про пространственно-временную ориентацию
Добавлено: 10 янв 2009, 22:16
наткнулась на статью про детей (подростков) из приюта, которые не могут работать на множестве им доступных работ во взрослой жизни, потому что у них атрофировано чувство времени и пространства. Например, им практически невозможно придти на работу вовремя, потому что они не могут управлять собой во времени. Не понимают, вобщем, что за зверь такой - время, и что с ним делать.
Утверждается, что понятиям времени дети учатся в семье, и управление временем это такой же импритинг (запечатлевание), как скажем, обучение родному языку.
Я знаю, что многие хоум- и анскулеры не регламентируют жизнь детей и не живут "по часам". Например, я. Интересно, как это сказывается на наших детях? Как наши дети воспринимают время в своей жизни?
Мои дети 3 года постоянного хождения по кружкам по определенному расписанию все время опаздывали, и я была главным "надзирателем" за временем "пора обедать и одеваться", "через пять минут выходим", "уже опоздали на 15 минут, возможно ваших соперников уже отдали другим шахматистам и вы зря пришли", ну и так далее. Только сейчас старший сын (10 лет) начинает сам регулировать время нашего выхода из дома. Младшему до сих пор все равно: опоздали - значит не пойдем.
В реальной взрослой жизни это не очень удобно, возможно, впоследствии все сгладится. Но мнение директора приюта меня несколько смущает: он упоминает и о взрослой жизни своих воспитанников, у которых чувства времени так и не возникает.
А как вы считаете?
вот отрывки из интервью с руководителем приюта, профессиональным психологом и педагогом, иеродиаконом о. Александром (закончил факультет социальной реабилитации университета в Кракове).
полный текст статьи: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/26/7
Утверждается, что понятиям времени дети учатся в семье, и управление временем это такой же импритинг (запечатлевание), как скажем, обучение родному языку.
Я знаю, что многие хоум- и анскулеры не регламентируют жизнь детей и не живут "по часам". Например, я. Интересно, как это сказывается на наших детях? Как наши дети воспринимают время в своей жизни?
Мои дети 3 года постоянного хождения по кружкам по определенному расписанию все время опаздывали, и я была главным "надзирателем" за временем "пора обедать и одеваться", "через пять минут выходим", "уже опоздали на 15 минут, возможно ваших соперников уже отдали другим шахматистам и вы зря пришли", ну и так далее. Только сейчас старший сын (10 лет) начинает сам регулировать время нашего выхода из дома. Младшему до сих пор все равно: опоздали - значит не пойдем.
В реальной взрослой жизни это не очень удобно, возможно, впоследствии все сгладится. Но мнение директора приюта меня несколько смущает: он упоминает и о взрослой жизни своих воспитанников, у которых чувства времени так и не возникает.
А как вы считаете?
вот отрывки из интервью с руководителем приюта, профессиональным психологом и педагогом, иеродиаконом о. Александром (закончил факультет социальной реабилитации университета в Кракове).
о.А.: У этих детей атрофировано такое свойство личности, как пространственно-временная ориентация. У них нет будущего... мрачно получается и двусмысленно, но я хотел сказать, что у них нет будущего измерения времени. Они понимают только "сейчас" или "всегда".
Такие понятия, как "я учусь ремеслу, чтобы потом работать и зарабатывать" им просто недоступны физиологически. Пространственная ориентация у них основана только на узлах памяти.
Когда мне нужно объяснить кому-то из них куда идти, я не могу сказать, как обычному ребенку; пойдешь по улице Базарной, до Канатной, повернешь налево, дом 95. То есть сказать могу, но они не найдут. Я говорю так: "Ты помнишь красный ларек, где жвачка дешевая? Так, а от него видны мусорные баки, иди к ним и пройди мимо и так иди, пока не увидишь серые ворота напротив магазина "Шустов". Возвращаясь к проблеме времени.
Им бесполезно говорить "Завтра в 5 часов приходи туда-то", что бы там хорошее их не ждало. Они забудут, не придут. Они не плохие, просто они ТАКИЕ.
....
М.К.: Есть ли какая-то возможность воспитать, восстановить эту пространственно-временную ориентацию?
о.А.: В том возрасте, в каком пребывают наши воспитанники, уже нет. Формирование этого свойства начинается еще в пренатальном периоде и связано с поведением и физиологией матери
...
После рождения важнейшую роль играет регулярность кормления
...
Далее в жизни нормальной семьи есть какой-то стабильный уклад: утром гуляем на бульваре, вечером ждем папу с работы, в воскресенье идем в зоопарк и тому подобное. Это все не просто "запоминается" это формирует определенные органической структуры на физиологическом уровне. И если они не сформировались до 3-х лет, то восстановить их уже нельзя.
М.К.: Ты говоришь о том же, что Жан Пиаже называл термином "импритинг"?
о.А.:: Да. Наши воспитанники - это Маугли.
полный текст статьи: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/26/7