Как помочь научиться читать?

психологические и прочие аспекты образования

Модераторы: Боа, Admin, Strix

Как помочь научиться читать?

Сообщение Strix » 03 фев 2009, 00:01

Как-то раз, изучаю проблему дисграфии я наткнулась на книжицу (совсем небольшая по формату) молодой школьной учительницы Марии Ганькиной "Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании"
Изображение

В книге есть некторое количество разумных вещей, которые могут пригодится хоумскулерам. Например, некоторые советы при обучении чтению. Конечно, по-моему мнению, эти советы важны в том случае, если с чтением ребенок сильно отстает от сверстников или просто у него какие-то странно неуловимые проблемы, нелечащиеся временем, которые вам назовут дислексией.

В книге, конечно, даны идеи как работать с детьми в группе (в классе), но многое можно переделать и на узкий круг семьи.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 03 фев 2009, 00:04

Глава 3

Мизансцены успеха

ПОХВАЛА ЧЕРЕПАШЬЕМУ БЕГУ


У ваших детей недостаточная скорость чтения? Это не беда. Ведь скорость всего лишь сигналит нам о том, что у ребенка свой, сугубо индивидуальный, механизм этого сложнейшего дела. Так зачем же преждевременно тянуть морковку за зеленый хвостик: мол, быстрей, быстрей расти?! Давайте лучше подождем: польем, взрыхлим землю. А там, глядишь, и будем радоваться урожаю.

Но вот кок грамотно поливать и рыхлить? Давным-давно сложившаяся традиция урочного чтения, увы, до сих пор такова:
один ученик читает, остальные «следят». Как можно построить занятие чтением иначе — так, чтобы ни детям, ни взрослым скучно не было?

Не урок, а кошмар

Когда мои теперешние, уже взрослые, ученики были маленькими и учились в начальной школе, а я уже тогда была их учительницей и тоже только-только начинала, я, помню, долго мучилась с уроком чтения. Ну не складывался он у нас никак!

Вот русский и математика - не сразу, конечно, - но все же как-то потихоньку утряслись: стали обрастать делами, традиционными заданиями, возник темпоритм. В общем, у урока появилась некая, что ли, структура, форма, которая не давала моим шустрым детям возможности расползаться в разные стороны. Может быть, это было связано с тем, что русский и математика - письменные предметы и здесь есть привязка к тетрадкам? А к ним (первоклашки, по крайней мере) до поры до времени испытывают почтение. Чуть ситуация урока начинала, как тесто, выползать из-под моего бдительного контроля, я втыкала их в эти тетрадки - а там, глядишь, урок и вливался в какое-то разумное (как мне тогда казалось) русло. Ну, по крайней мере, не рассыпался на глазах, чего я тогда пуще всего боялась.

А вот чтение - сплошной кошмар и ужас, потому что не пойми что. Каждый раз я ждала этого урока, стиснув зубы, и когда он заканчивался, облегченно вздыхала - ну наконец-то! - и, довольная, переходила к математике.

Дело вот в чем. Чтение - значит, надо читать. А как читать всем классом? По цепочке (как это в большинстве случаев принято)? Но один читает четко, громко, понятно - его еще слушают, да и то кое-как. А другой (новеньких в классе всегда хватает) - тихо, невнятно, по складам, бывает, чуть не плача. У меня не хватало духу ни его заставлять читать, ни остальных - слушать. Через пару минут уже никто не слушает читающего. Это и понятно - мне самой скучно. Силой и устрашением сохранять внимание учеников не хочу. А как построить работу? Читать самой? Так они никогда не научатся!

И что вообще делать, если в одном классе и те, кто читает бойко, и те, кто по складам, и те, кто уже успели шишки набить на чтении (может, родители или прежние учителя постарались) и теперь пуще смерти читать боятся? Особенно при всем честном народе...


Страх - плохой помощник


Не секрет, что умение быстро и толково читать - залог успешности ребенка в любом школьном предмете. Но, увы, читают плохо и иные старшеклассники. То, что естественным образом должно было произойти в их жизни от трех до семи лет, не произошло. Болезни, семейные неурядицы, недальновидность взрослых, косой взгляд приятеля - все могло послужить причиной того, что в определенный момент процесс углубления в чтение застопорился.

Не смог прочитать! Прочитал неправильно. А ведь так хочется угодить учительнице или маме! И в глазах ребенка - слезы. Оттого что он не оправдал ожиданий взрослых.

Один раз неуспех, второй - и в ребенке угнездился страх. А страх - плохой помощник в столь тонком деле, кок чтение. Боязнь рождает напряженность, которая сразу опознается по бесцветному деревянному голосу и приклеенному к строчке пальчику. Или, наоборот, по излишней суетливости голоса и тела. В результате к чтению вырабатывается устойчивое неприятие - не самозащита ли, преодолеть которую трудно даже иным семиклассникам?

Выучиться писать (точнее, списывать) - гораздо легче. Этому, наверное, можно научить и обезьяну - копируй себе знаки-загогулины. А вот момент, когда ребенок состоялся в таком невероятно сложном деле, как чтение, кажется почти мистическим. Во всяком случае, каждый ребенок идет к этому моменту своим, непостижимым для нас, взрослых, путем.

Знаменитая московская учительница Лидия Константиновна Филякина рассказывает много удивительных историй, когда «официально нечитающие» дети вдруг начинали читать... свою роль в спектакле. Лидия Константиновна говорила: «Не хотели читать - и не читали. Это процесс интимный. А теперь - захотели!»

Корабельный попугай

Мы готовим «радиоспектакль «Шторм». А попросту записываем книжку но магнитофонную ленту в голосах. Там много героев и разных звуков, так что всем нашлась работа - и читающим, и нечитающим. Но вот беда - не хватило мальчиков, чтобы озвучить корабельного попугая.

«Нет, - говорю, - девочке не справиться с этой ролью, нужен мальчик». И прошу (почти без всякой надежды на согласие) Женьку, ко торый озвучивает скрип мачты, взять роль со слова ми. А все знают, что Женька не читает. И он сам так ду мает... Женька вытаращивает на меня глаза и... соглашается!

Так вот: на первой же репетиции он так лихо выкрикнул «Кар-р-раул!» в нужном месте, что потом уже все пошло как по маслу. Это же не Женька произносит слова, а попугай. На репетициях он еще сбивался. Но не во время записи же!

А шестиклассница Даша стало по-настоящему хорошо и с охотой читать совсем недавно - после того, как ей пришлось почитать вслух по-старославянски библейские тексты. Вот так. Скорость чтения у одного и того же ребенка может быть в два раза больше или меньше - в зависимости от того, где, кому и зачем он читает.

Как ребенок непостижимым образом осваивает сложнейший механизм устной речи - так же, во многом интуитивно, ему предстоит освоить механизм чтения. Не думайте, что можно вот так просто взять - и словами объяснить первокласснику, что нужно делать, чтобы прочитать слово.

Все ваши задания по прочитыванию ребенком слога, слова или коротенького предложения должны быть рассчитаны, прежде всего, на детскую интуицию. Для этого больше подходят слова УГАДАЙ, УЗНАЙ, НАЙДИ, ВСПОМНИ, ПОДЧЕРКНИ, СРАВНИ и тому подобные. Не угадал? Ничего страшного! Не узнал, не вспомнил, не подчеркнул? Не беда, в следующий раз и узнает, и вспомнит, и подчеркнет. Главное - избежать страх ошибки.

Не секрет, что рано или поздно обучение чтению становится для некоторых детей проблемой. На какой-то стадии обучения снежный ком неудач вырастает до размеров страха, и ребенок уже не хочет ни читать, ни писать. Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребенка в обучении чтению. Каждый цыпленок вылупляется в свой срок. И это всякий раз чудо.


След в след

Вы читаете текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости - чтобы вначале каждый из детей наверняка был успешен в том, что вы ему сейчас предложите.

Вы говорите: «СТОП!» - и, пробегая между портами, предлагаете некоторым из учеников показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед СТОП, и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его. Вы принимаете правила игры и радостно удивляетесь. Счет открыт: один ноль в пользу «следопытов».

Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок - очередное очко «следопытам» (классу), не угадал - вам. Игра идет до пяти (десяти?) победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.

Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением - пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это с вашей точки зрения тот или иной «плохо читающий» ребенок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиком. (Не забудьте поделиться с ним вашим открытием.)

Эхо в горах

Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав от вас, - эхом. И детям уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.


Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.

В образе


Прочтите какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац. И предложите подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети наверняка обогатят вас множеством версий.

Теперь предложите «рассказать» эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра — зависимости от выбранных версий.

Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно.

И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?

Медленное чтение

(Его эффект обнаружил Вячеслав Букатов, см. «Чтение с секундомером» в газете «Первое сентября» №113, 1998.)

В школе от детей требуют: «Быстрей!» А вы попросите их прочитать всего-навсего одно предложение, да еще как можно медленней. Ерундовое дело? Да, но читать надо так, чтобы предложение не рвалось на кусочки и смысл его не ускользал.

Предложение хорошо бы выбрать подлиннее и посложнее - чтоб было в чем поковыряться и запутаться. Или пусть дети сами ткнут пальцем в какое хотят предложение. Ну что, берем секундомер и засекаем время: кто медленнее?

Быстрее всех прочтете, конечно, вы. А вот медленнее - это еще вопрос. Так что, соревнование, согласитесь, на равных.

По ходу занятия, я надеюсь, у всех участников возникнет вопрос: как улучшить результат? Может быть, «усугубляя» логическое ударение? Или увеличивая, в пределах возможного, паузы? А, может, растягивая гласные?

Есть что обсудить, не правда ли? И, может быть, именно в этих поисках дети
вдруг увидят «за спиной паузы» знаки препинания и им откроются безударные гласные, которые не удается тянуть так же долго, как ударные?

Светофор

Вооружившись цветными карандашами, дети с удовольствием размечают небольшой абзац в книге, которую выбрали для работы. Разметка идет следующим образом.

Красным карандашом закрашиваются первые слоги (если первый слог состоит из одной гласной, то два первых слога) всех слов абзаца плюс предлоги и союзы. (Хорошо, если бы в этом месте случились разговоры о том, что же такое слог. Или: чем предлог отличается от союза?)

В зеленый цвет красятся концы всех слов по тому же принципу, что и начало.

Оставшуюся серединку слов надо покрасить в желтый цвет.

Готово. Пока ребенок красит слова, он невольно вглядывается в текст. Для первого знакомства достаточно.

Длинные слова, в которых не меньше трех слогов, получились похожими на светофоры: красный, желтый, зеленый. Светофоры на дороге есть - можно ехать. Допустим, вы штурман, а дети - водители. Поехали?

Вы, как штурман, указываете первый маршрут - по Красному кирпичному шоссе. Надо громко вслух прочитать подряд то, что красное. Чем быстрей, тем лучше. Но особенно подгонять ребят не надо. Безопасность на дороге прежде всего!

Второй маршрут проходит по Зеленой дороге - по концам слов. Дети читают то, что, окрашено в зеленый цвет.

А желтую середину не надо читать вовсе. На Желтой дороге - зыбучие пески. Можно застрять надолго.
Эта работа запускает некие механизмы, присущие нормальному взрослому чтению: механизм «проглатывания» глазами середины слова, узнавания слова по началу и его формы в данном контексте - по концу.

Простите за доморощенную версию - я мало что смыслю в психологии. Одно я знаю точно: если вы теперь попросите ребят прочитать эти абзацы целиком, то удивитесь, насколько бодро они это сделают.

Американские горки


Эта работа похожа на предыдущую эффектом запуска очередного механизма чтения в пределах одного абзаца.
Итак, американские горки. Вниз - ух! Вверх - ах! И снова вниз - ух! На этот раз абзац хорошо бы выбрать побольше. У-у-ух! - и ребенок взглядом скользит вниз по столбику, состоящему из слов и обрывков слов каждой строчки.

Вначале ребенок скользит по правой границе абзаца, считывая только «пограничную» колонку слов и обрывков слов, последних в каждой строке. Абзац кончился. Ах! - и взгляд снова переносится наверх, но теперь это уже первое слово левой границы абзаца. У-у-ух! - и ребенок вновь скользит вниз, считывая уже не последние, а первые слова и склады каждой строчки абзаца.

При переходе со строки на строку маленькие читатели традиционно стопорятся. Американские горки способствуют запуску скоростного механизма этого перехода. Головокружительные спуски по правому и левому краям текста облегчают потом при чтении переход со строки на строку и тем самым опять-таки увеличивают скорость чтения.
Букварь

Как, вам до сих пор не выдали буквари? Нет, буквари у перво-клашек обязательно должны быть.

Чтобы дети оценили тот факт, что теперь у них есть букварь, каждое утро, входя в класс, говорите так, как однажды посоветовал мне Вячеслав Михайлович Букатов: «Слушайте, ну вообще безобразие, середина сентября - о буквари все еще не выдают!» И когда в конце концов выдадут, - ура! праздник! праздник встречи с букварем!

А читать его начните, по совету того же В.М., с конца: мол, буквы мы с вами уже знаем, давайте-ка сразу более серьезными вещами займемся.

С букварем можно проводить самую разнообразную работу, и так его крутить, и эдак, и не так уж при этом и важно - стоеросовый он или нет. Букварь - это для ребенка первый учебник. И к нему, в отличие от всех последующих, он пока что еще относится. А без букваря, - это не школа, это обман.

В случае же, если ребенок может вот так запросто взять и про-читать букварь, то тем более ему надо дать его в руки - чтобы он почувствовал себя корифеем! генералом! знатоком!

Ансамбль виртуозов

Поройтесь в музыкальных отделах книжных магазинов и раздобудьте песенники. Такие, в которых есть ноты, а под каждой нотой подписаны слоги по крайней мере первого куплета.

Теперь настал черед вам и вашим детям выяснить музыкальные пристрастия друг друга. Придя к какому-то соглашению, подберите своему ансамблю симпатичное название (например, «Кукарямба») и начинайте репетицию.
Изюминка такого пения по складом в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер по-слогового чтения.

Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту (по нотам) они все равно будут - ведь надо блюсти образ! Вон и пианисты, и хористы - все в ноты смотрят.

По мере роста вашего профессионального мастерства стоит переходить к новым песням, текст которых вашим ученикам совсем незнаком. Потихоньку у вас составится приличная программа, и можно будет выступить с концертом. В узком кругу (позвать в гости соседний класс) или перед всей школой - решайте.

В связке одной с тобой

Чтение по абзацам. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - вместе с соседом по парте. Один карабкается по крутому склону на вершину горы. Другой - с ним в одной связке, подстраховывает. Если кто из них сорвется в пропасть, второй удержит его на своем крюке, вбитом в щель каменного монолита.

Ребенок храбро одолевает еще полметра на пути к вершине (вершиной может быть конец абзаца, главы или просто одного предложения), и тут... он оступается (запинается и замолкает) и зависает над бездной. Сейчас раздастся душераздирающий крик: «А-А-а-а-а...» Но тут на сцене появляется второй, протягивает товарищу свой ледоруб и вытаскивает его на прежнюю высоту. Как? - Шепотом проговаривая трудное слово или слог. Уф! Полезли выше?

Со временем парочки меняются ролями.

Диктор

Эта робота - тоже парная. Но, в отличие от предыдущей, пары складываются произвольно и от них требуется некоторая подготовка (отрепетировать - это, собственно, и есть домашнее задание по чтению). Некоторые (ну очень) творческие личности предпочитают экспромт. Что ж, извольте.

Но сцену выходят двое чтецов. Один из них - диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, чтоб на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берет газету в руки. Звучит сигнал «Прямой эфир!», и диктор принимается за работу.

Читать ему следует не торопясь, четко проговаривая слова. Он может читать медленно, лучше сказать: весомо (слово «скорость чтения» в наших занятиях - запретное), но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором телевидения — так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. Речь его должна быть гладкой, словно «реченька журчит». И в этом непростом деле диктору будет помогать «заплечник» (это слово осталось от «заплечного чтения», придуманного Л.Филякиной).

Заплечник становится за спиной сидящего диктора и из-за его плеча следит за процессом чтения. Ему надо быть особенно начеку. Только диктор замешкался, еще не успел сделать ошибку - заплечник тут как туг. Громким голосом (не перепутайте эту работу с работой суфлера!) штопаете образовавшуюся в новостях брешь, до тех пор, пока диктор не пришел в себя. И его речь полилась дальше - ровная, гладкая, не испорченная спотыканьем.

Газетный текст читать трудно. Дети хотят читать про животных? Отлично. Тогда в эфире телевизионная передача «В мире животных».

Предложите детям поменяться ролями. Даже самый успешный в технике чтения ребенок может представлять опасность для эфира - например, приступами кашля. Который, конечно, он изо всех сил подавляет, но читать в эти моменты не может. Тут-то его и выручает своим голосом бдительный заплечник.


Особое чтение


По-моему, все же имеет смысл периодически готовить маленький фрагмент текста (тот, который приглянулся) для так называемого выразительного чтения вслух. Для особого чтения. Особое - значит, вкусное. С чувством, толком, с расстановкой. В общем, как в театре. (Кстати, особое чтение ученикам можно подготавливать для классных или школьных концертов. Только, чур, с вас тоже выступление причитается!)

Итак, на занятии дети объединяются в пары и «разбирают» сказку, рассказ или стихотворение по абзацам или строфам - кто какие хочет. Один из двоих - основной исполнитель, второй-дублер (он же при обоюдном желании может стать заплечником-подстраховщиком). Дублер необходим: а вдруг основной исполнитель осипнет или еще что? Ведь тогда в фасаде сказки (рассказа, стихотворения) образуется брешь! От услуг же заплечника-подстраховщика можно отказаться. Кусочек текста втайне готовится для показа в классе.

Интересно потом, после показа, угадывать, сколько роз тот или иной ребенок его прочел при подготовке: четыре? пять раз?.. Слушатели высказывают свои версии на пальцах. Неужели только три? Вот это да!.. Раза два? Угадал(а)? Я так и подумал(а), что не больше...

И не забывайте радостно удивляться - и тексту, и ученикам и почаще хвалить их.

Кусочек текста, поначалу чуть не выученный ребенком наизусть, задает норму чтения. И норму скорости, в частности. Как бы высшую планку. Попросите ребенка, не останавливаясь, с разбегу начать читать следующий абзац, и вы вместе с ним удивитесь той лихости, с которой он проскочит первое предложение. А то и два.

Своя книжка

Допустим, что в большинстве первоклашки (подготовишки) читать не умеют. Спрашивается, что читать на занятиях чтением? Еще проблема: что задавать на дом? Ведь хорошо было бы тренироваться в чтении (угадывании, узнавании слов) каждый день. И каким-то нестрашным и естественным образом.

А пусть каждый принесет из дома свою любимую книжку (наверняка ж такая есть, хоть бы он в ней пока что только картинки разглядывает) и имеет с ней дело. А какое - тут уж учителю и карты в руки. Пусть придумывает по ней разные задания: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать. (А какое еще домашнее задание по чтению может быть для нечитающего? Только такое! И читающему не скучно - для него тоже есть дело.) Лучше, если вначале это будет маленькая книжица - например, книжка-малютка (на всех одна - это тоже вариант). С ней вашим ученикам предстоит крутиться целый месяц - и так, и эдак.

Да и вам придется покумекать, выдумывая задания. Подчеркнуть четырехбуквенные (трех-, пяти- и так далее) слова; найти предложение, которое подходило бы для слов песенки, и спеть его голосом карлика или великана; нарисовать иллюстрацию к какой-то странице или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы); посчитать, сколько на странице такой-то одинаковых слов; найти самое короткое предложение; что-нибудь надписать над картинкой (или подписать под)... Или такое задание: подчеркнуть все слова с большой буквы. Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими нет. Эти - имена собственные, а эти - начинают предложение. Уже есть о чем поговорить.

В общем, затереть книжицу до дыр. А потом, в следующем месяце, сменить ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжицу за книжицей, ребята привыкают к тексту, даже заковыристому, и перестают его бояться.


Подбор иллюстраций

В.М. подсказал нам как-то раз и такой ход.

Учитель что-то читает классу - стишок, рассказик Толстого или Ушинского, лучше сказку. И после этого ученики по группам роются в самых разнообразных книжках (хорошо, если у вас в классе много детских книжек) и собирают из них рисунки к тому тексту, который услышали. Рисунки нужны для того, чтобы проиллюстрировать фабульную линию только что прослушанной сказки (но! — иллюстрациями из других книжек).

Потом команды сравнивают свои версии. Кто больше иллюстраций подобрал? Чьи иллюстрации оказались точнее? Каждая команда, пересказывая сказку по найденным ими рисункам, доказывают свою точку зрения.

Эти рассматривания и все, что связано со слежением за фабулой, полезно, чтобы потом, позже, дети естественным образом обнаружили бы феномен рассказчика.

Задание на подбор иллюстраций можно задавать ребенку на дом - в качестве домашней работы с родителями. Родители, конечно, не любят, чтобы их лишний раз дергали. Но в дневнике ясно написано: «с мамой или папой» - так что извольте!

На самом деле, сейчас самый благодатный период, чтобы научиться разговаривать со своими детьми по делу (не на предмет «сколько раз говорить: иди чистить зубы!») - когда ребенок нуждается в подсказке родителей, когда у родителей с ребенком столько совместных дел. Хотя бы подобрать иллюстрации!

Только, чтоб дело было действительно совместным, родителям надо постараться делать его на равных с ребенком.

Диафильмы

Во-первых, приятно реанимировать диафильмы. В противовес всему тому, что происходит по телевизору - всем этим мультяшкам, которые перед глазами мельтешат. Диафильм же дает возможность неспешного разглядывания.

И потом диафильм - это зрительный зал, темнота, это значит надо закрывать шторы. И это здорово. Это все создает театральный эффект. Подготавливает к некому действу. Дает возможность предвкушать.


Может быть, организовать экспедицию «На поиски диафильмов»? Они же где-то еще есть? У чьих-нибудь бабушек? Пусть дети ходят и разыскивают.

Завести специальную полочку для диафильмов - фильмотеку. Бросаем жребий, какой диафильм сегодня смотреть (тянет тот, кто чем-то заслужил это почетное право). Если тот или иной ребенок читает плохо, его можно назначить главным по фильмотеке - подавать с полочки те или иные диафильмы. Тогда ему волей-неволей придется как-то угадывать, где лежат, например, «Гуси-лебеди». (Но лучше посылать на поиски двоих слабочитающих - кто-нибудь из них да узнает слова из названия.)

Чем хорош диафильм? Тем, что картинку можно остановить. И рассматривать сколько угодно.

Киномеханик выводит на экран очередную картинку - но без текста! (Можно сделать еще проще: не урезать картинку за счет сокрытия текста, а зарядить диафильм наоборот, и тогда прочитать текст будет невозможно, во всяком случае, трудно). Теперь спросите у класса: «А что тут за история? Какой здесь может быть текст? Попробуйте-ка его восстановить».

Группы совещаются, потом высказывают свои версии, и только после этого на экране появляется подпись к картинке — сам текст. Можно обсудить, чья версия оказалась к нему ближе всего. Или, например, какая команда больше слов угадала.

Еще один вариант. Вопрос учителя: «Как вы думаете, какая картинка следующая? Что на ней изображено?» И, выслушав версии от групп, считайте на здоровье, сколько попаданий в яблочко.

То же самое - с текстом. «Какой предположительно текст в следующем кадре?» - выигрывает та команда, которая угадала больше всего слов. И не надо заставлять учеников читать этот текст! Пусть узнают, угадывают слова, которые прозвучали в тексте.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Юлия » 03 фев 2009, 12:35

А книгу где-то можно найти? И какой год издания?
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 03 фев 2009, 16:34

я поискала в Интернете - нету :starno: Но может быть еще можно найти в крупных (и давно не перезжавших) книжных, или наоборот, мелких непопулярных, но соответствующей тематики - вдруг где завалялось?

Я посмторю, что в книжке есть еще ценного для домобразовывающихся и постараюсь немного выложить.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 03 фев 2009, 16:37

Ганькина М.В. Грамматическая аптечка. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005. - 144 с. - (Серия "Школа для всех. Подростковая педагогика"). - ISBN 5-93368-006-4.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Юлия » 03 фев 2009, 16:57

Не исключаю, что пригодится. :)
Кстати, странно, но дочь вслух практически не читала, если не считать нескольких раз, когда я ее "не мытьем, так катаньем" заставляла. :oops: Волновалась очень за скорость чтения. :lol: Читает только про себя. Скорость чтения выше положенного стандарта. :roll:
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 04 фев 2009, 00:47

мои дети тоже читали выше стандарта в первом классе и я дальше уже расслабилась и не пыталась проверять. Сперва читать вслух не любили, но, раскочегарившись по-серьезному читать про себя, вышли на художественное чтение вслух. Полезная вещь оказалась!

Начать читать вслух было не просто, потому что не очень понятно зачем, но, попробовав, поняли, что получается не так плохо и стали читать. Теперь читают уже хорошо, даже интересно слушать :) Это удобно, когда я жутко занята или не могу читать из-за кашля, например, а прочесть что-то нужное-интересное вслух и обсудить вместе было бы совсем неплохо. Более плотное задействование в учебном процессе - прямая необходимость уметь читать вслух. Хотя бы для брата и мамы.

Вобщем, полезная в хозяйстве вещь оказалась. Хотя, конечно, инетерес появился еще и потому, что они любят слушать аудиокниги. Бывает, что по несколько часов подряд сидят перед выключенным монитором - слушают. :grin: То есть им понятно, что чтецы - это есть такое занятие, профессия, и полезная, между прочим!
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Юлия » 04 фев 2009, 07:41

Погодки- это на самом деле очень здорово. У моих разница большая - никаких общих интересов (кроме одних и тех же любимых мультиков :lol:)
К аудиокнигам очень хочу приобщить. :roll: Пока не очень получается, хотя меня слушают с удовольствием. :lol:
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 05 фев 2009, 00:48

Погодки это очень хорошо, но они все сами в себе и меня нередко не воспринимают как дающую сторону: "отойди, мама, не мешай. Не видишь? Мы заняты."

Выложила главу первую из "Грамматической аптечки" в формате pdf для Адоб Акробат Ридера. Там много картинок поясняющих, пришлось делать так.
вот тут скачать 15 мегабайт: http://www.freeedu.ru/story/chapter1.pdf

Глава называется "Неотложка для грамотеев: шесть радикальных средст для "врожденной неграмотности"".
Звучит заманчиво.

Книги явно меньше 40% скопировала, надеюсь, автор не будет иметь претензий.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Kayart » 17 фев 2009, 11:42

Многие из здесь присутствующих знают, как я мучалась с чтением со старшим сыном. Проблема в том, что буквы мы выучили, а сливать их в слоги - ну никак! Потом у него стали получаться обратные слоги, некоторое время спустя - прямые, но обойтись без предварительного называния букв он до сих пор не может. Далее возникла проблема с подбором книжки для чтения, так как читать слоговую таблицу или букварь сын категорически отказывался. Книги на интересующие его темы содержали слишком много текста и остались до сих пор не прочитанными им. И вот случайно в книжном магазине, выбирая книгу для чтения дочери, я показала ему книгу, где текст являлся скорее подписями к картинкам, - "Жизнь города" из серии "Твоя первая энциклопедия". Конечно, текст переводной, и у меня много вопросов как к стилю, так и к фактам, изложенным там, но ребенок начал читать эту книжку, пусть по слогам, но он читает ее САМ.
Буду искать возможность скачать фрагмент книги - так как у дочки, хоть она и читает с удовольствием, есть проблема с интонацией и пересказом прочитанного - у меня создается впечатление, что она читает на автомате, без понимания смысла.
Kayart
новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 дек 2008, 19:18
Откуда: Моск. обл.

Сообщение Strix » 17 фев 2009, 21:31

Вот! Это оно! :P
Мальчик нашел себе литературу по вкусу. Он начал понимать ЗАЧЕМ все это учение букв ему нужно. Что это этого есть какая-то польза, приятность времяпрепровождения.

ИМХО сейчас все пойдет гораздо лучше. Он сам начнет учиться читать (или же просто начнет читать), потому что нашел себе литературу по душе.

А эта серия энциклопедий мне нравится: небольшие подписи, яркие картинки - самое то, чтобы учиться читать. Тексты там, да, не литературные, но не такие чтобы уж совсем было ни к селу ни к городу. И простой язык довольно-таки, детям легко воспринимать. А для первого чтения даже не маленькая книжка совсем: ведь большинство учится читать по азбукам или книжкам-малышкам с 5-6 словами на странице, так что все нормально! :respekt:
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 06 ноя 2010, 22:08

Мария Ганькина: Грамматическая аптечка. Неотложная помощь (+CD)

http://www.labirint.ru/books/237090/

Цена 349 руб.
Переиздание, твердая нынче обложка, CD и цена соответствующая.

Спасибо manzherok за ссылку на новое издание!
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Как дети учатся?

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron