Моя идея образования состоит в том, чтобы расшевелить мозги молодёжи и воспламенить их умы. Роберт Мэйнард Хатчинс, 1973


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Опросник Питера Грея

Питер Грей, профессор психологии в Бостонском колледже, ведущий научно-исследовательскую работу, опрашивает анскулеров что такое в их понимании анскулинг и что анскулинг дал их семье?
автор: Питер Грей
перевод: Татьяна Асакура

Питер Грей

П

ять месяцев тому назад в сентябре 2011 г. я опубликовал обзор различных движений в анскулинге и предложил семьям анскулеров поучаствовать в исследовании. Опросник, созданный  с целью выяснить состав семьи и возраст, пол детей, занятость родителей и историю отношений со школой каждого ребенка был опубликован на сайте Пата Фаренга "Учение без школы" (Pat Farenga's Learning Without School) и сайте Джен Хант "Проект: "Естественный ребенок" (Jan Hunt's Natural Child Project).  

Я попросил еще респондентов дать определение анскулингу, который практикуется в их доме, что привело к нему, какие самые значимые достижения и трудности возникли в связи с ним.

Мы с коллегой Джиной Райли (Gina Reiley), профессором дефектологии, проанализировали ответы и подготовили отчет для публикации в журнале об образовании.
 
Здесь, в серии заметок, моей целью является более обобщенное и популяризованное  изложение полученных результатов. В первом своем сообщении я предоставлю общую статистику по семьям, затем остановлюсь на их понятии анскулинга и на выявленных полезных моментах.

В дальнейшем я сосредоточусь на путях к анскулингу и встречающихся трудностях.

Что я могу сделать тут, в отличие от  более академических кругов, - это представить многочисленные отрывки из анкет.
Многие наши респонденты - талантливые рассказчики, свободно выражающие свои анскулерские эмоции на письме.

Кто заполнил опросник?

В целом, 254 семьи, хотя в 23 из них дети не достигли возраста 5 лет, считаемого в Америке школьным. И мы не включили их в отчет.
Из оставшихся 231  семьи 186 были из США, 19 из Канады и 26 из других стран, в основном, европейских. Американцы были из 34 штатов,  и наиболее многочисленны были представители  Калифорнии (23), штата Нью-Йорк (14) и Орегон (10).
 
Из 231 семьи 48 имеют одного ребенка, 104 с двумя, 51 с тремя и остальные с 4 и больше детьми. Заполняла опросник мать.  В 9 семьях отец, и в  двух сам повзрослевший анскулер. Большинство семей были полные, 21 семья представлена одинокой матерью и одна - одиноким отцом.
 
Касательно занятости на рынке труда, примерно половина матерей определяют себя как домохозяек (часто с частичной занятостью), а остальные поровну разделяются на специалистов, частных предпринимателей и "других".

Пожалуйста, имейте в виду, что этот отчет не является случайной выборкой  анскулеров всей  страны, а, скорее, респонденты сами активно нашли опросник и озаботились заполнением  его. Можно сказать, что они самые активные сторонники анскулинга и желают  пропагандировать  его. Мой дисклеймер касается только этой группы респондентов и ни в коем случае не всех анскулеров в общем.

Как респонденты определяют анскулинг?

Ранее я определял анскулинг как просто непосещение школы. Я утверждал: "Анскулеры не посылают своих детей в школу и не делают дома  школьных заданий. Точнее, они не составляют программы, не вынуждают детей выполнять определенные задания с целью обучения,  и не  тестируют их для определения процесса продвижения в учебе. Вместо того, они позволяют детям следовать их интересам и учиться своим способом тому, что им необходимо  для их призвания. Они различными способами создают контекстную среду и поддержку для научения ребенка. Жизнь и  процесс обучения не происходят в вакууме, они вплетаются в культурную  среду, где родитель-анскулер помогает определить  направление и наладить контакт с  окружением."
 
В опросе был пункт: "Пожалуйста, поясните кратко как ваша семья понимает анскулинг, какую долю ответственности за обучение детей берете вы на себя (только в общем)."


Все  респонденты особо подчеркнули, что именно дети выбирают направление своего образования и что образование  неотделимо  от жизни как таковой. Ответы, однако,  разделились на три категории по роли родителей - в зависимости от степени вовлеченности родителей  в процесс направления или мотивирования  учебы детей. Эти категории никак не касаются участия родителей  в обычной жизни детей (см. примечание).
 
По нашему  определению 100 семей (43%) подпадают под категорию 1. Родители в них наиболее интенсивно подчеркивают роль  ребенка  и не  описывают своих действий, направленных на задачу "образовать" ребенка, кроме исполнения его пожеланий. Один их респондентов этой группы написал: "Анскулинг равен свободе в образовании и в жизни.  Мы откладываем в строну парадигмы и утвержденные школьные правила и доверяем детям мостить самим свой путь  в своем собственном процессе обучения. Ценно все, что они познают на опыте. Мы в них верим".

Другой пишет: "Анскулинг для нас - это отсутствие планов, расписания и постановки целей и задач обучения. Ребенок сам несет ответственность за что, когда, и сколько он изучает".

Во вторую группу нашей классификации попали 96 семей (42%) респондентов. Их отличает от первой только упоминание о волевом направлении или мотивировании детей к учебе. В качестве примера приведу написанное одним из родителей: "Мы определяем анскулинг как создание насыщенной среды для своих детей, в которой расцветает естественный процесс познания и увлеченности. Мы хотим, чтобы наша семья означала для нас отношения: друг с другом, с нашими увлечениями и интересами, с радостями  жизни вокруг. Я вижу себя соратником и опытным проводником моих детей  в поиске материалов и людей, которых они сами не нашли бы. Я показываю им предметы, места и людей, которые могут быть им полезны, но не давлю на них, не чувствую себя отвергнутым и не впадаю в отчаяние, если им они покажутся не интересными".

 И, наконец, в третью категорию попали 35 семей (15%) респондентов, которые пребывают в промежуточном состоянии между анскулингом и тем, что я бы назвал "расслабленным" домашним образованием. У родителей имеется хотя бы несколько специфических целей обучения на уме и они направленно следуют в направлении достижения этих целей. Примером служит высказывание: "Мы уверены, что по большому счету нашей дочери следует поглубже  изучать то, что ей интересно, и наш родительский долг обеспечить ей возможности для обучения. Я обычно прошу ее сделать каждый день что-то познавательное, узнать новое (и объясняю почему научиться чему-то новому ежедневно может быть так круто!)".

Каковы выгоды от анскулинга для этих семей?

Вопрос выгод и преимуществ стоял на последнем месте в опросе. Сформулирован он был так: "Что для вашей семьи стало наиболее значимым преимуществом анскулинга?"
Вопрос вызвал самые подробные и глубокие размышления в ответах.

Наиболее часто встречались следующие высказывания:

  1. Преимущества в учении для ребенка. По меньшей мере 132 респондента (57%  от общего числа) высказались в этом ключе. Они написали, что их дети изучают больше, или более эффективно учатся, о изучают более близкие им темы, либо учатся более охотно в ситуации анскулинга, по сравнению с возможным посещением школы или обучения по школьной программе дома. Многие добавли, что их дети учатся лучше, потому что их любопытство и желание учиться никто не нарушал, и они сами занимаются своим образованием.
  2. Эмоциональный и социальный аспект.  По меньшей мере 116 респондентов (50%) указали преимущества в этом спектре. Они написали, что их дети счастливее, более расслаблены, уверены в себе, легче соглашаются и идут на контакт, чем они же потенциальные школьники или даже на домашнем обучении. Многое касалось в этой категории социальных преимуществ:  дети общаются с представителями разных возрастных категорий, не только с ровесниками как было бы в школе.
  3. Близость членов семьи.  По меньшей мере 131 респондент (57% опрошенных) назвали что- то из этой категории. Они написали, что благодаря анскулингу могут проводить больше времени друг с другом как семья, делать вместе что хочется, и отсутствие суеты вокруг домашних заданий и других школьных дел позволяет сохранять теплую и дружелюбную атмосферу дома.
  4. Освобождение всей семьи от привязки к школьному расписанию. Не меньше 84 семей (36% от всех) назвали преимущества из этой категории. Они написали, что свобода от школьного расписания позволяет им и детям действовать  заодно  в соответствии с естественными ритмами по своему выбору и путешествовать, что невозможно было бы со школой. Некоторые написали, что не имея жесткого расписания, их дети смогли поучаствовать в проектах местного сообщества или поработать.

В оставшейся части своего сообщения я приведу 33 цитаты из опросника, касающихся преимуществ анскулинга. Высказывания отражают мнения и  энтузиазм этих анскулерских семей яснее, чем любой пересказ и обобщение.

П
оскольку вы вряд ли будете перечитывать все цитаты, я здесь, а не в конце, замечу, что Ваши комментарии и вопросы приветствуются. Каков Ваш опыт анскулинга? Можете ли Вы представить его в действии в своей семье? Если бы Вы создавали  опросник, какие вопросы бы Вы включили в него?

Этот блог я веду как площадку для дискуссий, и Ваше мнение важно для меня и моих читателей. Луше оставить свои комментарии здесь, не посылая их мне на электронную почту. Таким образом Вы поделитесь со всеми читателями, а не только со мной, если только это не касается исключительно нас двоих.

Я читаю комментарии и отвечаю на них.

Высказывания наших анскулеров:

Каждая цитата приведена от одного респондента.

  • ау... список можно на километры растянуть! Больше времени проводим вместе, меньше споров, мы говорим о себе как о семье, видим как дочь увлеченно погружается в предметы, выбранные ей самой, она высыпается, не болеет простудами, которые цепляла в школе, спокойно ходит по музеям с нами, не торопится, опаздывая в школу, нет домашних работ и обязаловок, нет дисфункционального школьного сообщества, не надо обеды паковать в коробочку, не надо заполнять постоянно и отсылать всякие формуляры, не надо волноваться о результатах тестов / оценках/что учителя подумают, можно тратить "школьные"деньги на то, что на самом деле хочется познать. Хотя, на самом деле самым главным бонусом является наша внутрисемейная связь. Насколько велика разница в настоящем, когда у нас есть время друг для друга. Школа не просто занимала все время нашего ребенка, она постоянно отнимала время у нас всех!"
  • нас дети полны радости, любви к учению, творческие, самостоятельные, увлеченные, полны энтузиазма и игривы, они думают и спрашивают-они любознательны. Братья и сестры очень дружны.  Мы все привязаны друг к другу и проводим много времени вместе. Наши дети способны познавать и исследовать мир."
  • й, их так много, всяких выгод.... Любознательность, сохраненная на всю жизнь, близость с членами семьи, необычайные достижения, когда начинается подготовка карьеры, и силы, которые приходят с осознанием что мы сами по себе  в этом мире, который утверждает что мы есть то,  что имеем и чем кажемся. Я вижу это каждую неделю, когда мои дети возвращаются из колледжа, а моя старшая дочь, биолог- исследователь, с работы. Они сидят за столом после ужина и обсуждают свои довольно таки эзотерические увлечения или спорят как только любящие друг друга люди могут делать.потом, как взрослые, они выходят из- за стола на работу вместе, сплоченные на годы. На исходе дня они возникнут на пороге, все так же вместе, все так же обсуждая что- то, планируя и смеясь. Мне трудно представить бОльшие достижения."
  • амым большим достижением анскулинга можно назвать жизнь, ориентированную на семью вместо какого-то учреждения. Наша "сова" может позволить себе встать попозже, а наш "жаворонок"- пораньше, нам не нужно подлаживаться под школьное  расписание. Наши дети учатся постоянно, в отличие от того, как их приучают заниматься одним предметом в определенное время,  по звонку с пятидесятиминутными интервалами. Нам несказанно повело жить в таком месте и в такое время, когда можно наслаждаться свободой анскульной жизни."
  • ще плюс в том, что мои дети сохраняют огромную любовь к учению и к жизни, которую не разрушали традиционной школой. Поэтому нет у нас борьбы за власть дома, как у других, во время укладывания спать или домашних заданий.... В конце концов, гармоничные отношения не должны быть основаны на силе и власти, и я могу сказать, что у нас этого нет, и мы проводим время вместе как семья не по принуждению, а по взаимной приязни и любви. Что может быть лучше этого?"
  • идеть как дети учатся естественно, в своем ритме, без принуждения. Видеть сколько творчества и воображения у них без нужды подстраивать их под чужие требования и указания. Видеть их, погруженными в предмет, который мне и вообразить то трудно."
  • огда я общаюсь с друзьями, дети которых ходят в школу, я поражаюсь как много в их жизни вращается вокруг школы. Лечь спать, чтобы проснуться к школе, сложить обед,  придти домой, потому что домашнюю работу делать надо, приготовить и организовать все назавтра.  Вокруг этого столько споров и препирательств- фу просто. Так сложно,  когда  должен иметь  расписание и третировать окружающих следовать ему!"
  • ети могут погрузиться глубже в занятия, интересные им, больше времени посвятить предмету, к которому есть интерес, они могут участвовать в реальной жизни, получать жизненно необходимые навыки и общаться с людьми разных возрастов. Им не надо тратить своего времени на постоянные повторения, скучные домашние задания, задачи выше или ниже их умственных способностей и на выяснения отношений со взрослыми, с которыми у них никаких отношений нет и быть не может. Они могут  быть сами собой, узнавать себя и становиться те, кем им хочется быть по-настоящему."
  • есь мир с его потрясающими возможностями- игровая площадка для моих детей. Мы с мужем твердо верим, что если сейчас наши дети свободны в выборе своих занятий, то когда они вырастут и пойдут на работу, у них будет выше шанс понять свой выбор и почувствовать смысл в своей работе и жизни, получить от них удовольствие."
  • риятно смотреть, как наша дочь расслаблена и наслаждается каждым своим днем, особенно в сравнении с прошлыми школьными годами. Свобода от школы и ее ожиданий, свобода жить и быть стали облегчением для всех нас."
  • идеть как наши дети учат так много и так легко. Я наблюдала, как моя пятилетняя дочь сама научилась читать и писать. Это самое потрясающее зрелище. Как будто она коды расшифровывала."
  • амым большим преимуществом анскулинга для нас была возможность наблюдать как расцветает творческая натура наших дочерей, их способность мыслить вне рамок, их изоборетательность и естественное желание задавать вопросы и и узнавать все возможное о мире вокруг них. А так же видеть их, осваивающихся с мыслью, что ошибки являются неотъемлемой частью и основой роста и последующего учения, что они полезная и необходимая часть процесса обучения. Они не бояться приложить руку к чему угодно."
  • оверие! Путь анскулинга научил меня верить своим ощущениям, верить, что дети знают что для них правильно и хорошо. Идеальной жизни нет  , а ошибки являются нам зеркалом, показывая что мы могли бы сделать по - другому и как поступить сейчас с тем, что мы узнали."
  • писок конца не имеет: самое важное- что учение просто часть обычной жизни, так же естественно и необходимо, как дыхание - и ему не нужна привязка к определенному месту и времени. Но так же и то, что можно больше посвящать времени друг другу, узнавать друг друга так близко. Путешествовать когда нам заблагорассудится (оказалось полезно, когда девочки начали ездить на соревнования по фехтованию). То, что девочки были хозяйками своих знаний, несмотря на сомнения порой, ко времени повзросления они знали как научиться тому, что им надо, потому что они делали это всю свою жизнь. Что девочки выросли любознательными и могли удовлетворить свою любознательность, что они не были ограничены школьными учебниками и могли читать то, что мы называем "настоящие" книги. Что девочки научились самоорганизации и расстановке приоритетов во времени, Распределению энергии так, чтобы на все хватило сил. Что у нас была роскошь не только учить тому, что хочется и когда хочется, но и исследовать пути как лучше это сделать, которые менялись год от года и от предмета к предмету. Что никому не надо было спрашивать разрешения в туалет сходить.  Что мы могли есть во время чтения, если захочется."
  • юбознательность трех-или четырехлетки все еще с ним. Жизнь по его мнению интересна и увлекательна. Он уверен, что в силах сделать все, что ему хочется".
  • громное облегчение от стресса и детям, и мне... Возможность спать и есть в нашем естественном ритме... Учиться в своем режиме, наиудобнейшим для них способом, информация и навыки, которые они сами для себя выбрали, и удовольствие от учения в связи с этим!"
  • вобода! Они живут как свободные люди и расцветают как личности! У них достаточно времени разобраться кто они, что им нравится, что интересует, у них есть время на то, на что школьникам обычно не хватает, они свободны от буллинга и угроз со стороны учителей, и у них есть группа друзей- таких же хоумскулеров, очень милых, обычно счастливых и оптимистичных, дружелюбных, интересных и любознательных."
  • ще одно преимущество в том, что мой сын избавился от стресса, он счастлив. Я поняла, что удерживая его в школе, я душила его творчество, страсть и учила тому что он должен  это все отложить в сторону, подчиниться окружению и его директивам: они решают что ему нужно учить. он хочет работать и зарабатывать, и он сейчас может принести свою пользу обществу, вместо того, чтобы сидеть в классе весь день."
  • не вернули моего сына. Школа хотела приписать ему диагноз, которого у него не было. Он просто очень креативный, сверхчувствительный человек, которому есть что предложить миру. У него никогда не было проблем во взаимоотношениях с другими детьми. Он повсюду находит друзей и с бывшими одноклассниками поддерживает отношения. Анскулинг стал для нас просто благословением, снял с нас напряжение и позволил сыну следовать его призванию... И творить, придумывать, думать за себя. Он сейчас читает лучше, чем когда либо в школе."
  • онтроль, например. Моя младшая - это ходячая битва за власть, она любой момент жизни может превратить в выяснение кто тут главный. Позволив ей обучение сделать своим собственным выбором и ответственностью, мы намного улучшили наши отношения, и сама она тратит силы на учебу, а не борьбу. Нам и так  хватает споров по поводу чистки зубов и одежды по погоде."
  • чувствую себя как будто должна оценить значимость дыхания.  Нам не надо расписаний, не надо предполагать, судить, направлять или взволнованно оценивать. Мы просто можем наслаждаться обществом друг друга. Мой сын может жить, сфокусировав внимание на том, что ему нравится в настоящий момент."
  • обожаю наблюдать как дети растут и учатся, и задают вопросы.Мне нравится, что можно одним делом меньше тревожиться(выбивая время на школу) и мне приятно не покупать ничего и не планировать по учебному плану. Я смотрю на других хоумскулеров и жалко их, вечно обеспокоенных. Достаточно ли выучил мой ребенок? Тот ли план мы выбрали? Сколько это нам будет стоить? Я вижу как выгорают обычные хоумкулеры в этих заботах. Разве они не знают, что дети без их усилий выучатся?"
  • о меньшей мере, наши отношения с детьми процветают. Нам не пришлось проходить подростковые страхи и мятежи, которы так часто считают нормой. Я не думаю так. Если семья строится на основании совместного труда всех в семье   и взаимопомощи, где акцент стоит на счастливом учении, очень трудно НЕ жить в согласии и и не дружить. У школ есть особый дар настраивать родителей против детей, разрушать отношения, которые расцветают в другой среде. Когда дети и все остальные вокруг могут расслабиться и получить удовольствие от жизни, от учения по интересам, они становятся счастливы. Когда люди счастливы, они лучше относятся друг к другу, учатся друг у друга и становятся сильнее и здоровее. Это распространяется на все аспекты семейной жизни, и на отношения сиблингов тоже. Я уверена была всегда, что учение случится, и оно будет потрясающим! Но не ожидала такой разницы в отношениях с детьми в нашей семье по сравнению с семьями, где дети школьники."
  • идеть как интерес к учению растет вместо уменьшения, видеть их пользующимися своими знаниями в разговорах и в игре с другими вместо того, чтобы выкинуть их из головы после контрольной".
  • частье и радость, которые мы испытываем каждый день- это самое большое преимущество. Мы избавились от стресса в жизни, позволив себе жить как хочется, по нашему выбору. У нас очень близкие отношения, построенные на любви, доверии друг к другу, уважении. Как преподаватель, я вижу, что у моей дочери есть потрясающие навыки критического мышления, которых порой не хватает моим студентам в колледже. Моя дочь живет и учится в реальном мире и ей это нравится. Чего еще желать?"
  • лядя на моих выросших детей,  я вижу что они и надежно самомотивирутся, оба общительны и лучше социализированы, чем я была в их возрасте, оба живут той жизнью, которую они построили по своим способностям и представлениям. Это очень радует. Кроме того, мы все сохраняем близость, которая произрастает из нашего общего опыта, пронесенного через их детство."
  • наблюдала как растет увлеченность сыновей. Они счастливы, разговорчивы, гордятся собой и своими делами. Они знают так много по сравнению со своими ровесниками- школьниками. Их склад ума не формировался под влиянием  негативизма или ограничений, как у школьников. У них огромное воображение."
  • ои дочери креативны и мастеровиты, по их словам- любили колледж больше, чем их усталые и выгоревшие одногруппники, критически настроены и мыслят научно, воспитанные люди."
  • нскулинг сохранил обоим моим детям чувство собственного достоинства, по разным причинам. Один был заклеймен как школьный" плохиш", и если бы пошел дальше тем же путем, с учителями, которые были открыто враждебны ему, он бы кончил алкоголиком и наркоманом в старшей школе. Когда мы вывели его из школы, не только его самооценка возросла, но и отношения, которые были до школы, вернулись.
  • очери диагностировали "трудности в обучении" и мне сказали, что она никогда не научится читать и не выполнит программы ни одного класса. И что ей всегда нужна будет специальная помощь. Всего что нужно было - это держать ее подальше от школы и дать ей возможность учится в своем ритме, и ей не придется всю жизнь считать себя идиоткой."
  • нскулинг не панацея, не защитит от неприятностей или сложностей жизни. Важно не упрощать и не романтизировать этот процесс. Наши дочери прошли через проблемы и препятствия как все подростки в нашем обществе. Они исключительно умны и хорошо образованы, но так же были бы они и в школе, если бы ходили туда. Думаю, что главное различие состоит в том, что они знают себя намного лучше, чем мы в их возрасте.Они, возможно, ближе других находятся к своему жизненному пути. На это мы надеялись, и если окажется так, то усилия того стоили."
  • а этот вопрос могут только сами дети ответить. Для нас все что нужно- это их радость. Сейчас у наших детей свои дети, и они тоже выбрали путь анскулинга. Ежедневно они живут жизнью совершенно отличной от той, которая была у них перед глазами."
  • ир, радость, доверие меж нами превосходят все мои ожидания от детско- родительских отношений. Видеть ее (дочь) в своем естественном образе. Ее уверенность, ее любопытство, радость с которой она живет- это все ее сильные стороны, которые, я думаю, уничтожила бы школа. Наблюдение за ней, увлеченной своим делом, преподало нам и взрослым вокруг урок - она самое сосредоточенное создание из всех кого я встречала. Она может часами трудиться над чем- то ей важным, и оно не будет "работой" или "трудом". Хотя, мой язык не точен. Я думаю, что если бы она была в школе, ее бы диагностировали с СДВГ."
  • частье моей дочери, ее любознательность, любовь к исследованиям, ее свобода. Свобода наша, как семьи, наше сотрудничество, и доверие друг к другу остались неразрушенными."

Примечание

2 марта 2012 г.

В

предыдущей версии этой статьи я разделял три группы понятий анскулинга  на "радикальный анскулинг", "умеренный анскулинг", и  "расслабленный хоумскулинг" по типам ответов родителей. Но как мне указали сами родители, "радикальный анскулинг" в их среде означает совсем другое, и поэтому я просто обозначил тип группы номерами: 1, 2 и 3.

Опубликовано 28 февраля 2012 г. в "Свобода учиться"

Назад в раздел