Первый год домашнего обучения. Подведение итогов.

психологические и прочие аспекты образования

Модераторы: Боа, Admin, Strix

Первый год домашнего обучения. Подведение итогов.

Сообщение Kayart » 05 мар 2009, 06:30

Вот и пролетел незаметно целый год наших самостоятельных занятий :) . Захотелось мне подвести итоги. Итак, основные плюсы:
1. В результате неотдавания детей в школу наша семья смогла сохранить привычный уклад жизни и прежний доход, т. к. мне не пришлось бросать работу и таскать заспанных детей к 8-ми утра в школу.
2. Каждый ребенок получил возможность изучать предметы в той последовательности, в которой он хочет это делать и в темпе, отвечающем его возможностям.
2. Помимо общеобразовательных предметов, дети занимаются на кружке рисования и лепки из глины и ходят на бальные танцы, чего они были бы лишены в случае посещения ими школы, т. к. на эти занятия мы ездим в соседний город.
Теперь о минусах:
1. Мы не прикреплены к школе, поэтому наше положение трактуется многими как "незаконное" (с другой стороны - это плюс, т. к. в противном случае я стояла бы над сыном не с одной палкой, заставляя его учиться, а как минимум с тремя, ведь мне надо было бы впихнуть в него знания к определенному сроку).
2. Очень трудно поддерживать интерес к учебе и дисциплину, т. к. отсутствует стимул в лице двоек и строгой "Марьванны". Главным "пугалом" выступает угроза сдать в школу.
3. Нам до сих пор не удалось выработать более-менее стабильный учебный график, многие занятия у нас проходят спонтанно и не по "расписанию".
4. Программа 1-го класса до сих пор нами не освоена, самые большие проблемы возникают с письмом и пересказом текстов. Похоже, придется лишить детей летних каникул и доучивать за лето с ними первый класс. Как следствие, ни о какой сдаче экзаменов за 1-й класс в этом году и "легализации" у нас пока не может идти и речи.
Kayart
новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 дек 2008, 19:18
Откуда: Моск. обл.

Сообщение Юлия » 05 мар 2009, 10:16

С почином вас! :)
Программа 1-го класса до сих пор нами не освоена, самые большие проблемы возникают с письмом и пересказом текстов.

До начала обучения дети вообще не писали, или печатными буквами уже писали?
Пересказ текста вроде в "экзамен" за первый класс не входит. :roll:
Мне кажется, что в первом классе единственное, чему приходится "учить"- письму письмеными буквами. :)
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Kayart » 05 мар 2009, 14:04

Не писали вообще, и даже не все буквы знали :???:. Такая я вот безответственная мамаша :oops: . Я слышала, что пересказ текста не спрашивают, но мне кажется, что ребенок должен научиться рассказывать о том, что он прочитал, у нас с этим пока большие проблемы.
Kayart
новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 дек 2008, 19:18
Откуда: Моск. обл.

Сообщение Юлия » 05 мар 2009, 17:11

У меня дети сами инициативу проявляли. :roll: Дочь раньше, в 2,5 сама буквы выучила, сын намного позже - в 4 с лишним освоил цифры (сводит теперь меня с ума постоянным счетом все и вся), недавно на буквы замахнулся. 8)
Пересказ дело хорошее, конечно, но силой смысла не вижу заставлять. Пока ограничиваюсь тем, что рассказывают не прочитанное, а прожитое. :)
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 06 мар 2009, 00:13

кстати, хорошая идея - пересказ прожитого! :grin:

Kayart, я думаю, у нас в школе "Плюс" ваши детки бы сдали зачет, пусть не на пятерки, но сдали бы. У нас все просто со сдачей, особенно в первом классе.

Приезжайте!! :grin:

Юлия, я думаю наши городские детки, запертые в 4-х стенах в теплой компании забитых доверху книжных шкафов проявляют больше интереса к буквам-цифрам и прочему книжно-научному, чем здоровые деревенские детки на вольном выпасе. Тем есть чем заняться и без книжек с буквами. Освоят, всему свое время. Я вот жалею, что живу не загородом, моим деткам этого явно не хватает. :(
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 06 мар 2009, 01:14

пятница, 6 марта 2009 г.

Наши итоги за год.

Хотелось немного рассказать об итогах нашего совместного с детьми обучения экстернами за год. Совместного, потому что это дело разумеется не только (и не столько) детское, но и родительское. Даже анскулерство и то подразумевает какое-то активное образовательное общение родителей и детей. А у нас самый настоящий хоумскулинг. Иными словами мы активно учимся. Учатся как дети, так и я. Даже папа у нас иногда активно разгребает дебри географических понятий и натаскивает детей к предстоящему зачету.

Удивительно, оказалось, что чисто экстернами мои дети учатся только год! Раньше все это в основном проходило под не пристальным, но все же оком учительницы, что как-то снимало с нас всех добрую половину ответственности. Теперь мы все больше и больше сами себе голова.

Это сильно организует всю семью (ну, не очень сильно, но все же организует), но кроме того это очень и очень интересно! Почему?

* Мы не боимся «пойти не тем путем». Все пути перед нами – наши. Пойдешь направо, пойдешь налево, все разное получишь, но нигде не получишь «черной метки».

* Мы не очень боимся чего-то не уметь или не понимать. Детям это позволительно, хотя и чертовски обидно родителям, родителям позволительно, но чертовски неудобно в жизни. Совместными усилиями наверстываем.

* Мы свободны в выборе литературы. Дополнительная литература становится основной, основная – дополнительной, а потом все опять наоборот. Библиотекарши меня знают в лицо, радуются, когда мы все приходим и уносим тома энциклопедий. Наши книжные полки забиты книгами: Дом Книги на нас нажил огромное состояние, также как и Лабиринт-шоп, пара магазинчиков на Пяти углах, а главное – книжная ярмарка в ДК Крупской. Моя давняя и очень добрая подруга снабдила нас уже двумя дополнительными книжными полками, но и они заканчиваются.

* Мы свободны в объеме литературы: никто нас не ругает, что в двух книгах прочитаны только подписи под роскошными иллюстрациями, а сам текст – только в третьей и то наполовину.

* Есть мощный стимул находить и смотреть научно-популярные фильмы, жаль много времени уходит на их поиск. Не корпеть же все время детям над учебниками? Так весь интерес к учению улетучится, и здоровье дети подорвут. По крайней мере, фильмы можно смотреть и в движении, а вот учебник читать, да тетради писать – не получается. Помню, был такой замечательный тренажер у «Блондинки в законе», как наяву вижу: крутит блондинка ножками педали :D, а перед ней на подставочке лежит учебник, который она внимательно изучает. Красота!

* Есть стимул использовать обучающие CD-диски, полезная в хозяйстве вещь, особенно в середине курса – когда многие вещи узнаются влет и можно спокойно играть в тестовые игры и слушать прикрыв глаза диктора.

* У нас много времени занимают разнообразные нешкольные занятия – от интеллектуально-стратегических настольных игр, бисероплетения и международного обмена открытками до посещения четырех разных кружков. На это есть время, но только если сильно ограничивать время школьных занятий. Зато есть сильный стимул научиться одолевать школьные знания-умения быстрее и эффективнее.

* А еще, в отличие от многих родителей и самих школьников, нам нравятся учителя. Может быть и не все совсем на пять с плюсом нравятся, но 4 раза в год мы с ними со всеми обоюдно любезны и обоюдно терпимы.

* Мы стали дружнее! :grin:

А вот что нам мешает:

* Да, сроки. Сроки сдачи. Это сильно утомляет, на этом мы зарабатываем львиную долю того негатива, который выплескиваю как я на детей, так и они на меня (обратно). Это то, что нас ограничивает. Например, мы не можем заниматься историей Древнего мира полгода подряд и только им. Это просто невозможно, если мы хотим сдать школьную программу.

* Установленная система аттестации. Где-то аттестация установлена жестко (контрольная по математике, диктант и изложение по русскому), где-то проще (экскурс по учебнику с вопросами, рабочие тетради), но все это – в пределах учебника. Хорошо хоть почти по всем предметам мы отстояли право самим выбирать учебники. (По литературе не отстояли, и ее мы точно будем сдавать в лучшем случае осенью. Не лежит душа.) Однако, при этом мы не можем сдать творческий проект. На природоведении честно говоря можем, хотя по учебнику все равно спросят, а на остальных предметах – нет. Я думаю, это не специфика нашей школы, это специфика школьного образования вообще. Эту машину надо сильно раскачивать, устраивать шторм посильнее, чтобы добиться свободы при промежуточных, необязательных по закону аттестациях.

* Детей ограничивают стандарты оформления, что даже не столько нашей школы заморочки, а заморочки последующие, ЕГЭ, институты и прочее. Нечитаемый почерк или черезстрочкупосерединенаписанные предложения не могут помешать ребенку учиться, но это сильно мешает СДАВАТЬ.

* Простудные и хронические заболевания. Поедают поедом огромное количество времени, данного на совместное образовательное времяпрепровождение. Отключают мозги напрочь и у всех в семье появляется навязчивая и ненужная раздражительность.

* Финансовые проблемы. Я понимаю, нынче это «не смешно».

Подведя итоги, хочется сказать, что все было не зря. Даже практическое отсутствие у меня хоть сколько-то постояной работы не очень ущемляет мою профессиональную гордость, хотя, конечно бьет по карману. Но – все впереди, в дальнейшем, я думаю, самостоятельность детей будет сильно повышаться, и мне легче будет оставлять их учиться самих.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Юлия » 06 мар 2009, 07:40

Strix писал(а):Юлия, я думаю наши городские детки, запертые в 4-х стенах в теплой компании забитых доверху книжных шкафов проявляют больше интереса к буквам-цифрам и прочему книжно-научному, чем здоровые деревенские детки на вольном выпасе. Тем есть чем заняться и без книжек с буквами. Освоят, всему свое время. Я вот жалею, что живу не загородом, моим деткам этого явно не хватает. :(

Моим тоже не хватает, им однозначно надо жить "на природе". Поэтому и маюсь чувством вины, что не могу устроить им такую жизнь круглый год.
Даже и на вольном выпасе я бы читала детям книги. А любопытство-то у детей всегда присутствует, не зависимо от места проживания. :) Собственно, я была готова, что сын до школы не заинтересуется буквами-цифрами, никак специально с ним не занималась.
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Боа » 06 мар 2009, 16:48

Strix писал(а):я думаю, самостоятельность детей будет сильно повышаться
А на сколько повысилась самостоятельность детей по сравнению ну скажем с первым классом, и еще с прошлым годом?
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 07 мар 2009, 11:26

Подумала над этим вопросом и поняла, что самостоятельность повысилась сильно, по сравнению даже с учебой на полуэкстернате, когда задавали на дом и "надо все сделать". Конечно, я их сильнее организовывала в этот год, и больше времени уходит на учебу, раза в 2 наверное, по сравнению с начальной школой. Но в началке вообще была очень большая халява, мы многое пропускали и недопонимали, и только за прошлую весну на экстернате я поняла, что именно мы упускали важного, а что - было не очень-то и нужно. Сейчас, впрочем, гораздо легче догнать то, что "не догоняли" тогда. Дети растут.

Сейчас я могу спать с утра, поставив будильник детям, и надеяться, если договоришься с вечера, что они встанут более-менее вовремя и будут пыхтеть самостоятельно над уроками. Иногда это не получается, и дети по 2 часа с утра читают книжки в тишине, чтобы меня не разбудить :(
У меня были попытки встать с утра, проспав 2-3 часа и "посадить" их за учебники, но все они оканчивались неудачей (с моей стороны). Был вариант не спать до момента просыпания детей :o, но он тоже заглох: по вечерам мы занимаемся до 12-ти, соответственно спят дети до 10-11, а свою ночь до 11 утра мне не растянуть.

Вобщем, только понимание детьми того факта, что с утра и без мамы нужно учиться, может спасти дело.

Плюс к тому, я выяснила интересный факт, сколько времени в неделю нам остается на школьную учебу (за вычетом времени кружков): половина понедельника, половина среды, четверг и половина пятницы. Если повезет - еще и половина вторника, но далеко не всегда. То есть реально только 4 дня в неделю. Если расписать по часам, то 2-3 часа с утра и 2-3 часа вечером (ПН, СР, ПТ), и целый день в четверг, получается все равно в сумме не больше 7-ми часов (больше просто нереально, дети все-таки, устают). То есть, если не отвлекают посткроссинги :D, свободное творчество, незапланированные гости, генеральная уборка и прочее сильно мешающее занятия 8), то выходит 22 часа в неделю.

А школьное время 5час.х6дней=30 часов/нед. + домашняя работа 2часах6дней=12 часов/нед. Итого 30+12=42 часа/нед.

У нас сильно меньше.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Марина » 07 мар 2009, 11:42

Strix писал(а): Если расписать по часам, то 2-3 часа с утра и 2-3 часа вечером (ПН, СР, ПТ), и целый день в четверг,


А во вторник вы чем с утра занимаетесь? У нас вот все занятия после двух в будни. Что вам удалось найти интересного в первой половине дня?
Марина
новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2009, 18:15

Сообщение Strix » 07 мар 2009, 12:15

в первой половине дня во вторник мы или что-то уже сдаем в школе (нам удобнее всего оказался вторник), или все идем в бассейн (это тоже не очень часто получается, но утром бассейн дешевле и пустой), посещение библиотеки, или просто я учитываю перенос учебного времени с понедельника, когда после леса или очень поздних гостей мы отсыпаемся, убираемся и раскачиваемся до середины дня.

Но бассейн - это как раз то, что можно делать с утра! :grin:
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Марина » 07 мар 2009, 15:34

Strix писал(а):Но бассейн - это как раз то, что можно делать с утра! :grin:


Только не на ЮЗе :cry:
Марина
новичок
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 12 янв 2009, 18:15

Сообщение Кроля » 10 мар 2009, 17:38

Ваш оптимизм внушает оптимизм :D .
Как я поняла, экстерном все же лучше, чем на семейном? Мы зреем, на неделе пойдем в школу разговаривать с директором, правда еще не представляю этой беседы, в нашем городе мы будем первыми семейниками, хотя экстернат вроде где-то был.
Стараюсь сильно не париться, но больше всего мучает аспект социализации все-таки. Ну а что если ребенку все-таки нужен этот опыт мэйнстрима - хождение в школу как все. У вас и правда не было сомнений, что все в порядке, дитя получит общение со сверстниками в необходимом объеме и все нужное для жизненного опыта на кружках и секциях?
Кроля
новичок
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:37
Откуда: Сургут

Сообщение Strix » 10 мар 2009, 18:55

Про общение - я никогда не видела нормального общения в школе. Ну, может быть мне просто не повезло. Мой муж считает точно так же.

Вот представьте: 45 минут сидения на уроке НЕ подразумевают общение никакого. Если дети общаются между собой - их выгоняют из класса, или как-то еще высказывают свое учительское недовольство. То есть для общения остается от силы 10 минут на перемене, когда от длительного сидения на одном месте просто необходима разрядка. Физическая - побегать, повозиться, психологическая - поорать, подергать за косички, как еще выразить свое недовольство тем, что ты был не волен над собой предыдуще 45 минут. За это тоже... журят. На нормальное, конструктивное общение в день у ребенка уходят считанные минуты, это если деть не очень активный. Автобусные экскурсии или музеи всем классом, другие мероприятия - все равно большая часть времени организована взрослыми и общение пресекается.

А на кружках я вижу совершенно другую ситуацию: никто не запрещается детям общаться, ЕСЛИ они ведут себя при этом более или менее тихо. Сколько я ни наблюдала за своими детьми на разнообразных кружках\секциях - только очень интересный рассказ преподавателя закрывает детские рты, впрочем, нет, наоборот открывает :), только уже беззвучно. Пока муха не залетит - и не закроют. :grin:
Совместная деятельность на кружках учит работать в группе, причем, так как группа обычно маленькая, то результат выше.

На шахматах постоянно вижу небольшие "тусовки" пацанов РАЗНЫХ возрастов, обсуждающих чью-то партию, на турнире они тоже постоянно тихо переговариваются.

Когда были в начальной школе на юннатском кружке общались все, и очень много, пока чистили кормили животных, как между собой, так и с животными, каждый раз были командные игры, потом все вместе пили чай и тоже общались. В группе в бассейне, пожалуй, было меньше всего общения - только между стоящими рядом детьми, ожидающими своей очереди делать упражнение. Зато потом в раздевалке они отрывались - мамам было не дождаться :D.

Была у нас еще одна ИЗО-студия, где разговаривать не было принято, но мы быстро оттуда и ушли, было не интересно. Зато в следующей ИЗО-студии мой младший сбегал в коридор отдыхать от болтающих девочек: он там был почти единственный кавалер, и все женское внимание выливалось на него... :grin: Рисовать все они при этом умудрялись просто прелестно!

И еще один момент: когда ребенок имеет возможность ВЫБРАТЬ кружок\секцию он имеет возможность выбирать и компанию, в которой общаться. Выбирать друзей, с которыми его связывают определенные интересы, и его не вынуждают поддерживать отношения с человеком, с которым его ничто, кроме возраста, не связывает.

Если отношения между детьми совсем уж не пошли (у нас так и этого не разу и не случилось, хотя мои дети не очень общительны и вполне самодостаточны по природе), то в любой момент можно уйти. Так же, как вы поступаете на работе, на которой начинают придираться и не уважать. Вы просто устроитесь на другую работу, если вам станет невмоготу, правда? В школе ребенок этого лишен.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Кроля » 11 мар 2009, 03:43

Ну да, это понятно, и правда не стоит с первого класса ребенку понимать, что мир жесток? Что не всегда все-таки приходится выбирать с кем общаться, и нужно уметь уживаться с не очень симпатичными людьми и порою тепреть или преодолевать давление?
Я не пытаюсь спорить с вами, спорю, если честно, сама с собой :oops: .
Впрочем, прогнозировать результат такого подхода к образованию практически невозможно, только брать и делать, как вы.
Зрею.
И рада, что хоть заочно могу получить поддержку. Спасибо.
Кроля
новичок
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 18:37
Откуда: Сургут

След.

Вернуться в Как дети учатся?

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron