Не запрещать им [детям] играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.    (Екатерина Великая из «Наставлений к воспитанию внуков»)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Опросник в помощь родителям “Нужно ли вашей семье домашнее образование детей"

Опросник в помощь родителям

“Нужно ли вашей семье домашнее образование детей»

Михалко Вероника
Этот опросник логически связан со статьей «Домашнее образование – путь к здоровью ребенка и родителей». Он поможет примерить мысли и идеи, изложенные в ней, к вашей конкретной жизненной ситуации, по крайней мере, укажет способ, как это можно сделать.

Что нужно учесть, принимая решение о ДО, чтобы от этого прибавилось или, по крайней мере, не убавилось здоровья у ребенка и у всех членов семьи? Ответьте себе на основные вопросы, приведенные ниже, и задайте свои, специфичные для вашей ситуации.

Базовые вопросы:

  • Какова главная причина, по которой вы задумались о домашнем образовании для вашего ребенка? Или, для начала - к какому измерению она принадлежит: физическому, социальному, психическому, духовному?

  • Чем является для вас (вашего ребенка) ДО: вынужденная мера; необходимость; норма; планируемое; желаемое; роскошь; мечта?

ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ:

Вопросы

Примечания

1

Где вы живете (собираетесь жить): в городе, за городом, в поселении, деревне…? Будет ли рядом школа, удовлетворяющая вашим требованиям? Согласны ли далеко возить ребенка каждый день?

Далеко расположенная школа – отличное основание для оформления ДО, доступное пониманию и достойное уважения любого работника системы образования 

2

Сколько места в вашем жилье? Хватит ли его, чтобы для всех детей (и для вас) было выделено индивидуальное место для занятий и вообще для комфортной совместной жизни в течение дня?

 

Не забывайте, ваш дом – это не место для ночевки, а место для жизни. ДО детей – повод задуматься о том, чтобы расширить жизненное пространство ВНУТРИ вашего дома. Возможно, тогда вам захочется проводить там больше времени.

3

Какой у вас и у ребенка режим дня? Рано ли вы встаете? Когда у ребенка самая высокая трудоспособность? Совпадает ли это время со временем школьных занятий?

Неудачно выбранное время занятий может значительно снизить успешность обучения иногда почти сделать его бесполезным.

4

Какой темперамент у вашего ребенка? Может ли он длительное время заниматься одним делом? Легко ли ему высидеть долгое время на одном месте? Быстро ли он соображает, легко ли понимает условия задания, которое вы ему даете?

Быстро ли утомляется и восстанавливается?..

Есть дети, уже по своему характеру и темпераменту плохо приспособленные для системы школьного обучения. Они (и вы) могут потерять много здоровья (во всех его измерениях), приспосабливаясь к этой системе, и нет гарантии, что смогут приспособиться.

5

Есть ли у вашего ребенка физические особенности и проблемы со здоровьем, требующие особых условий, режима дня и/или питания, внимания со стороны взрослого (зрение, осанка, склонность к полноте, хронические болезни и т.п.)?

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ:

 

Вопросы

Примечания

1

Чем и как ваша семья зарабатывает на жизнь: наемная работа, индивидуальное предпринимательство, свой бизнес... Соответственно, к чему готовите ребенка, к какому способу обеспечивать себя? Задумывались ли вы об этом?

 

2

Кто отвечает (будет отвечать) за образование ребенка: один из родителей, оба родителя, репетитор, школа...? Есть ли такой взрослый, который возьмет на себя всю ответственность за образование ребенка? Есть ли у него возможность выделить время и силы на это?

Для женщины ДО – возможность уйти с нелюбимой работы и предоставить мужу увеличить свой доход на сумму зарплаты жены. В результате, жена получает время на образование старших детей, больше время на общение с младшими; муж – более спокойную жену (без проблем на работе), и вся семья, скорее всего (не автоматически, «обжитый», уютный и досмотренный дом, домашнюю пищу, близкие отношения между домашними…

3

В каком социальном окружении вы живете: есть ли вокруг вас люди, ведущие необычный образ жизни (например, предприниматели, не связанные наемной работой; много путешествующие люди; поддерживающие идеи естественного родительства; обучающие детей дома и т.п.)? Нравится ли вам их образ жизни? Хотели бы вы изменить свой?

Если вы хотите изменить свой образ жизни и/или свое окружение, делайте это одновременно: ищите людей, чей образ жизни вас привлекает, и меняйте что-то в своем, одно будет помогать другому.

4

Общителен ли ваш ребенок? Сколько общения и с кем ему необходимо: члены семьи, посторонние взрослые, сверстники, дети постарше, один-два близких друга… Для чего ему нужно общение: от скуки, обменяться эмоциям, информацией, самоутвердиться, научиться чему-то…

Странная проблема (опасение), с которой постоянно обращаются ко мне новички. Выход – строить свой круг общения из интересных людей. Их дети будут создавать круг общения ваших. Кроме того – кружкИ, студии, походы в музеи-театры, путешествия, общение через интернет…

5

Есть ли у ребенка интересы и занятия, которым он посвящает много времени (музыка, спорт, танцы…)? Есть ли у него занятие или направление занятий, которые могут стать, как он считает, делом его жизни, его профессией?

Школа может быть очень досадной помехой для человека с ярко выраженными интересами или просто для человека, которому есть, чем заняться

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ:

 

Вопросы

Примечания

1

Комфортно ли ребенку в вашей семье? Комфортно ли вам? Комфортно ли вам вместе со своим ребенком, когда вы проводите с ним много времени?

ДО не предполагает обязательного постоянного тесного контакта с ребенком (не нужно все время «сидеть с ним над уроками»), кроме как при обучении письму в самом начале. Обучение можно построить по схеме, которая устраивает и вас, и ребенка. Как правило, все идет к тому, что ребенок учится самостоятельно, а родитель помогает, проверяет, направляет – курирует.

2

Какие у вашего ребенка психологические особенности: чувствителен, плаксив, обидчив, агрессивен, замкнут, нетерпим к критике или давлению… Есть ли такие особенности, которые усиливаются в группе детей, не поддаются вашему воздействию, приобретают ярко выраженный негативный характер, делают ребенка несчастным, тревожным, ведут к болезням

Некоторые особенности ребенка автоматически становятся объектом насмешек в группе сверстников (хотя… объектом насмешек может стать что угодно, даже достижения и успехи)

3

Готовы ли вы к тому, что вам придется пересмотреть многие, а то и все свои взгляды, касающиеся обучения вообще и школьного обучения в частности (как и чему учить, что такое оценка и нужна ли она, что считать успехом, что неудачей в обучении и т.п.)? Заметить в своей жизни, своем поведении живучие школьные стереотипы и оказаться перед необходимостью не только обучать своего ребенка, но иногда и в корне менять свою жизнь?

Чем меньше школы остается в душе, тем легче и радостнее становится жить – этот процесс называется дескулингом для родителей.

 

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ:

 

Вопросы

Примечания

1

Насколько ваше мировоззрение совместимо со «школьным»? Существует ли между ними конфликт или вы никогда не задумывались над этим вопросом?

 

Если не задумывались, то стОит, т.к. у ребенка –школьника мировоззрение будет, по крайней мере, на 50 % состоять из того, что он усвоит в школе – не в виде знаний, а в виде мировоззрения людей, которые его будут учить.

2

Во что вы верите? Что или кто управляет жизнью человека? Что или кто управляет вашей жизнью? Каковы цель и смысл вашей жизни? Хотите ли, чтобы ваш ребенок дал те же ответы на эти вопросы?

 

3

Какой смысл вы видите в школьном обучении (если видите)? Что оно дает (если дает) для духовного развития человека?

 

4

Считаете ли вы, что в школе ваш ребенок встретит людей, достойных подражания? Считаете ли вы себя достойными подражания, хотите ли, чтобы ваш ребенок подражал вам и строил свою жизнь так, как строите вы?

То, что вы читаете эти строки, явно свидетельствует в вашу пользу

Назад в раздел