О причинах неграмотности письменной речи

психологические и прочие аспекты образования

Модераторы: Боа, Admin, Strix

О причинах неграмотности письменной речи

Сообщение Strix » 21 янв 2009, 20:51

Многие дети, говорят, сейчас безграмотно пишут.
Гораздо больше ошибок,чем " в наше время", то есть время как нас (мам), так и наших бабушек. В чем причина? Давайте поделимся мнениями.
Последний раз редактировалось Strix 21 янв 2009, 23:22, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 21 янв 2009, 20:56

Есть идея, что причина того - непомерное увлечение изучением Фонетики в предшкольном, нечитающем возрасте и дети запоминают звуковую модель слов, которую потом и воспроизводят письменно.

Как известно, переучиваться-то сложнее.

Для занятий с младшим школьником советуют книгу Автор: Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. "Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом"
Данная книга написана сотрудниками Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии и предназначена для учителей начальной школы, логопедов, школьных психологов и родителей, дети которых испытывают трудности с усвоением грамоты.
Игровые формы и методы, представленные в пособии, направлены на формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребенка, умения воспроизводить образ слова графически. Описанные приемы и упражнения помогут в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, будут способствовать устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии. Приведенные в этой книге рекомендации помогут научить детей правописанию, если вы будете последовательно и регулярно им следовать, как в условиях школьного обучения, так и занимаясь с ребенком дома.

http://www.labirint-shop.ru/books/164597/

сама лично не видела, может быть кто-то пробовал?

Мне кажется, что у книг подобной направленности должен быть однозначно симпатичный и ингригующий внешний вид :grin: , то есть хорошо сделанный дизайн

- удобный для использования,
- одно упражнение на одной странице,
- возможнось МНОГОразового использования книги (ибо упражнения, сделанные 3 месяца назад уже прекрасно из памяти стираются и можно повторить, коли надобность возникла),
- красота в оформлении: симпатичные герои со смыслом присутствующие на страницах (а не "притянуты за уши"),
- и так далее.

Вообще мне очень нравятся, как построены Окфордские книжки для обучения английскому языку. Единственный минус - одноразовость их.

Что еще должно быть хорошего в такого рода сборниках упражнений, чтобы действительно заинтересовать ребенка?

И вообще - нужны ли такие упражнения? Не искусственны ли они?
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Re: О причинах неграмотной пиьсменной речи

Сообщение Боа » 21 янв 2009, 22:22

Strix писал(а):так и наших бабушек.
Говорят, что до 80-х годов еще нормально обучали грамотности.
Основная причина неграмотности школьников (и уже не только) - в методике обучения русскому языку. В середине 1980-х годов эта методика изменился изменилась. Раньше детей учили прежде всего запоминать, как пишутся слова. В результате формировалась зрительная доминанта - при письме ребенок ориентировался на зрительный образ слова. Новый метод обучения грамоте строится на анализе звукового состава слова. Цитирую статью: "Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны". В результате дети начинают писать так, как слышат: йожык, йащик, зельоный, йула. Вот, оказывается, откуда пошел албанский язык - его учат в школе. Считается, что чем лучше ребенок слышит звуки, которые входят в состав слова, тем грамотнее он будет писать. Однако в русском языке далеко не все как слышится, так и пишется, поэтому результат оказывается ровно обратным: если 20 лет назад "подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок", то сейчас " таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится."
выдернуто из http://community.livejournal.com/child_psy/108315.html
Там еще много чего умного написано про обучение письму.

Про книгу Соболева А. Е. "Пишу без ошибок."
Не читала, но, если человек предлагает свое пособие. как дополнение к школьной программе, то скорее всего не далеко ушел от этого.
мне больше нравится подход Некина http://nekin.narod.ru/e21.htm Писать, писать и еще раз переписывать. Вот только как это сочетать с анскулинговым подходом, пока остается для меня загадкой Изображение
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 21 янв 2009, 22:45

если человек предлагает свое пособие. как дополнение к школьной программе, то скорее всего не далеко ушел от этого


Да, мне тоже так кажется, я много таких пособий видела, очень много, и у меня некоторый негативизм уже идет на них. Но каждое надо смотреть.

Вот из рецензии на эту книгу
http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200801214
только одна мысль мно показалась очень хорошей, особенно для "домашних" детей.

В достаточно развернутом введении авторы обозначают ряд ключевых моментов работы с детьми, имеющими трудности в обучении русскому языку, дают конкретные рекомендации учителям и родителям и формулируют главный принцип занятий с такими детьми: «ИГРАТЬ!»



Про писать-переписывать: вобщем-то это хорошо, ТОЛЬКО если текст лично интересный лично этоу человеку (ребенку). Мои обводили некинские прописи много, я выбирала для этого стихи русских классических поэтов :) , им даже нравилось. Но младшему и так уже было не надо ( у него почерк хороший, ровный), а старшему не помогло :( Ошибки, вобщем-то как были... так и есть.
Но сейчас уже лучше с ошибками, потому что они сами стали работать с много разовыми тетрадками с самопроверкой Валентины Лайло, и самопроверка, это я вам скажу вещь потрясающая!!! :) :)

Еще у нас появился диск "Русский язык 5 класс" издательства "Дрофа".

Там, в отличие от многих таких изданий, КРУПНЫЙ шрифт и вставлять буквы в слова нужно МЫШКОЙ, выбирая из предложенных, что в десятки раз удобнее ввода с клавиатуры. Потому что на клавиатуру нужно смотреть, то есть отрывать взгляд от экрана и в итоге теряешь нужное место на экране. Ведь дети не так легко ориентируются в печатном тексте на мониторе, как взрослые. И вслепую крайне редко кто умеет печатать из детей.

Из минусов такого рода пособия - вездесущий очень маленьких набор упражнений: 1 - 2 варианта. И все. То есть сделал их, а потренироваться уже не начем.

У Лайло в этом смысле сделано хорошо: там много вариантов одной и той же работы. Мой младший ребенок любит эти тесты и делает подряд по десятку страничек!! самопроверка Ему помогает ориентироваться в своих умениях.
Последний раз редактировалось Strix 21 янв 2009, 23:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 21 янв 2009, 23:04

"Русский язык 5 класс" издательства "Дрофа".
Нашла только книгу. Где можно купить (скачать) диск?
http://books.tur-internet.ru/books/6/1905031.html
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 21 янв 2009, 23:10

хм, да диска нет. Постараемся помочь..... :roll:
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 21 янв 2009, 23:35

Вот еще раз хочу сказать о самопроверке.

как ребенок учится грамотно писать?

Читает текст, лучше - любимый текст, иначе непонятно почему он его вообще читает. Что-то хочет из него узнать или получить эмоциональное удовольствие. Видит, что слова как-то пишутся. Причем, начинает ребенок понимать, каждый раз они пишутся ОДИНАКОВО. Странно.

Ту приходит "носитель знаний" - мама, пап, бабушка, учительница, старший брат.

И говорит: ЖИ-ШИ пиши с буквой "И"!!

И ребенок начинает писать, потому что писать ему НАДО. Маме записку хочет написать, Деду Морозу пожелание, сказку сочинить и написать. А то и в школе заставляют.

И получается у него "ЖЫли-были...". А ему говорят (близкие, родные люди, или учительница - тоже не последний человек, каждый день видимся) - "Неправильно!!"

Как так? Почему?
Все было хорошо, и вот...
Ну, я ж так и пишу: и ЖИ у меня с "И" и ШИ - тоже.

А они говорят: "Неправильно". Обидно. На родных людей обида.
А тут дают ребенку тетрадочку - вот, смотри. Тут написано , что ЖИ и ШИ надо с буквой И писать, и рядом странички со словами, куда буквы надо вставить, а ответы листом бумаги закрыты.
Любопытный ребенок сначала посмотрит :) ответы, потом писать станет.
Но через некоторое количество времени уже интерес возьмет его: а могу ли я?
И будет писать тесты честно.
И будет видеть, что ...эээ... не всегда правильно получается. ответы-то не сходятся.
Но мама тут не при чем, она ничего плохого тебе не говорит про ЖИ и ШИ, только книжка говорит, что что-то не так.
Можно разозлиться и книжку помять-порвать. Потом любопытство берет и начинает ребенок снова вставлять ЖИ или ШИ... или ЖЫ?
В общем, идет самообразование, и никакого негатива со стороны близких людей.
Красота! Только бы вот он еще в тексте писал и ЖИ и ШИ :lol:

Но об этом речь дальше.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 22 янв 2009, 06:52

как естественно простимулировать начало письма? Зачем это нужно, если все общаются словесно или по интернету?
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 22 янв 2009, 12:03

А как и зачем мы вооще когда-либо что-либо пишем?

У вас есть записная книжка?

У вас есть конспекты студенческих (иных) лекций?

Вы заполняете анкеты для социальных служб или налоговую декларацию?

Вы пишите письма родным и близким, живущим далеко? (не пишете? а почему? ;) )

А зачем нам так ценны ссылки на сайты, типа ПостКроссинга? Или переписки с детьми из детских домов?

Почему наши дети пишут письма друг другу на бумаге и отправляют по почте?

А на даче или на загородной прогулке у вас всегда с собой ноутбук с хорошими аккумуляторами?

А в туристическом походе или в других более или менее экстремальных условиях всегда ли вы надеетесь на электронику, или сумеете записать расписание электричек вручную?

Надеетесь ли вы на GPS или сумеете прочитать бумажную карту, сориентироваться и выйти из незнакомой местности?

Мне, например, часто хочется записать какие-то важные мысли, находясь в вынужденном сидении, пока жду откуда-то детей (Дом Книги не всегда в таких случаях под рукой ;) ). Или в очереди. Я вытаскиваю из кармана большой блокнот, который всегда со мной, и пишу. А мой ноутбук весит 3 килограмма. :x Не потаскаешь особо, да и аккумуляторы давно сели. И не каждый умеет писать на ноутбуке даже сегодня.

Можно рассказать-показать детям о КАЛЛИГРАФИИ, о старой бумажной переписке, о том, как через письмо, написанное вручную, передается характер человека, его настроение, его пожелания, написанные между строк.

Показать картинки - фотографии писем Пушкина, например. И т.д.

Я бы честно попросила бабушек писать своим внукам письма, настоящие бумажные письма! Даже, если бабушка живет в одном доме! :grin: А детей бы просила сохранять их на память. Кто знает, какой ценностью эти письма будут обладать через 20 или 30 лет?

Наша беда в том... что например, НАШИ бабушки... вручную писать УЖЕ не умеют :( Моя мама еле-еле может написать заявление на отпуск, и страшно ругается, что его нельзя напечатать на принтере. :roll:
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 22 янв 2009, 13:40

Strix писал(а):Моя мама еле-еле может написать заявление на отпуск, и страшно ругается, что его нельзя напечатать на принтере.
Продвинутая бабушка.
Strix писал(а):Можно рассказать-показать детям о КАЛЛИГРАФИИ, о старой бумажной переписке, о том, как через письмо, написанное вручную, передается характер человека, его настроение, его пожелания, написанные между строк.

Показать картинки - фотографии писем Пушкина, например. И т.д.
Писать можно и печатными буквами. А вот как можно соблазнить именно на годовой труд по освоению красивого подчерка в прописях? Боюсь, на одном рассказе и картинках письма далеко не уедешь.
Последний раз редактировалось Боа 22 янв 2009, 13:58, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 22 янв 2009, 13:45

у What-and-Why была хорошая "методика": дочка учится писать в прописях ПРАВОЙ, а мама - ЛЕВОЙ. СлабО? ;) Мамы, как правило в таком соревновании проигрывают!! Зато сразу понятно становится ЧТО испытывает ребенок, учащийся писать.

Если, со следующими детьми ЛЕВОЙ мама УЖЕ хорошо пишет :lol:, можно начинать писать иероглифами, причем пером, а под конец изучать шумерскую клинопись или что там еще. :lol:

Но вообще, учить писать младших детей могут старшие, особенно когда разница в возрасте не сильно велика - они еще понимают каково это.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 22 янв 2009, 13:46

Я вообще собираю такие интересные и логично-реальные способы обучения и мотивации обучения. Давайте вместе собирать их колекцию здесь!

Как мотивируете своего ребенка на письмо вы, коллеги, сообщники и сочувствующие? Это жизненный, реальный, эффективный способ?
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 22 янв 2009, 13:58

Strix писал(а):Как мотивируете своего ребенка на письмо вы, коллеги, сообщники и сочувствующие? Это жизненный, реальный, эффективный способ?
Увы, мотивация пока отвратительная "не напишешь - не сядешь за комп" :cry:
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 22 янв 2009, 14:26

да, способ эффективный, правда! :lol: Сама через это прошла, когда СДАВАТЬ пришла пора и прижало.

А если, как в скандинавии - НЕ тестировать до конца обучения - тогда и методы другими будут.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 22 янв 2009, 16:01

Strix писал(а):НЕ тестировать до конца обучения - тогда и методы другими будут.
Я так чую, что мы можем не ходить в школу до 12 лет, если считать, что началка 4 класса, а пойти в школу можно с 8-ми лет. Может наберусь немного ума за эти годы :)
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Как дети учатся?

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron