Антон Зверев "Не читатели"

психологические и прочие аспекты образования

Модераторы: Боа, Admin, Strix

Антон Зверев "Не читатели"

Сообщение Strix » 24 фев 2009, 22:32

Антон Зверев
Не читатели


Современная школа идеально подходит лишь для одного из десяти человек. Во всем виновато обучение через тексты, считает Милослав Балабан

Пятнадцать лет назад, в декабре 1989 года, американские ученые из Института Гэллапа произвели эксперимент. Жителей девяти ведущих государств в возрасте от 20 до 27 лет просили показать на карте несколько океанов, мегаполисов и стран, включая собственную родину (итого 16 заданий). Но только один из каждых десяти японцев, англичан, французов, россиян, канадцев и т.д. справился со всеми элементарными вопросами. Тогда экспериментаторы не обратили на эту закономерность внимания, сделав упор на детали: какая из стран в какой степени показала лучшие результаты. Соответственно доложили: впереди всех оказались шведы, следующие строчки заняли жители ФРГ, японцы и т.д.

Закономерность "1 из 10" привлекла интерес только одного человека - российского ученого, доцента МГУ Милослава БАЛАБАНА. Все эти пятнадцать лет он занимался ее исследованием и пришел к сенсационному выводу: современная школа способна эффективно обучать только одного из 10 человек - будь то в США или в Мексике. Что следует из этого вывода? Об этом Милослав БАЛАБАН рассказал в интервью "МН".

- Различий, разных укладов и традиций в образовании - масса, но общее у всех одно: классно-урочная система. Детей всюду рассаживают по возрасту (класс), занятия нарезают на порции (урок), а знания раскладывают по сферам (предмет). Венчает все это экзамен. И вот итог: только один из каждых десяти "продуктов школы" способен учиться с книгой в руках.

- Но, может быть, просто способностей не хватает? Ну не в состоянии большинство людей постичь школьные программы в полном объеме...

- Неправда, в состоянии. Но, вероятно, более естественным для них путем - не через текст, который стал оплотом, генетическим кодом классно-урочной системы.

- А как?

- Скажем, будущий хирург - подушечками пальцев, парфюмер - с помощью обоняния, кондитер - на вкус, плотник - на глаз. И это не досужие фантазии, поверьте. Работая в школе, в Запорожском педагогическом институте, а потом и в МГУ, я провел 16 серий экспериментов. И всегда получал один и тот же результат: 9 из 10 учатся формально, берут знания памятью, по схеме "выучил - сдал - выкинул из головы". При этом все уверены, что "знали, но забыли".

- Что из этого следует для школьной практики? Заменить обучение с помощью текста чем-то менее традиционным? Вы уверены, что результат будет лучшим?

- Я призываю дополнить обучение через письмо другими, более живыми формами. Что это будет, пусть подсказывают сами дети.

- Как именно?

- Если мы сделаем классы открытыми, то эффективность школы резко возрастет, а грамота предстанет лишь одним из способов обмена информацией.

- Это в теории, но что значит сделать открытыми классы на практике?

- Эти идеи уже воплощаются в московской Школе самоопределения Александра Тубельского. Под руководством профессионалов обучение проходит в пространстве парковых клубов и студий. В студиях создаются рабочие места для свободно кочующих учеников: здесь микроскоп, аквариум, тут редкая энциклопедия. Выбирай, к чему лежит душа. Причем и по возрасту дети перемешаны. После чего на общем сборе необходимо поделиться опытом с друзьями, устроить презентацию своей работы.

При этом внешне ничего не изменилось. Те же звонки, учителя, учебники. Но в результате школьная программа перестает быть навязанной. Вот недавно попытался забрать внука из школы раньше обычного, тот - в слезы. Оказывается, он уже составил себе расписание посещений разных студий, у него обязательства перед людьми. Согласитесь, что в такой атмосфере процесс обучения проходит куда эффективнее.

- Давайте все-таки уточним. Вы вообще выводите обучение с помощью текстов из системы образования?

- Конечно, нет. Но главная задача все-таки не освоить текст, а научить с ним работать, чего современная школа не делает. Миллионы вроде бы образованных людей не могут оформить квитанцию по оплате за свет, списывают таможенную декларацию у соседа-попутчика, голосуют за политическую партию сердцем, даже не открыв из интереса ее политическую программу. Словом, не умеют вытаскивать суть из официальных бумаг. Школа не учит этому самому ходовому житейскому навыку. Может, имеет смысл официально разрешить ученикам на всех уроках и экзаменах открыто пользоваться разными источниками, в том числе компьютером, подсказками соседей и друзей в поисках необходимой (срочной, необычной) информации? Я бы считал это одним из способов справиться с так называемой функциональной безграмотностью.

- Вы предлагаете ориентироваться на девять из десяти, а единственного, но зато самого успешного в расчет не брать?

- "Текстоеды" в этих условиях вовсе не страдают. Это дети, чей интеллект нормально себя чувствует везде, в любых условиях.

- Насколько я знаю, вы не только скептически оцениваете обучение с помощью текстов, но вообще считаете раннюю грамотность вредной.

- Считаю. У меня есть теория живого языка, которую я излагал в своих работах. Там я доказывал: родной язык формируется у каждого свой, еще до школы. А педагогика чем занимается? Всех пытается переучить по существующему стандарту. Это все равно что вместо собственных зубов всем вставить красивые, но абсолютно унифицированные протезы. В результате мы теряем яркие индивидуальности, делая ставку на усредненность.

- Скажите, а какие выводы из ваших открытий могут сделать для себя родители?

- Если ваш сын или дочь явно не дружит с книгой, можно посоветовать забрать его из школы, учить дома. Благо Закон об образовании это разрешает. У нас принято думать, что в среде ровесников подростки быстрее умнеют, вживаются в общество. Но, судя по американским данным, все наоборот. У "домашних детей" и успеваемость выше и, как ни странно, контактность: они легче адаптируются к жизни. Может, потому, что дома нет насилия в виде оценок и звонков, страха репрессий и "единого меню" для всех?

МН: Милослав Балабан - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ. Руководитель программы EPOS International. Работал директором школы на Дальнем Востоке, сотрудником ЮНЕСКО в Париже. Представлял интересы нашей страны на постоянном международном семинаре по школьному обучению при ОЭСР. В годы застоя его имя было под запретом. Большинство работ опубликовано в Великобритании.

ЗА Александр ТУБЕЛЬСКИЙ, директор НПО "Школа самоопределения", президент Ассоциации демократических школ России:

- Вправе ли ребенок сам выбирать себе уроки, строить жизнь не по стандарту? Маститые географы (физики, юристы, химики) заранее уверены, что мы рискуем в результате навсегда отстать от мира, утонуть во мгле невежества. Однако опыт свидетельствует: те, кто связывает свое будущее, скажем, с математикой, действительно скорее всего предпочтут ее (в условиях свободы) остальным наукам. Но почему тригонометрические уравнения в полном объеме должен штудировать, допустим, будущий историк? Наукой пока не доказано, что именно школьная математика, и только она, развивает логическое мышление, а школьная биология - любовь к живой природе. Для кого-то это так, а для кого-то нет. Потому что люди все от рождения разные. Вот и дайте им эту свою "разность" проявить.

ПРОТИВ Елена КОРОЛЕВА, кандидат философских наук, заслуженный учитель школы РФ:

- Своей теорией г-н Балабан обрушивается не только на святая святых - классно-урочную систему гениального чешского мыслителя и педагога XVII века Яна Амоса Коменского, но, главное, на стандарт всеобщей грамотности. Чтобы избежать поточной уравниловки, он требует индивидуально обучать детей с семи лет. Лихо! Однако психологи утверждают, что все умственно здоровые дети имеют общие способности для обучения в школе по формуле "от нормы и выше". Что же касается специальных способностей (к музыке, живописи, ремеслам), то они проявляются в подростковом возрасте. Вывод: ранняя специализация необоснованна, даже вредна. Может быть, в будущем "студия" и вытеснит "класс" из школьной жизни, но не насовсем: система Коменского, не будем забывать, честно служит человечеству более трех веков.


(не помню откуда стащила статью и найти не могу - кто найдет где это было опуббликовано - буду очень рада!!!)
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Вернуться в Как дети учатся?

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron