Розовый Слон. Система образования в поэзии (и не только)

Приветствуются любые рецензии и ссылки на интересные книги, полезные для родителей и детей, свободно занимающихся своим образованием.

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

Розовый Слон. Система образования в поэзии (и не только)

Сообщение zaharur » 20 янв 2011, 08:50

Вы помните песню о Розовом Слонике?
Лично мне только она и запомнилась из детсадовской поры.
Кто "убил" розового слона? Кто перекрасил его? Кто сделал его серым? О чём эта песня на самом деле? Может быть, это некая притча?
Давайте подумаем об этом, прочтя текст этой песни, а также другие стихи и прочие материалы, представленные ниже в этой теме. Благословенных вам размышлений!

РОЗОВЫЙ СЛОН

Где баобабы вышли на склон
Жил на поляне розовый слон.
Много весёлых было в нём сил,
Скучную обувь он не носил.

Умные тигры, глупый шакал,
Двигались тише, если он спал.
Был он снаружи чуть мешковат-
Добрые уши, ласковый взгляд.

Но наступили дни перемен,
Хитрый охотник взял его в плен.
И в зоопарке, пасмурным днём,
Стал он обычным серым слоном.

Звери смеются, шутят о нем:
"Ай да красавчик - серый, как дом!"
Слон улыбнулся, слон их простил,
Но, почему-то вдруг загрустил.

Зря унываешь, нету беды,
Я то, ведь знаю, - розовый ты!
Может случайно, где-то во сне,
Ты прислонился к серой стене!

Добрый мой слоник, ты извини,
В жизни бывают серые дни!
Скоро подарит солнце рассвет,
Выкрасит кожу в розовый цвет!
В розовый цвет!




Изображение

***
Поэтическое эссе анскулера 18 века Уильяма Блэйка, посвящённое профессиональному киллеру - Школе,
и её матери, заслуженной убийце детства - Системе Образования:

УЧЕНИК

Приятно выйти на лужок
Рассветною порой -
Трубит охотничий рожок,
И жаворонок со мной
Щебечет озорной.

А в школу не хочу идти -
И мне там не с руки,
Где под надзором взаперти
В узилище тоски
Корпят ученики.

О сколько дней я загубил,
Войдя в постылый класс!
Над книгами лишался сил,
Но знаний не запас -
Они мне не указ!

Поет ли птица или нет
Из спутанных тенет?
Как детям быть, когда Запрет
Их крылышки сомнет
И радости убьет?

Отец и мать! Коль вешний цвет
Обронит лепестки,
Коль не увидят яркий свет
Нежнейшие ростки
Под пологом тоски, -

To что созреет меж ветвей
На дереве таком?
И пору юности своей
Помянем ли добром
Глухим осенним днем?
Последний раз редактировалось zaharur 30 сен 2011, 09:27, всего редактировалось 6 раз(а).
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Сообщение zaharur » 20 янв 2011, 09:54

Из творчества Сони Шаталовой

Стихи о школе

Что такое «школа»?
Слово.
В нем пять звуков.
Просто дом, в который снова
Мы приходим грызть науку.
Скучно, серо… Лучше дома…
Или все же — мир огромный?..
А может, лестница в него?..
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Сообщение zaharur » 20 янв 2011, 11:04

Изображение

А. Солодовников, 1960-е гг.

Мальчик мой милый в коротких штанишках!
Я ухожу, а ты остаешься.
И будут твердить тебе устно и в книжках,
Что ты перестройки всемирной добьешься.
Что ты полетишь на другие планеты,
Поставишь на службу расщепленный атом,
У космоса новые вырвешь секреты
И сделаешь мир бесконечно богатым.
Что ты чудодействием техники брызнешь
На все, что подвержено Смерти и Горю,
И люди придут к ослепительной жизни
Не где-то, когда-то, а близко и вскоре.
Мой милый, мой бедный доверчивый мальчик,
Все это - игрушки, твое обольщенье.
Чем дольше играешь, тем дальше и дальше
Отводится миг твоего просветленья.
Но смерть приведет этот час за собою.
Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,
Что целую жизнь ты бессмысленно строил
Удобное кресло к финалу спектакля.
Что путь твой был предков извечной тропинкой,
Что двигался, дедов своих не догнав ты,
Хотя они шли в большинстве по старинке,
А ты пролетел в корабле астронавта.
И вот уже Смерти всеобщие двери!
Войдешь в них и ты со всемирным теченьем,
И скажешь: - Зачем я, зачем я не верил,
Что жизнь - это к Вечности приготовленье.
Зачем не собрал я богатство другое -
Сокровища сердца! Они б не иссякли,
Ведь целую жизнь ты бессмысленно строил
Удобное кресло к финалу спектакля.
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Сообщение zaharur » 21 янв 2011, 08:41

Хороший вроде бы стишок приведён ниже.
Добрый. Классический (19 век). И вроде даже такой набожный.
А под ним ссылка на один короткий видеоролик.
И после его просмотра думаешь: а добрый ли этот стишок на самом деле, в своей глубинной сути? Или только добра его форма?
Но если злой дяденька заманивает в подъезд десятилетнюю Тусю (или Мусю, или Нюсю, или даже Васю), то он тоже будет говорить с ней ласково, по доброму, по умному. И покажет ей кулёчек с леденцами, обёрнутыми в красивые фантики. А потом изнасилует её. Но даже при этом он будет убеждать её, что это совсем не больно, но даже приятно, и противиться этому совершенно не следует...


Л.Н.Модзалевский

Приглашение в школу.

Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь -
Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит...
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!


---

ССЫЛКА НА РОЛИК

А насчёт того, что "Бог не велит" (раз уж о сем зашла речь у Модзалевского) приведу следующий стих из Библии (повторённый там три раза):

Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.

(Библия, Песнь Песней Соломона. 2:7; 3:5, 8:4)
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Сообщение zaharur » 21 янв 2011, 13:26

Есть у меня и своя версия этого стихотворения.
Возможно, не всем она придётся по душе, но, как говорится: сказал А, говори и Бэ. Поэтому приведя здесь сие известное классическое творение, упомяну и этот римейк.


Детки, в школу собирайтесь! –
Петушок пропел давно.
Поскорее оставляйте
Детства яркое кино!

Вместо тайны пробужденья,
Вместо лучиков Любви,
Вы к усердному ученью
Припадайте от зари.

Наспех Богу помолившись,
Впопыхах хлебнув чаёк,
Поспешайте, вдохновившись
В вашу школу на урок

Не ходите, детки утром
На лужки да бережки
Не играйте детки утром
Вы в игрушки, да в снежки

И тропу в бору сосновом,
Ту, что к тайнам вас влечёт
Обходите стороною,
А в уме твердите счёт

Нужно вам считать проворно
Научиться поскорей,
Напрягайте ж мозг упорно
Для «возвышенных» идей.

Ведь подумайте вы сами:
С неразвИтыми мозгами
Вас лишь в дворники возьмут,
В те, что улицы метут.

И почётного диплома
Вам вовек не получить
И в Машину Вавилона
Как вас смогут завинтить?

Напрягайте ж мОзги, мозги!
Жаль, что отменили розги,
Но хоть бальная шкала
Пусть бы стимул вам дала.

Но грядёт Великий Дворник,
Чья метла наводит страх,
Станет Истины поборник
Возметать весь этот прах

Слышишь: стены затрещали
Технократии и лжи,
Недостроенными пали
Вавилона этажи.

Вспыхнут красные дипломы
В ярком пламени огня,
И развеяв прах Еглона,
Успокоится земля…
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Сообщение zaharur » 22 янв 2011, 05:37

А вот ещё одно стихотворение одной из моих самых любимых поэтов - Кати Сполитак (она писала свои стихи в возрасте 8 - 12 лет), а после него ещё один ролик. Для размышления.

Изображение

Двадцать первый век – царит компьютер-идол.
Интернета сеть – всемирная молитва.
По душе нам впору справить панихиду,
Предопределяя явный ход событий?
Чип вмонтировать спешат мне в душу,
Сердца трепет взять на подконтролье.
Кабель паутиновой ловушки,
Впрыснув яд, парализует волю.
Сочинённо-виртуальные событья, -
Может быть, они кому-то впору.
Ну а я держу окно раскрытым
В утро, в небо, в жизнь. И в звёздный шорох
Вслушиваюсь. Так шуршат страницы
Рукописей, и листва под ветром.
Так века проходят вереницей,
И зима идёт на смену лету...
В мире виртуального обмана
Чип компьютерный важнее хлеба...
Сквозь асфальт потухшего экрана
Прорастает блеск ночного неба.


ССЫЛКА НА РОЛИК
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Re: Розовый Слон. Система образования в поэзии.

Сообщение zaharur » 20 мар 2011, 07:05

Позволю себе немного "разбавить" поэзию прозой, сделать, так сказать, некоторую прозаическую паузу.
Уж больно близко по духу к изложенным здесь стихам это эссе, взятое мной с http://www.dom-skazki.ru/?p=658
Называется оно "Сказка про отличников"

Сказка про отличников.

Поговорим об отличниках. Кто они такие отличники? Вообще говоря, удивительные люди! В современной школе ученик должен выучить множество предметов. Многие из них практически друг с другом никак не связаны. В программу для изучения каждого предмета вставлена уйма всякого материала. Кто способен на отлично в течение всего курса школы усваивать всю предлагаемую информацию, и полезную, и совершенно бесполезную? Только человек, умеющий хорошо использовать свое внимание. Это, каким же самоконтролем нужно обладать, чтобы ежедневно в течение одиннадцати лет собирать и направлять свое внимание на то, что надо выучить. Все равно, интересно это или нет.
Это, каким же запасом психической энергии нужно обладать, чтобы так бездарно ее ежедневно тратить? Ведь, именно внимание направляет поток этой энергии.
А эта энергия очень ценная, много для чего необходимая. Вот хотя бы для строительства собственной формы, собственного образа. Необходима эта энергия и для постоянного воссоздания этого образа. Так же, как физическому телу постоянно нужно питание, иначе голод и смерть.
Необходима эта энергия и для поддержания иммунитета. Если ее запас резко падает, человек начинает болеть.
Это, каким же запасом волшебной энергии нужно обладать, чтобы так долго и бешено его тратить?
Вообще-то тратить, конечно, нужно. Но нужно и восполнять. А как обстоит дело с восполнением? В школе такое множество всего, что требует внимания! А у подростка еще идет формирование самости, которая бешено жрет все ту же энергию. А еще пробуждается интерес к сексу, который тоже отнимает массу внимания.
Вообще-то должно бы спасать творчество. Но на него не остается времени. Да и по сравнению с учебой, борьбой за собственную значимость и сексом это все кажется таким неважным.
Могла бы помочь религия. Но в школе вместо истинной веры оказывается еще один школьный предмет “закон божий”.
Если каким-то чудом отличник не сумеет растратить все свое богатство в школе, на очереди Университет, где объем предлагаемой к усвоению информации вообще превышает все мыслимые пределы. А отличник потому и отличник, что стремится усвоить все, что нужно программе обучения.
На этом этапе гаснет очень много молодежи. Даже очень большой запас не бесконечен!
А дальше взрослая жизнь. И отличник послушно, привычно направляет свое внимание, куда требуют. И очень быстро оказывается выжатым насухо. Какое уж тут творчество, какая интуиция, тут хотя бы просто выжить? Творчество - это удел троечников. У них первоначальный запас психической энергии значительно меньше. Но тратят они его больше туда, куда хочется, а не туда, куда НАДО школе, Университету, хозяину на работе. Очень большая удача, если своеволие троечника совпадет с волей Отца небесного!
Какие же крохи остаются для работы по воле Отца небесного?
А помните, Христос завещал: “Богу богово, а кесарю кесарево”?
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Re: Розовый Слон. Система образования в поэзии.

Сообщение zaharur » 28 мар 2011, 18:38

Впрочем, я нашёл и стихотворение, вполне подходящее к приведённой выше сказке, да и вообще к этой теме:

Григорий Остер "Вредные советы"

Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.


Важнее дела нет, чем школьное обучение – внушают взрослые дяди и тёти маленькому несмышлёнышу. Важнее дела нет – продолжают внушать студенту и аспиранту солидные профессора и преподаватели. Важнее дела нет – продолжает внушать начальник на рутинной бессмысленной бесконечной работе…

Если кому-нибудь понравилась предыдущая сказка, то ему, возможно, понравится, и следующая книжка:
Изображение

Обложка к этой книге не вполне соответствует её содержанию. Я вовсе не имею ввиду розу на зелёном фоне – напротив, мне это нравится. Я имею ввиду некоторую, так сказать, «типографическую» ошибку – перепутано слово, которое следовало бы набрать крупным красным шрифтом. Слово «достаток» должно бы было быть набранным обычным шрифтом, а вот словосочетание «ЛЮБИМОЕ ДЕЛО», напротив – крупным и красным. Ибо акцент в книге сделан именно на этом понятии, а естественный достаток – только одно из его следствий.

НЕлюбимая, насильственно навязанная учёба плавно перетекает в нашей жизни в неестественную, насильственно навязанную работу. В результате мы теряем самих себя, теряем собственное сердце и свои истинные сокровенные цели и устремления.
Один из упомянутых в этой книге людей сказал такие слова:

. «Когда недавно я наткнулся на свою детскую фотографию и увидел, каким чувствительным и хорошим было лицо мальчика и каким толстокожим и огрубевшим стало это лицо у взрослого человека, я горько заплакал. В определенной мере я почувствовал, что я - настоящий я - умер на моих собственных руках».

Ну чем, право, не тот самый Розовый Слон?

СКАЧАТЬ книгу можно по ссылке:
http://www.center-nlp.ru/files/sinetar.zip?PHPSESSID=bkruid8s4p3b7dsu8kuvvb6q05
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Re: Розовый Слон. Система образования в поэзии.

Сообщение zaharur » 25 май 2011, 08:55

Как эту, ставшую уже классической, песенку могла пропустить тогдашняя советская цензура - ума не приложу?
Однако, она ведь оказалась, в сущности, пророческой:

Нагружать всё больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс –
Вроде института.
Нам учитель задаёт
С иксами задачи,
Кандидат наук - и тот
Над задачей плачет.

То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
Ой-ой-ой!

А у нас стряслась беда -
Сочиненье снова.
Лев Толстой в мои года
Не писал такого.
Не бываю я нигде,
Не дышу озоном.

Занимаюсь на труде
Синхрофазотроном.

То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
Ой-ой-ой!

Нагружать всё больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс –
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства.

То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
Ой-ой-ой!


Скачать песню (а также минусовку) можно здесь

А вот и статья на эту тему:

Изображение

Отдохнуть от детства…
/НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА/

Перегрузка ребенка дополнительными занятиями сказывается на психике

Хорошо, конечно, когда ребенок чем-то увлекается в свободное время. Но в наши дни родители нередко впадают в крайность: пытаясь развивать свое чадо, они взваливают на него слишком много дополнительных занятий. И жизнь его начинает напоминать гонку: после уроков нужно бежать в спортивную секцию или бассейн, затем на лепку или в драмкружок, в другие дни он дополнительно совершенствуется в иностранных языках, играет на сопилке или гитаре, рисует, осваивает гончарное мастерство…

А нужно еще делать уроки, потому что родители бдительно следят за успеваемостью. Впору вздыхать, как в старой песенке: «Вот бы сразу взрослым стать — отдохнуть от детства!»

Не спешите

Всевозможных центров и студий, которые предлагают развивать уже 2 — 3-трехлетних малышей и детей постарше, расплодилось сегодня видимо-невидимо. Мамы и папы гордо заявляют знакомым, что их крошка уже ходит на танцы или учит иностранный язык и в ближайшем будущем наверняка продемонстрирует невиданные успехи. К сожалению, плоды неосмотрительности и родительского тщеславия приходится пожинать через несколько лет. «Я не видела ни одного ребенка из тех, кого с раннего детства усиленно развивали, который бы в подростковом возрасте сохранил устойчивую психику и успешно применил себя в жизни», — говорит «1К» практический психолог детского отделения Республиканской психиатрической больницы №1 Надежда Казакова.
Иностранным языкам учить до школы не рекомендуют и педагоги, и психологи, и на то есть веские причины. Некоторым детям даже школу желательно выбирать такую, где английский или немецкий начинаются не с 1 класса. Кто учился в советской школе, помнит, что к изучению иностранного языка в ней приступали с 5 класса, а украинского со 2-го. Надежда Казакова рассказала, что обучение в школе желательно начинать на том языке, на котором ребенок говорит и думает. Крым — многонациональный и многоязычный, нередко первоклашка, чей родной язык, например, крымскотатарский, армянский либо какой-то другой, испытывает трудности на уроках, которые идут на русском. Он уже лавирует меж двух языков. А к ним прибавляются украинский и иностранный. «Это может повлиять на психику ребенка, — пояснила Надежда Казакова. — Отсюда начинаются проблемы в виде неврозов, энуреза, заикания, нервных тиков и прочего. У каждого человека есть определенный резерв, который можно заполнить знаниями. А его принимаются забивать с раннего детства всевозможной информацией, которая не будет востребована. Где, скажем, семилетнему ребенку, кроме как на уроке, пользоваться тем же английским? Поэтому объем должен быть ровно такой, который для этого необходим, вариант «чем больше, тем лучше» здесь не проходит».

Впрягают мамы и папы

Учащийся средней школы, который встает в 7 утра и ложится в 9 вечера, на уроках проводит не менее 6 часов, освобождаясь около 2-х часов дня. Час уходит на то, чтобы отдохнуть и пообедать, выполнение домашнего задания занимает в среднем около 2 часов, хотя некоторые дети растягивают это «удовольствие» и дольше. И остается 3 — 4 свободных часа. Часто в это время не укладывается рекомендуемая врачами часовая прогулка на свежем воздухе, его поглощают дополнительные занятия. Перегрузки, говорит Надежда Казакова, сказываются и на иммунной системе: ребенок легко подхватывает инфекцию, становится более ослабленным и уязвимым. У него просто не остается сил тянуть тот воз, в который впрягли его родители.
Нередко мама с папой пытаются через ребенка воплотить в жизнь собственные мечты и нереализованные желания. Скажем, давнее стремление мамы получить приз первой красавицы, оборачивается для ее дочери чередой детских конкурсов красоты с волнением, стрессами и страхом не оправдать мамины надежды. Папа, в прошлом перспективный спортсмен, пытается сделать
из сына второго себя, только более успешного. «Родители должны спросить себя: зачем это нужно? — говорит Надежда Казакова. — Если цель — вырастить олимпийского чемпиона, то на этом и нужно сосредоточиться, осознавая, что из школы он возьмет лишь умение читать, писать и считать, а освоить все остальное будет не в состоянии. Если спортподготовка нужна для поступления в вуз, то остановиться стоит на этапе, когда ребенок получит, скажем, звание мастера спорта. И следует просчитывать последствия: согласны тянуться к спортивным высотам — помните, что это травмы, пенсия в тридцать с небольшим лет и в лучшем случае тренерская работа». Точно так же и с музыкальной школой, танцами и прочими занятиями.

Усталость и протест

Часто кризис перегрузки наступает в 9 — 12 лет, в подростковом возрасте. Ребенок, например, «съезжает» в успеваемости, поскольку уже нет ни сил, ни желания учиться, он не в состоянии усваивать самое элементарное. Иногда же, напротив, он подсознательно пытается защитить себя от калечащих психику нагрузок, и тогда начинается протест. Надежда Казакова объяснила, что выражаться это может в категорическом отказе от кружков и секций, которые когда-то нравились, от учебы или каких-то конкретных занятий. В ее практике был случай, когда школьник наотрез отказывался писать и вообще выполнять какие-либо письменные задания.
Норма поведения ребенка в детстве — попытка попробовать все. Поэтому родителям не стоит в его желании заниматься рисованием или музыкой видеть проявление исключительного таланта или предопределение будущей профессии и настаивать на продолжении занятий. Срок, за который ребенок охладевает к какому-то хобби, — полгода, реже год, затем появляется другой интерес. В любом случае к его желанию необходимо прислушиваться и разгружать сразу же, как появляются первые симптомы переизбытка занятий. У крымских специалистов были случаи, когда родителям рекомендовали даже прекратить учебу, чтобы на следующий год ребенок снова пошел в тот же класс. Это лучше, чем потом бороться с болезнями.
Кстати, до врачей доходит лишь малая часть школьников, которым из-за невыносимых перегрузок требуется помощь, — это те, у кого симптомы трудно не заметить: например, обмороки во время занятий, нервные срывы. «Врач может назначить курс витаминов и стимуляторов, которые помогут ребенку, — говорит Надежда Казакова. — Существуют препараты, которые именно для этого и предназначены, и не нужно опасаться, что они как-то навредят, напротив, без лечения ситуация только усугубится. Сон после школы, жесткий распорядок дня тоже помогут восстановить силы».
Загрузить ребенка занятиями не означает воспитать. Никакие кружки не заменят общение с мамой и папой, совместные поездки, вылазки, например, в лес или горы, на рыбалку, беседы, советы, сочувствие и готовность выслушать. И об этом многие родители забывают, искренне удивляясь потом: как же так, столько вложили в ребенка сил, столько потратили, а он плюет на наши усилия. Но у выносливости и способности учиться новому тоже есть пределы.

(источник)
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.

Re: Розовый Слон. Система образования в поэзии.

Сообщение zaharur » 30 сен 2011, 09:24

Как-то так исторически складывается, что я пополняю эту тему уже не только стихами, но и откровенной прозой :)
Но, думаю, это уже и не так важно - так как во всех материалах, которые я представляю вниманию читателя в этой теме, присутствует одна и та же "внутренняя поэзия", один и тот же внутренний "ритм и рифма". Иным словами, обнаруживается не столько единство формы, сколько содержания, которое хотелось бы не разбрасывать по разным темам.
Полагаю, читатель и сам без труда заметит, насколько едиными в духе и главной идее являются все эти стихи, эссе и статьи.


«Чтение, письмо и устный счет. Остальное время в школе потратил зря»

Алексей Митрофанов, журналист

Начался учебный год. Миллионы людей пошли в школы и прочие образовательные учреждения. Пошли, чтобы учиться. Им хочется знаний. А в большинстве случаев — не собственно знаний, а тех жизненных благ, тех заводов-газет-пароходов, в которые все эти знания якобы можно конвертировать.

Держи карман шире.

У меня седая борода и лысина, и половину своей жизни я посвятил не чему-нибудь, а обучению. Началось еще до школы. Чтение, письмо, устный счет. Эти знания пошли мне впрок, я до сих пор пользуюсь ими.

В школе, однако, началась несуразица. Выяснилось, что письмо мое — неправильное, надо рисовать крючки, а буквы конструировать из тех крючков. Тексты, написанные школьным почерком, не радовали глаз, но все другие почерки были запрещены. А сегодня у меня совсем нет почерка — пишу исключительно с помощью клавиатуры.

Я умел считать на счетах и в уме, однако это мне не пригодилось. Считать следовало в столбик, а для деления вместо привычного мне двоеточия использовать слэш. Впоследствии убогие девайсы, облегчающие счет, — таблицы Брадиса, логарифмическая линейка, арифмометр «Феликс», в основе которого (до сих пор помню) лежит деталька под названием «мальтийский крест».

На уроках труда мы точили цилиндрики. На уроках биологии изучали скелет человека. Мы учились выращивать кристаллы, поджигать с помощью лупы, различать пестик и тычинку, разбирать автомат Калашникова, ухаживать за кактусами, прыгать через козла, конспектировать Маркса.

Надо ли говорить, что потом ни разу в жизни я не вырастил кристалл, не разобрал ни одного автомата Калашникова, не знаю, где тычинка, а где пестик и так далее.

Можно конечно же сказать, что это была еще и школа жизни, что именно там человек осваивается в социуме, приобретает навыки общения с себе подобными. Но — каюсь! — ни умение швыряться за завтраком глазированными сырками, ни навыки доведения учителей до белого каления, ни курение подобранных «бычков» в подъезде мне во взрослой жизни, к сожалению, не пригодились.

Потом в моей судьбе произошел системный сбой. По окончании школы я поступил в технический вуз и даже окончил его. Не имея никаких технических амбиций, просто по совокупности обстоятельств — недалеко от дома, военная кафедра, родители-инженеры. На протяжении шести лет я каждый день пользовался интегралами. Помню, как интеграл рисуют, но для чего он и что с ним делать, не скажу.

Правда, в институте я познакомился с компанией великолепных журналистов, всерьез увлекся написанием текстов и окончил институт с приличным портфолио публикаций, сформированным стилем и определенной гражданской позицией. Но точно так же я мог с ними познакомиться на черноморском побережье или в милицейском обезьяннике. Можно было ради этого знакомства и не интегрировать шесть лет подряд.

Институт, однако, был окончен, интегралы позабыты, и возникли на моем пути очередные горизонты. Мне, как и большинству моих приятелей, хотелось достичь в новой профессии небесных высот, сделаться непререкаемым авторитетом, этаким условным аграновским и василием песковым. Но вдруг изменилось само общество, и непререкаемых авторитетов не стало вообще.

Оказалось вдруг, что я и этому учился зря.

Вот и получается, что вся моя учеба, исключая раннюю, дошкольную, не пригодилась в жизни вообще. А я ведь не с тачкой туда-сюда бегаю и не склад сторожу. Зарабатываю на жизнь исключительно мозговой деятельностью и с голоду пока не умер. Факт, однако, остается фактом. Для написания путеводителя по Архангельску мне совершенно не пригодилась школьная география, а для написания сценария про Луначарского — школьная история. Да и литературу нам преподавали как-то несуразно, не исключено, что я писать-то стал не благодаря, а вопреки школьному курсу.

Страшно представить себе, сколько времени потрачено зря. Сколько хороших книг я мог бы прочитать, сколько килочасов провести в интересных беседах, приятных прогулках, душевных застольях — радостно пропивая те деньги, на которые были куплены бесполезные, как выяснилось, учебные пособия.

И вот очередные школьники с хризантемами и гладиолусами отправились в очередные школы повторять мой славный подвиг. Их тоже будут там чему-нибудь учить, Главным образом, видимо, ставить крестики в бумажечках ЕГЭ.

Рецепт? Он есть, конечно. Раннее и качественное выявление способностей, внеклассное образование, домашнее образование, кружки по интересам, совмещение учебы с профессиональной деятельностью, самообразование, сертификации по ходу дела — на фоне слоновьей стабильности общества. Но вся эта история, похоже, не про нас.
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.


Вернуться в Интересные книги

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron