую его сторону – вынослив ли человек, сильный ли у него иммунитет, часто ли болеет, хорошая ли у него осанка, зрение, хорошо ли работают внутренние органы и т.п.  Однако, поскольку человек существует не только в физическом измерении, но также в психическом, социальном и духовном, правильно было бы и его здоровье рассматривать во всех этих аспектах.

На здоровье человека влияет образ его жизни, питания, основные занятия и увлечения. В жизни ребенка с возраста 6-7 лет много времени занимает образование в той или иной форме – поэтому то, как происходит этот процесс, непосредственно отражается на всех аспектах его здоровья.

Какие же возможности предоставляет ребенку домашнее образование* и как это отражается на его здоровье? В этой статье я не имею намерения представить целостную всеобъемлющую картину, а лишь обращу внимание на те немногие моменты, которые мне кажутся важными и достойными пристального внимания.

Домашнее образование, в данном случае - это обучение ребенка родителями дома с периодической сдачей  им аттестаций по основным предметам в школе. В Беларуси такой способ образования называется «обучением по индивидуальному учебному плану».

Наиболее очевидны преимущества домашнего образования с точки зрения ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:

  • Ребенок имеет возможность придерживаться своего собственного режима дня (вставать в комфортное для себя время, не пользоваться будильником; с помощью родителей, а потом самостоятельно, составлять график своих занятий и отдыха, менять его по необходимости и т.п.)
  • Ребенок имеет возможность придерживаться здорового режима питания (кушать, когда хочется, а не в одно, определенное для всего класса, время; иметь достаточно времени на еду, а не спешить «сжевать» что-то быстро на короткой переменке), а также питаться качественными продуктами, выбранными на его вкус родителями (проконтролировать качество и выбор продуктов в школьной столовой, в конечном счете, не представляется возможным).
  • Ребенок имеет возможность свободно двигаться, в то время, как в школе он проводит часы, сидя за партой. В результате он избавлен от проблем с осанкой, зрением, от выбросов энергии на «переменках», накопленной во время вынужденной неподвижности.
  • Ребенок имеет много свободного времени – на прогулки на свежем воздухе, друзей, посещение кружков, чтение, игры, поездки, свободные занятия.

Какое влияние домашнее образование оказывает на ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ребенка?

Приведу более близкие мне примеры из начальной школы.

В

начальной школе, особенно в первом классе, ребенку выпадает серьезная физическая нагрузка – учиться новым, нелегким для него навыкам (в частности чтению, письму). При этом от него ожидаются усидчивость и успешность в этом деле (нагрузка на психику). Хотя требования по освоению программы одинаковы как к школьникам, так и к детям на домашнем обучении, психическая нагрузка существенно снижается в домашних условиях. Родители и сам ребенок могут регулировать эту нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка. Кроме того, выспавшийся, вовремя и спокойно поевший, не ограниченный в движениях и свежем воздухе ребенок будет гораздо более вынослив к нелегким для него занятиям и возможным неудачам в них.  В этом отношении физический и психический аспект тесно переплетены между собой.

Н

еобходимость подстраиваться под общий темп выполнения заданий (торопиться успеть за классом, если ребенок медлительный или скучать в паузах, если, напротив, быстрый) также является для ребенка серьезной психической нагрузкой. В результате снижается эффективность любого обучения – тратится непропорционально много времени на освоение несложной информации, это «выматывает» и снижает удовольствие от своих достижений.  При домашнем обучении темп освоения материала и его сложность регулируются под конкретного ребенка.

При домашней форме образования ребенок ощущает бóльший психологический комфорт и уверенность в себе, так как средой его жизни и обучения продолжает оставаться семья – знакомое и комфортное для него место, знакомая и привычная уже система отношений.  Ребенок не тратит огромного количества сил на выстраивание вынужденных отношений с большим количеством не всегда нужных и приятных ему людей – взрослых и детей.  Отношения с учителем (учителями) также требуют от ребенка серьезных душевных сил, о чем пойдет речь ниже.

Об отличии в психологическом состоянии «домашнего» ребенка свидетельствует следующий случай из нашей жизни. Мы с  восьмилетним сыном во второй половине дня зашли оплатить его занятия английским языком. В офисе была небольшая очередь, нам пришлось ждать. Рядом с нами сидела незнакомая женщина и озадаченно наблюдала за моим сыном. Сын вел себя, как обычно, т.е. вертелся, что-то мне рассказывал, что-то спрашивал, разглядывал информацию на стендах, что-то напевал (он музыкант)… В конце концов, женщина не выдержала и обратилась ко мне с вопросом: «Он что у вас еще в школу не ходит? После школы дети такие радостные не бывают!»

Следующий важный аспект здоровья ребенка – СОЦИАЛЬНЫЙ. Он представляется мне крайне важным еще и по той причине, что обычно его понимают превратно. В частности, существует МИФ о том, что «социально здоровым» для ребенка школьного возраста является проводить половину своего дня (а то и больше, если практикуется посещение «продленки») в детском коллективе под присмотром учителей. Я в корне не согласна с таким пониманием. Пытаясь «социализировать» ребенка в детском саду, школе, родителям необходимо помнить о тех ЦЕЛЯХ, которые они этим преследуют. Во времена СССР стройная система ясли-сад-школа-армия-ВУЗ-работа имела свою ценность: люди как рождались, так и жили в однотипных коллективных системах с однотипными же привычными требованиями. Т.е. адаптация в коллективе,  умение выживать в его отношениях были жизненно важными навыками, которые пригождались взрослому человеку в его трудовой деятельности.

О

днако на сегодняшний день школьный коллектив НЕ дает нужных жизненных навыков – хорошему работодателю нужны совершенно иные качества, чем те, которые воспитываются в школе. Если же говорить не о наемной работе, а о предпринимательстве как образе жизни и способе обеспечивать себя, то школа не только предлагает противоположную мировоззренческую позицию, но и активно насаждает ее. Т.е. человек со свободным мировоззрением будет серьезно страдать, постоянно находясь в школьных рамках.

C

итуация усугубляется тем, что в школьном коллективе не только не приобретаются нужные жизненные навыки, но и воспитываются ненужные. Выше я уже писала о том, что обучение в коллективе в усредненном темпе является неэффективным способом освоения знаний. Например, обязательную программу начальной школы ребенок может освоить дома в разы (!) быстрее, чем в школе, и получить свободное время для других занятий. К тому же ребенок начинает видеть и искать наиболее быстрые и эффективные способы выполнения заданий, постепенно становится хозяином своего времени и внутренних ресурсов, прочувствует ответственность  за то, насколько быстро и качественно он учится. В школе же ребенок фактически все время «притормаживает» себя, приобретая привычку неэффективной деятельности.

Е

ще один социальный МИФ говорит о том, что умение строить отношения в большом коллективе – это полезный навык, необходимый ребенку. Опять же обратимся к вопросу ЦЕЛИ. В жизни любого человека отправной точкой является семья и семья же, только уже своя собственная, скорей всего, будет важным основанием во взрослой жизни. В таком случае жизненно необходимыми навыками являются навыки построения близких отношений в маленьком семейном «коллективе»

Отношения в большом коллективе носят характер необязательности, здесь можно менять «друзей», дружить вместе «против» кого-то, с кем-то не общаться вообще. Отношения эти неглубокие, неустойчивые, часто нелогичные т.к. основаны на вынужденном общении случайным образом собранных в одном месте людей.

Отношения в семье изначально глубоки, обладают своей логикой и историей. В семье невозможно легко прервать отношения, перестать «дружить». В семейных отношениях любой участник поставлен в условия каждодневных близких отношений, которых нельзя избежать, а потому необходимо делать их комфортными для себя и для других. Есть множество семей, где люди пытаются строить отношения так, как они научились в коллективах – и получают в итоге подобие такого коллектива с отсутствием близости,  поверхностными отношениями и связями.

Я убеждена, что для воспитания социально успешного и здорового человека его необходимо учить строить близкие отношения с немногими людьми внутри семьи! И научиться этому ребенок может только в процессе жизни в семье, а не проводя половину своего дня в школе в совершенно другой системе отношений, ценностей и авторитетов.

Моя маленькая дочь своим поведением в очередной раз подтвердила мои убеждения. Когда ей исполнилось 2 года, я задумалась, не засиделась ли она (и я) дома, не пора ли ей пообщаться со сверстниками и получить свою долю «раннего развития» в каком-нибудь развивающем детском центре. Старший сын ходил на подобные малышовские занятия, и они ему нравились. Решила попробовать с дочерью. Занятия специально выбирала такие, в которых родитель, чаще мама, участвует вместе с ребенком. Но и в моем присутствии дочь повела себя очень недоверчиво: на протяжении нескольких занятий участвовала в них очень мало, забивалась в уголок и внимательно наблюдала оттуда. После занятий могла воспроизводить виденное и слышанное, и даже с удовольствием, но во время них обычно вела себя очень отстраненно, несговорчиво и меня «одергивала», если я начинала выполнять какие-нибудь задания (особенно танцы-песни) вместо нее. Я сделала вывод, что все это – личные особенности дочки (сын в свое время вел себя совершенно иначе) и решила еще немного походить и бросить эти неудачные «выходы в свет», если так будет продолжаться.
Надо сказать, что старший сын проявил неожиданный интерес к занятиям сестры. Подробно расспрашивал, что и как там мы с ней делали, какого размера было помещение, какие игрушки и приспособления, какой преподаватель, как она себя вела, во что играла, как танцевала... Когда он меня утомил своими бесконечными расспросами, я пообещала сводить его, чтобы он все увидел сам. Случайно получилось так, что в тот день, когда мы втроем – я, дочь и сын - пришли на занятие, все остальные дети и родители отсутствовали. Фактически, преподаватель провел индивидуальное занятие с нашей СЕМЬЕЙ. Я была изумлена тем, насколько иначе вела себя дочь в этой ситуации – чувствовала себя свободно, во всем участвовала, с энтузиазмом выполняла все задания, танцевала и получала явное удовольствие от происходящего. Я обрадовалась этой перемене, однако на следующем, обычном, занятии ее поведение стало прежним. Для меня стало очевидным, что, во всяком случае на тот момент, развивающей средой для дочери являлась именно семья и отношения в ней, а не специально организованные взаимодействия со сверстниками и педагогом.

 

В

опрос авторитетов мне кажется также очень важным. Уже в первом классе школьнику приходится решать дилемму: Кто главнее - родители или учитель? Она может существовать в неявном виде, но существует и уже классе во втором обычно получает такое решение: «Мама, ты ничего не понимаешь, надо делать, как Мариванна сказала!» Знакомо? Родитель, в любом случае, проигрывает в этом «сражении авторитетов». Почему?

Во-первых, такое положение дел поддерживает школа. Почему-то родитель, приводящий ребенка в школу, считается тоже «подопечным», которого надо наставлять, воспитывать наряду с ребенком. Ребенка же родитель как бы передает школе целиком и полностью вместе с правом на его воспитание (не только обучение).

И отсюда следует - во-вторых: сам ребенок вынужден выбирать в авторитеты учителя, потому что он полдня учится у него, общается с ним и, главное, потому что родители сами добровольно сложили с себя соответствующие полномочия.

С

вопросом авторитетов напрямую связан вопрос о том, чему учится ребенок у учителя. Я имею в виду, не школьные дисциплины, а жизненную философию (жизненную позицию, взгляды, цели, суждения…), которую он впитывает и воплощает в собственную жизнь, находясь рядом с более или менее авторитетным для него человеком. И это снова возвращает нас к целям самих родителей.

Например, для сына успешного предпринимателя – мужчины, самостоятельно распоряжающегося своим временем, ресурсами, материальный успех которого напрямую зависит от эффективности его мышления и действий – нелогичными, противоречащими семейным жизненным установкам и ценностям будут как устройство всего обучающего процесса в школе, так и сама фигура учителя, его олицетворяющая: наемного работника, подчиненного, работающего за зарплату по строго определенному расписанию, программе, чаще всего с философией «я человек подневольный» и большим или меньшим недовольством своим материальным положением. Если мать по семейным убеждениям и возможностям не работает, сама занимается воспитанием и обучением своих детей, то для ее дочери пример учительницы – работающей (часто - вынужденно) и передающей своих детей на это время на воспитание и обучение в детский сад или школу – будет противоречить материнскому опыту и жизненным приоритетам семьи.

Эти противоречия вовсе не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. И влияют они не только на социальную успешность ребенка (и родителей), но и на их духовное здоровье, о чем пойдет речь ниже.

Что может дать домашнее образование для ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ?

Возраст 6-7 лет для ребенка – это возраст, когда у него начинает складываться осознанное мировоззрение, определенное отношение к миру, людям, жизненным событиям.  Естественно, источником и основой его мировоззрения являются родители, семья. Мне кажется крайне важным, чтобы в этот период существующая у ребенка картина мира была понятной, целостной и непротиворечивой, поддерживающей, а не разрушающей, гармонизирующей, а не вносящей диссонанс в его жизнь. Позже подросший ребенок может пересмотреть, раскритиковать и отказаться от мировоззрения родителей, но и для этого ему необходимо начальное основание, которое можно будет критиковать и пересматривать.

Посещая школу, ребенок не только осваивает определенные знания и умения, но и впитывает существующие там мировоззренческие установки. Как я уже писала выше, это устаревшие, нежизненные установки, часто входящие в конфликт с семейными установками, да и просто с наблюдениями ребенка. Необходимость адаптироваться к постоянно возникающим противоречиям отнимает много душевных сил и энергии у ребенка. Пытаясь найти компромисс, ребенок привыкает врать сначала окружающим, потом, незаметно, самому себе. Есть дети, не приемлющие компромиссов и вранья, они пытаются вступать в борьбу со школой за свои убеждения, но шансов выиграть у них нет, а шансов пострадать в этой борьбе очень много. Я уверена, что духовное сражение со школой не может быть выиграно,  поэтому в него вообще не стóит вступать. Большинство детей-школьников это чувствуют и, пытаясь хоть как-то сохранить себя, идут на компромиссы, вранье и т.д. Получается замкнутый круг. Есть ли выход?

Я вижу его в домашнем образовании. Только дома, под духовной защитой родителей, ребенок получает возможность не сражаться с системой напрямую. Что при этом получает ребенок? Прежде всего – свободное время и спокойствие ума и чувств. Время и подходящий настрой подводят ребенка к важным для него вопросам бытия, которые он может обдумать и выразить сам или обратиться с ними к родителям.  Его мировоззрение формируется постепенно без грубых вмешательств со стороны.

В заглавии я заявляла, что домашнее образование – это путь не только к здоровью ребенка, но и к ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ. Это действительно так. Я писала, что отдавая ребенка в школу, родители также поступают туда сами – своим действием они выражают принципиальное согласие со школьной картиной мира, с теми ценностями, идеями и идеалами,  на которых основывается деятельность школы.  При этом конфликт мировоззрений родителей и школы является гораздо более острым, так как мировоззрение родителей уже сформировано и ежедневно применяется и проверяется на практике.  Поскольку обязательная учеба в школе длится в Беларуси 9 лет, то такова длина и этого хронического конфликта.  Несложно представить его последствия для здоровья родителей в том случае, если они отнесутся к нему со всей глубиной понимания и ответственности. Однако такое напряжение не под силу человеку и не имеет смысла (Духовное сражение со школой не может быть выиграно…), поэтому родители обычно предпочитают самоустраняться, не проникая глубоко в то, ЧТО делает школа с их ребенком. Я могу это понять, но не считаю выходом. И уверена, что здоровья такая позиция также не принесет.

Дело в том, что человек хорошо, уверенно чувствует себя в жизни, когда осознает себя ее хозяином, т.е. является причиной происходящих в ней событий и способен контролировать большинство этих событий и влиять на них.  Очень тягостным является положение, когда человек чувствует, что жизнь его не подчинена ему, что ею управляет кто-то со стороны, а он сам не способен вмешаться в ход событий. Школа как раз ставит родителей в такое положение – они наблюдают за тем, что происходит в ней с их ребенком, но оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние не могут. Объем и выбор изучаемого материала, количество предметов, расписание, мировоззренческие установки учителей…  - все это и многое другое недоступно влиянию родителей.  Скажу больше, в новом Кодексе об образовании Республики Беларусь существует пункт, запрещающий родителям вмешиваться в процесс обучения своих детей. В начале этого учебного года в одной из минских школ администрация хотела взять со всех родителей расписки (!) о соблюдении этого требования.

И

так, я считаю, домашнее образование избавляет родителей от очень серьезного, долгодействующего стрессового фактора, что, несомненно, благотворно сказывается на их здоровье. Справедливости ради надо отметить, что «избавляет» не совсем точное слово, т.к. сам конфликт никуда не исчезает и даже краткие контакты со школой (оформление ребенка, консультации, аттестации и т.п.) актуализируют его, делают явным. Но в случае домашнего образования гораздо легче сохранить в этом конфликте нейтралитет и свою внутреннюю устойчивость.

К

роме внутренней уверенности и спокойствия домашнее образование облегчает жизнь родителей в практическом плане. В частности, режим дня в семье не зависит от школьного расписания, родители могут составлять гибкий график занятий и кружков ребенка, исходя из нужд и возможностей семьи. В результате, значительно уменьшается количество суеты. При этом семья становится гораздо более свободной в своих перемещениях – совместные поездки и прогулки не ограничиваются выходными и праздничными днями, при необходимости семья может надолго уехать, ни с кем не объясняясь, ни у кого не «отпрашивая» ребенка.

Семья или один из родителей находится дома с ребенком или детьми, что ощутимо укрепляет связи внутри семьи, сближает ее членов, создает чувство общности и защищенности.  Таким образом, я убеждена, домашнее образование влияет не только на здоровье членов семьи, но и на СЕМЕЙНОЕ ЗДОРОВЬЕ в целом.

Напоследок хочется сказать, что при всей привлекательности описанных здесь результатов домашнего образования, это непростой путь. Сложность его состоит вовсе не в самостоятельном освоении обязательной школьной программы, как кажется новичкам, это как раз самая легкая его часть (хотя, зачастую неприятная и раздражающая из-за большой доли бессмысленности).  Сложность состоит в том, чтобы предложить своему ребенку альтернативу тому образованию, которое вас не устраивает, причем предложить не чисто теоретически, а своим примером, всем устройством и течением своей жизни. Если же предложить вам нечего, то домашнее образование превратится в «школу на дому», в чем лично я не вижу смысла.  Домашнее образование должно органически вытекать из образа жизни и мировоззрения родителей, которым УЖЕ есть, чему научить своего ребенка.

 

Х
отите учить своего ребенка дома? Не знаете с чего начать? Не понимаете, нужно это вам или нет? Начните с "Опросника в помощь родителям".

Назад в раздел