Полезные книги о проблемах неграмотности и как ее устранить?

психологические и прочие аспекты образования

Модераторы: Боа, Admin, Strix

Полезные книги о проблемах неграмотности и как ее устранить?

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 10:22

Мы уже касались этой темы и я советовала книжку Марии Ганькиной "Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании" http://www.freeedu.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=265

И еще мы читали статью "Пишите вместе с детьми" Андрея Гусева http://www.freeedu.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=299

А вот совсем недавно я наткнулась на замечательную книгу Мела Левина про причины дисграфии, неграмотности и прочие интереные штуки. Очень, очень популярно и интересно написанная книга, подойдет всем интересующимся плохим почерком и неграмотностью. Читается за один присест! :grin: Название мне показалось не совсем удачное: "Лень - это миф, развейте его!". При чем тут лень, мне не понятно, может быть это я уже далеко ушла от обываетльского мнения, что дисграфии не бывает, а просто ребенок ленится?
Вобщем, несмотря на название, эта книга выпущенная на русском языке в 2006 году многим очень пригодится.

Мел Левин "Лень - это миф, развейте его!" в Доме Книги стоил всего 126 рубликов, что для такой толстой книги очень даже дешево. Рекомендую.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Re: Полезные книги о проблемах неграмотности и как ее устран

Сообщение Боа » 13 мар 2009, 12:23

Strix писал(а):Мел Левин "Лень - это миф, развейте его!"
не натыкались на нее в электронном виде?
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 12:42

нет, не натыкалась :(

Но вот как она выглядит:

Изображение

Тут вот http://teemk.com/2009/02/kniga-mel-levin-len-ehto-mif-razvejjte-ego/ есть рецензия небольшая.

Мне там не нравится только несколько медицинский подход к проблеме (автор, как я поняла - педиатр), и в сложных случаях ребенку-таки назначаются препараты (например, риталин ;) ) Но очень много есть хороших "рецептов" для ШКОЛЫ: как ребенку дальше учиться, чтобы компенсировать свои проблемы и не зацикливаться на них.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 13 мар 2009, 14:16

Ээх, одеваем фильтрующие очки и принимаемся за чтение. :poet: :D
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 15 мар 2009, 12:33

Вот глава 1 - о чем эта книга?

1
РАЗУМ ОБЯЗАН ТРУДИТЬСЯ

Серая мышка Лили ОТрейди
Страстно желает Лениться, как леди*
Уильям Уолтон и Эдит Ситвел. «Фасад», 1923

Ленивые кости, греясь под солнцем,
Вряд ли справитесь с вашей работой,
Сидя в полуденный зной.
Неизвестный автор


Лень не есть качество, нам присущее. Мы рождены стать продуктивными и, как деревца, выросшие в плодовом саду, имеем все, чтобы со временем принести плоды, ощутить свою полезность и эффективность. По большей части наш успех и успех наших детей осознается и демонстрируется через достигнутое руками и головой, складываясь из сделанного в школе, дома и на работе.

Начиная с раннего детства и далее, с переходом во взрослое состояние, мы стараемся показывать то, что умеем делать хорошо. Получаем новые стимулы и чувствуем себя лучше лишь в том случае, если наши личные достижения получают признание, подтверждение, уважение среди друзей, в семье, у руководства компании или учителей и, что еще важнее, при самооценке.

Несомненно одно: для ощущения собственной успешности нужно испытывать гордость за сделанную тобой работу.

В какой-то момент некоторые индивидуумы могут утрачивать своего рода «момент инерции» и в погоне за быстрым успехом перестают быть по-настоящему продуктивными. Они выпадают из естественного хода вещей.

За этим нередко следуют обвинения в лени. На самом же деле, не совершив никаких ошибок, они пострадали от действия скрытых проблем, воспрепятствовавших движению к весомому результату. Они вовсе не ленивы, но не могут прийти к конечной цели.

Сила и одновременно уязвимость изначально присущего человеку стремления к продуктивности слишком часто недооцениваются. Я считаю, что дети, как и взрослые, одинаково хорошо понимают: огромная часть их личности состоит из того, чем они на самом деле занимаются. А точнее, в основном из того, что они создали, создают или желают создать в будущем.

Сложности возникают позже, когда некоторые индивидуумы, столкнувшись с неудачами, приходят к убеждению, что их работа не нужна никому и, возможно, никогда не будет оценена по достоинству.

В попытках восстановить утраченное людьми психическое здоровье общество платит непомерную цену. Иногда — преследуя их в рамках государственной системы, занимаясь проблемами трудоустройства и решая множество других вопросов, прямо вытекающих из неспособности большой группы людей к личному успеху.

КОГДА РАБОТА ПРОДУКТИВНА

Со стороны положительной, существует бесчисленное множество способов осознать результаты труда, накапливая личное удовлетворение от его качества. Например, можно собирать коллекцию восторженных отзывов о роли, исполненной вами в музыкальной комедии, подсчитывать «хет-три-ки» в хоккейных матчах, отличные оценки в тетрадях, число собственных «удачных» воспитанников и удачно замененные прокладки автомобильных двигателей. Все это можно считать мерой успеха.

Нельзя быть одинаково продуктивным одновременно во всех сферах человеческой деятельности, подобно тому, как не существует чудо-техники, способной выполнять все без исключения работы по дому.

Каждому из нас судьбой назначено проявить лишь одну или несколько форм личной продуктивности. Вопрос в том, достаточно ли хороши связи, объединяющие наше тело и мозг, чтобы вместе они действовали так, как требуется. Делаете ли вы то, что следует делать? Как высоко качество вашего труда? Производите ли вы достаточный объем полезного продукта (результата) либо даете обществу невнятный ответ в виде, непригодном к использованию?

Другими словами, продуктивна ли ваша деятельность?

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ЗАЧАСТУЮ НЕЗАМЕТНЫЕ НАРУШЕНИЯ: ВИРУСЫ БЕСПОЛЕЗНОСТИ

Благодаря прогрессу неврологии и смежных с ней областей нам известно многое о связях внутри мозга, и, в частности, есть данные о том, как, когда и где эти связи вступают в действие.

Как педиатр, около трех десятков лет специализирующийся на поведенческом аспекте развития, а точнее, на особенностях процесса обучения, я постоянно занимался многообразными, зачастую трудноуловимыми нарушениями функций интенсивно развивающегося мозга. Особенно часто такие проблемы затрагивали детей высокоодаренных, что сильно мешало получению школьного образования.

Мне удалось изучить широкий спектр дисфункций и огромное количество проявлений слабости в узких областях. каждая из которых сама по себе способна изолировать студента от его личного успеха.

Дети, испытывающие подобные затруднения, — это невинные жертвы структурных нюансов их собственного мозга. Всем им свойственны свои, специфические «короткие замыкания» — лишние связи в областях мозга, ответственных за важнейшие функции памяти, речи, внимания, моторики и за все, что необходимо для успешного овладения школьной программой.

Пробелы, возникающие в указанных областях, носят название дисфункций нейроразвития. Некоторые из них являются врожденными, другие — приобретенными во время роста. Иногда их происхождение обусловлено генетически, в остальных случаях причиной могут оказаться условия окружающей среды.

Однако большая часть подобных дисфункций до сих пор не объяснена научно, а происхождение их неизвестно. Описание широкого спектра этих ограничивающих нормальное развитие недугов дано в моей книге «Своевременное мышление».

В школе многие дети сталкиваются с затруднениями, которые всем очевидны и «прозрачны». Некоторые учащиеся испытывают трудности при чтении, вычислении, прохождении тестирования, не умеют придерживаться правил общения, сложившихся в школьном сообществе.

Другая группа объединяет детей со скрытыми проблемами, причем их трудности, как правило, никто не замечает или игнорируют. Таким детям приходится биться за достижение результатов, что не может не сказываться на продуктивности школьных занятий, иногда приводит к неспособности нормально работать во взрослом состоянии.

На первый взгляд дети и подростки, не способные добиваться удачных результатов, могут показаться вполне компетентными. Настолько, что заставляют поверить в их выдающиеся таланты. Однако надежды эти неосуществимы. Зачастую такие индивидуумы хорошо усваивают и обрабатывают информацию. Они способны учиться, но полученные ими знания никогда не приносят пользы.

Много обещая, они способны к действию, но крайне редко преодолевают возникающие перед ними трудности. Как правило, такие люди гораздо лучше читают, чем пишут. Они легко интерпретируют данные, однако странным образом не могут обратить полученные знания себе на пользу. Кажется, они имеют какой-то дефект, делающий их неспособными к эффективной работе! Они решительно не в состоянии сосредоточиться на реальном деле!

Короче, полученное извне превалирует над созданным лично ими. Такие люди разочаровывают себя тем больше, чем сильнее разочаровывают окружающих. Они понимают, что «живут не так, как могли бы жить».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «НЕУДАЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

В ранние периоды моей клинической практики я поражался числу детей, обращавшихся ко мне, но, судя по оценкам, учившихся достаточно хорошо. Высокая концентрация таких учащихся отмечалась в «средних» классах школы, что нашло объяснение в росте требований к результатам, в основном — усложнении письменных заданий.

Общей чертой оказалась их неспособность соответствовать высоким требованиям. В итоге дети оказывались хронически «отстающими» учениками, причем дела их шли все хуже и хуже.


Познакомившись с проблемой ближе, я вдруг вспомнил один из услышанных в годы учебы терминов: «недостаточный минутный сердечный выброс». Шестнадцатое издание учебника Нельсона по педиатрии так описывает данное явление:

«Недостаточный минутный сердечный выброс ведет к проявлениям и симптомам, аналогичным сердечному приступу... когда потребность сосудистой системы превосходит возможности самого сердца. Хроническое воспроизведение эффекта недостаточного минутного сердечного выброса неминуемо ведет к снижению производительности миокарда (или сердечной мышцы)».

Возможно, из-за возросшего сопротивления артерий или вследствие повышенного артериального давления сердце вынуждено работать с повышенным напряжением. И в какой-то момент этот орган внезапно сдает. Сердечный криз постепенно усугубляется, сила сокращений падает и становится явно недостаточной для поддержания нормальной циркуляции крови, то есть для обычной работы сердца.

Эта же схема применима к деятельности мозга, переставшего быть эффективным, в то время как внешние обстоятельства диктуют его наиболее высокую отдачу. Когда ожидается, что мозг должен продемонстрировать максимум возможного, он может дать вполне очевидный сбой. Случись такое с сердцем — никто не станет оправдывать сердечный криз ленью.

Двое моих коллег и я опубликовали в 1981 году статью, озаглавленную «Неудачный результат как порок развития у детей школьного возраста». Статья вышла в медицинском журнале «Педиатрия». В ней мы описывали ряд школьников со схожими формами «неудачности результатов». С тех пор я не оставлял исследований, касавшихся этого недостаточно оцененного или просто непонятого феномена.

НЕУДАЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК ЯВЛЕНИЕ

Неудачный результат, пусть и регулярно повторяющийся, нельзя считать ни особым синдромом, ни тем более ярлыком или категорией. Это действительно результат, но далеко не сама проблема.

Низкая продуктивность имеет место там, где на нее влияет по крайней мере одна, а иногда — множество дисфункций нейроразвития. Явление это достаточно распространено. Примерами служат неспособность заводить друзей или затруднения в чтении.

Группы школьников, устойчиво демонстрирующих неудачные результаты, весьма неоднородны. Их затруднения вызваны букетом из целого ряда дисфункций нейроразвития разной силы. Одни испытывают проблемы с организованностью. Другие не способны выражать свои мысли перед слушателями. Встречаются такие, кто не может управлять своим телом, координировать работу мышц, совершать движения в согласованной и целенаправленной манере. Некоторые страдают расстройствами памяти. Остальным попросту не хватает умственных ресурсов, энергии или выдержки.

Но всегда и у каждого учащегося есть основная проблема, препятствующая достижению им успешного результата. Как правило, действительная причина неизвестна и, следовательно, никогда раньше не подвергалась коррекции.

И всегда вместо помощи большая часть школьников встречает лишь обвинения в лени и другие личные «определения». Что само по себе служит наказанием за плохую учебу.
Явление с названием «неудачный результат», вне всякого сомнения, не ограничено периодом «дети до шестнадцати» или «юноши (девушки) до двадцати одного». Подобное случается и во взрослом возрасте, приводя личность к хронической неудовлетворенности в карьере и душевным терзаниям.

Все мы знакомы с людьми, производящими впечатление компетентных и чья продуктивность совершенно не соответствует этому имиджу. Возможно, их работа просто не устраивает никого, в том числе и самих пострадавших. Примером может стать водопроводчик, навсегда застрявший на этой работе и занятый дешевым ремонтом на дому, или бухгалтер, который всегда пропускает срок сдачи отчетов — все потому, что не в состоянии разобраться с налогообложением. Или ваша коллега, срывающая на окружающих раздражение от своей плохо выполненной работы.

Некоторые из этих людей начинали свой путь с великими идеями, не воплотив ни одной из них. К таким ситуациям хорошо подходит поговорка «Назвался груздем — полезай в кузов». Подобно студентам, получившим плохую оценку, бесчисленные отряды взрослых людей, неспособных «остаться в кузове», навсегда лишаются нашего понимания и нашего сочувствия.

Однако люди вовсе не намеренно лишают себя способности к продуктивной работе, и потому называть их ленивыми — значит приклеивать ярлык, на самом деле не означающий ничего.

Моя книга проливает давно необходимый свет на неудачный результат как явление. В книге поэтапно раскрываются все составляющие, жизненно необходимые для успеха, — по мере описания дисфункций, со временем приводящих человека к непродуктивности.

Будучи педиатром, я черпал свой клинический материал среди пациентов возрастной группы от пяти до восемнадцати лет, поэтому сказанное прямо относится к успеваемости детей в школе.
Однако я столь же подробно останавливаюсь на схожести проявлений и механизмов, вызывающих аналогичные симптомы у взрослых. Часто у взрослых обнаруживаются те же дисфункции нейроразвития, что бывают в детском возрасте, причем иногда их действие также приводит к «летальному», в смысле продуктивности, исходу.

Случается, ребенок не в силах выполнить домашнее задание из-за дефицита умственной энергии. Взрослый человек испытывает тот же дефицит: он опаздывает или вовсе не приходит на работу потому, что утром не в силах выбраться из постели. Подростки проявляют такую же неспособность распорядиться своим временем, как и взрослые, вечно опаздывающие на встречи или вовсе о них забывающие — возможно, не сознавая этого.

На протяжении жизни тип неудачного результата может видоизменяться. Однако похоже, некоторые индивидуумы обречены на пожизненные переживания относительно своей продуктивности. Проблемы, с которыми они столкнулись еще в школе, будут преследовать их всю жизнь. В некоторых случаях те, кто не был высокорезультативным в детстве, успешно работают в пределах избранной ими ниши, став взрослыми. Другие проявляют отдельные негативные симптомы как в юности, так и будучи взрослыми, несмотря на участие в создании успешных продуктов на ранних этапах карьеры.

По мере изменения внешних требований меняются люди либо окружающая их среда. Меняется и продуктивность — как в лучшую, так и в худшую стороны.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ И ВРЕМЯ ЮНОСТИ

Пытаясь осмыслить достижения и провалы, случавшиеся с индивидуумом на протяжении всей его жизни, мы должны опираться на знание фундаментальных отличий между годами детства и более поздними, взрослыми периодами. Ребенком вы должны проявить компетентность во многих и почти непересекающихся сферах деятельности. От вас требуют навыков хорошего писателя, разносторонне развитого физически и прекрасно разбирающегося в математике. День за днем вы должны повышать свой уровень, все время увеличивая скорость, с которой идетосвоение новых территорий.

К счастью, в один прекрасный день вы завершаете образование и, сбросив «оковы», приступаете к выбору жизненного пути, желая найти работу, наиболее вам симпатичную. Выбор этот не совсем случайный, и, по всей вероятности, вы заранее настроены избрать то, что считаете лучшим. И вот наконец свобода!

Знаете, почему я всегда говорю своим пациентам, испытывающим проблемы с обучением: «Быть взрослым раз в десять легче, чем быть ребенком»?

К несчастью, после выбора карьеры многие встречают неожиданное препятствие в виде нехватки собственной продуктивности. Так бывает, если молодой человек еще не в полной мере понял свои слабые и сильные стороны или не знаком с истинной картиной, открывающейся в сфере деятельности, им только что избранной.

В этой книге я обращаю особое внимание на составление характеристик (профилей) — своего рода таблиц с перечнями сильных и слабых сторон нейроразвития индивидуума.

К сожалению, случается и так, что личность со слабыми социальными навыками оказывается вовлеченной в карьеру, тесно связанную с политикой. Или студент, испытывающий определенные моторные затруднения, решает посвятить себя занятиям хирургией. Или некто, с огромным трудом выражающий свои мысли, пытается уйти в юриспруденцию...

Примеры такого выбора, слабого и случайного, встречаются сплошь и рядом, обнажая подчас смертельно опасное несоответствие между интересами индивидуума и его или ее реальными способностями. Результатом может быть лишь провал.

ЧТО ЗНАЧИТ «ВЫЕЗЖАТЬ НА ПИСАНИНЕ»?

Много лет занимаясь исследованиями и одновременно работая в клинике, я обнаружил, что затруднения с выражением своих мыслей на бумаге, бесспорно, самый надежный знак неудач, имевших место в детские или юношеские годы пациента. Большая часть тех, кто страдал от непродуктивности и с кем я столкнулся в клинике, испытывали серьезные трудности, пытаясь изложить свои мысли письменно.

Многие демонстрировали иные виды «неудачного результата», например, неспособность к выполнению самостоятельных проектов, публичных докладов или домашних заданий вообще и т.п. Однако практически поголовно все они спотыкались и терпели неудачу, едва дело доходило до письма.

Именно по этой причине в книге постоянно утверждается одна и та же мысль, что затруднения студентов с письмом отражают скрытый дефицит их продуктивности.

По контрасту с только что сказанным карьера взрослого человека в минимальной степени связана с его способностями к письму. Во множестве сфер письменные навыки необходимы лишь в элементарной форме, например, для заполнения бланков, составления служебных записок и списков.

Немногим из взрослых людей требуется сочинять пространные доклады или обзоры, не говоря уж о креативном сочинительстве. Однако по прошествии лет могу перечислить достаточно примеров того, как люди, испытывавшие проблемы с письменным изложением материала в детстве, становились взрослыми и сталкивались с трудностями в решении разнообразных и непростых производственных задач.

Почему письмо является столь обязательным тестом, в школьные годы определяющим способность личности к достижению результата? Полагаю, вот почему: не существует иной задачи, требующей такого же умения координировать и связывать между собой большее количество функций нейроразвития и чисто академических навыков, как письмо.

Только представьте, письмо включает следующие аспекты: генерацию идей, систематическое мышление, кодирование чистой мысли в языковую форму, одновременное мышление по многим направлениям (правописание, пунктуация, соответствие фактам, соответствие принятым нормам), координация мышечной работы пальцев рук, пишущих или нажимающих на клавиатуру компьютера, планирование работы и мониторинг ее качества, манипулирование необходимыми для письма материалами (карандаш, справочник, компьютер) и, наконец, чувство времени.

Кроме перечисленного, при письме необходимы концентрация и приложение значительных умственных усилий. Для успешного оформления письменной экзаменационной работы требуется энергия и настойчивость. Отвечая на вопросы, учащийся должен сосредоточить все внимание на теме задания. Требования действуют одновременно, их необходимо выполнить, излагая точно, и достичь кульминации нужно к определенному времени.

Письмо — самый большой оркестр инструментов, дирижировать которым приходится ребенку. Так что не следует удивляться, если один-другой его инструмент немного сфальшивит. Хуже, если в оркестре вообще не окажется некоторых голосов, что гораздо сильнее сказывается на конечном успехе. Как правило, дети, постоянно демонстрирующие неудачный результат, не любят письменных заданий. На самом деле они их смертельно боятся.

Казалось бы, раз письмо не играет важной роли в большинстве профессий, для чего такая забота об этом предмете, в детские-то годы? Возможно, письмо необходимо далеко не всем. Нет, лично я убежден в обратном. Впрочем, само по себе утверждение неабсурдно.

Полагаю, того факта, что письмо является столь сложным предметом, достаточно для утверждения его лидирующей роли в учебных планах.

Благодаря письму учащиеся узнают, насколько тесно переплетены многие функции их мозга и, несомненно, это понадобится в жизни, каким бы трудом они ни занимались. По сути, сам акт письма помогает строить и поддерживать в исправности нервные пути, соединяющие достаточно разнородные функциональные отделы — те, что ответственны за речь, память и движения мускулатуры.

Другими словами, письмо — лучший способ комплексной тренировки в любом деле.
Кроме того, письмо служит прочной основой систематического мышления, являясь также инструментом для решения проблем, а эти две способности могут обеспечить успех любой карьеры! Есть хорошая поговорка «Написано пером — не вырубишь и топором». Письмо заставляет учащихся мыслить вслух и излагать свои мысли понятным для окружающих образом.

Убежден, что письмо — самый большой, но далеко не единственный оркестр, дирижировать которым придется ребенку. Участвуя в футбольном матче, маршируя вместе с другими или строя модель космического корабля, ребенок учится связывать разные части своего мозга.

Все же школьники, учителя которых в свое время не уделяли письму большого внимания, так же, как и те, письменные работы которых в лучшем случае удовлетворительны и не более, крайне недостаточно образованны. Соответственно они хуже подготовлены к взрослой жизни.


БОГАТЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ


Не буду утверждать, что продуктивность в школе или на рабочем месте служит единственным источником удовлетворения и личного счастья. Как не скажу, будто люди с низким КПД влачат в обществе жалкое существование. Есть много способов стать счастливым. Например, преуспеть в отношениях с другими, вести жизнь, духовно богатую, радоваться делам семейным, наслаждаться хорошим обществом, быть альтруистом, испытывать удовольствие от чтения.

Тем не менее чувство собственной успешности, демонстрация весомых достижений того, что создано и чем стоит гордиться, представляет самый важный источник удовлетворения и значимости в жизни каждого из нас.

Мне довелось встретить достаточно много взрослых людей, а также юношей и девушек, жизнь которых дала трещину из-за хронического отсутствия успеха. Я видел тех, кто по прошествии многих лет не мог предъявить миру ничего и в результате либо отказался от любых дальнейших усилий, либо встал на путь саморазрушения или конфликта с обществом.

Зачастую люди, для которых неудачный результат превратился в правило, представляют собой трагическое зрелище. Они нуждаются в сочувствии, помощи и понимании.


МИФ О ЛЕНИ

Называя кого-то ленивым, мы выносим человеку суровый приговор. Я глубоко убежден в следующем: лень не более чем миф, и мое убеждение вынесено в заглавие этой книги.

Всякий человек заслуживает того, чтобы считаться продуктивным. Любой ребенок предпочитает хорошо выполнять домашнее задание, получая похвалу за качество своей работы. Ни один взрослый не откажется создать нечто достойное повышения по службе или премии.
Все это — составляющие естественного стремления выделиться и самоутвердиться. Как уже сказано, такое стремление составляет основу для всего остального. Однако если результаты, показанные некими индивидуумами, явно ниже средних, мы не должны просто обвинять или упрекать таких людей. Вместо этого следует задать себе вопрос: что могло повлиять на продуктивность данной личности, препятствуя внутреннему, заложенному в каждого из нас стремлению к действию?

Для помощи детям и взрослым, уже страдающим от непродуктивности, существуют вполне конструктивные пути. Более чем достаточно возможностей для профилактики явления. Однако, добиваясь наибольшего эффекта, нам следует не только понять, что такое быть продуктивным, но также и определить и изучить конкретные проявления, встречающиеся у множества людей.

На страницах книги представлены сведения из жизни восьми пациентов, продуктивность которых не соответствовала нормальной. Каждое описание позволяет понять один из скрытых механизмов снижения результатов. Множество научных исследований всегда ставили знак равенства между затруднениями в процессе обучения и проблемами с чтением. Тем не менее во всех описанных моей книгой случаях учащиеся показывали неплохие навыки чтения, по крайней мере в начальной школе. В то же время, окончив школу, все они оказывались решительно неспособными к продуктивной работе.

Я исследовал значение таких сфер нейроразвития, как моторные функции, память, речь, организация, и то, насколько сильно эти сферы влияют на продуктивность и неспособность доводить дело до конца, а также осознание происхождения финальной неудачи. Истории списаны с реальных людей, встреченных за более чем тридцатилетний период исследований, их попыток осознать путь развития личности. Имена и некоторые детали пришлось изменить, чтобы оградить этих людей от вмешательства в их личную жизнь.

Можно сказать, книга включает сведения о моей собственной карьере как терпеливого клинициста, исследовавшего детей и школьников в процессе их учебы и отважно стремившегося к успеху. Также книга отражает большой опыт работы в школах, разбросанных по всему миру. Большое влияние на автора оказали результаты исследований в областях,
смежных с анализом процесса обучения и его вариаций, — таких, например, как неврология и педагогика.

Все же главным образом я черпал свои знания у детей и их родителей, научивших меня всему. По этой причине книга построена не как обзор научной литературы. Прежде всего в ней представлены подробное описание и интерпретация того, что было увидено и услышано.

«Лень — это миф. Развейте его!» — книга, написанная в надежде помочь людям,
пострадавшим от неудачного результата, и имеет цель предупредить остальных, «вакцинируя» читателей от этой болезни.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 16 мар 2009, 22:12

Перечитываю основные главы - очень полезный дяденька этот Мел Левин! :respekt:

Вот посмотрите, что он советует своим пациентам, как улучшить свою обучаемость и поднять самоценку. Многие вещи элементарны, но зашуганным родителям и замученному ребенку не видно и этого. И посмотрите, как он помогает выйти из положения неудачника в школьных делах: советует печатать на компьютере хотя бы некоторые письменные задания (школьные задания!) и договаривается с учителями, чтобы ребенку это позволили делать в школе.
Объясняет, что нужно оградить ребенка-дисграфика от излишнего внимания других детей к его результатам, объясняет учителю физкультуры, что нужно отстранить мальчика от той деятельности, которая приносит ему мучения и занижает его самооценку и т.д.
"Настояв, чтобы он попробовал множество ручек и карандашей, я помог найти самый пригодный для письма, исходя из толщины и ощущений наиболее четкой обратной связи и удобства."
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 16 мар 2009, 22:13

ПОМОГАЯ РАССЕЛЛУ

Я верю, что помочь ребенку — это главным образом довести до его или ее сознания понимание проблемы и необходимость говорить о своих недостатках совершенно свободно. Я называю этот ответственный момент демистификацией.

Человек не способен работать над собственной, мешающей ему слабостью, если даже не знает, как эта слабость называется. Поэтому по окончании обследования я довольно долгое время занимался демистификацией Расселла, объясняя ребенку все стороны его личности, сильные и слабые, в терминах, доступных детскому пониманию.

Я начал обсуждать с мальчиком те занятия, в которых Расселл показывал неплохие результаты: чтение, понимание языка, изучение естественных наук и математики, рисование, ремонт неисправной техники.

Сильных сторон оказалось довольно много. Перечисление удивило самого Расселла: некоторым образом он отучился рассматривать свои способности как сильные стороны, считая за данность и потому недостаточно высоко оценивая их настоящее значение.

Я много раз видел подобное у детей, неспособных к достижению результата. Они словно отреклись от своих лучших качеств. Пришлось рассказать Расселлу обо всех фантастически привлекательных карьерах, выбрать которые он мог, имея те сильные стороны, что у него уже есть.

Кроме того, я сообщил мальчику, что многие взрослые люди находят взрослую жизнь более легкой в сравнении с жизнью ребенка. Услышав мои оптимистические уверения, Расселл тут же воспрянул духом.

Далее пришлось помочь с пониманием его собственных дисфункций и их влияния на продуктивность школьных, а также прочих занятий. Я рассказал даже о моторной цепи (рисунок 2.3). Пока мы вместе изучали все звенья, внимание Расселла оставалось прикованным к схеме. Затем он узнал, каким образом проблемы моторной памяти встали на пути его письменных упражнений в школе.

Описав трудности в манипулировании пальцами с достаточной легкостью и скоростью, я объяснил ему проблему формирования букв на бумаге. Затем рассказал, как плохая моторная память и нарушения в координации работы мышц отразились на занятиях Расселла спортом.

Казалось, Расселл успевал воспринимать все, о чем я рассказывал. Он стал оживленнее обычного и даже привел примеры того, что я описал.

Рассказывая, я снова заверил Расселла в том, что наличие проблем вовсе не означает тупости или умственной отсталости человека. Я пояснил, что хотел бы помочь и улучшить его школьные оценки, а также справиться с постоянными неудачами в спорте.

Производя обычный в таких случаях медосмотр, я получил шанс приватно поговорить с мальчиком о предмете его главных переживаний. Постаравшись развеять сомнения Расселла в собственной «мужественности», я особенно подчеркнул настоятельное требование: сбросить вес.

Наконец мальчику было назначено средство от недержания. Лекарство подействовало в первую же ночь самым благотворным образом. Удивлен, что никто до меня не озаботился этой проблемой. Как в свое время сказали родителям Расселла, мальчик вырастет, и все пройдет само. Вероятно, так бы и произошло, однако мы не могли ждать: самооценка Расселла падала катастрофически быстро.

Посоветовав Расселлу никогда не переодеваться в присутствии других детей, я объяснил, что в этом случае они не получат шанса его унизить. Расселл полностью согласился с такой политикой. Еще я высказал уверенность, что по окончании полового созревания мальчик станет почти таким же, как остальные сверстники, однако необходимо записать его на прием к диетологу.

Как мне показалось, ребенок был признателен за такую помощь.

Следовало поддержать Расселла в решении его проблем с письменными упражнениями. Настояв, чтобы он попробовал множество ручек и карандашей, я помог найти самый пригодный для письма, исходя из толщины и ощущений наиболее четкой обратной связи и удобства.

Следовало отучить ребенка напрягаться, держа карандаш. Из общения с детьми, страдавшими нарушениями графомоторной функции, я знал, что вовсе не последнее значение для них имеет ощущение от хода пишущего узла по бумаге.

Наконец, я особо подчеркнул важность использования компьютера при работе над письменными упражнениями. Ребенку предстояло в совершенстве освоить клавиатуру. Заранее предупредив о сложности задания, я объяснил Расселлу, что дисфункции моторной памяти, действующие при письме, способны помешать и при работе за клавиатурой, однако воплощение моторных последовательностей в этом
случае происходит несколько легче, чем при записи текста от руки.

Я наглядно доказал мальчику, насколько проще движения пальца при печатании на клавишах компьютера. В основном это движения вверх и вниз. Расселл поделился, как пытался освоить печатание на клавиатуре, причем несколько раз и всегда — неудачно.
Постаравшись настроить ребенка на продолжение попыток, я описал, как однажды он получит замечательное ощущение собственной свободы, осознав возможность писать легко и красиво. Начать я посоветовал с двухпальцевой печати, чтобы позже перейти на десятипальцевый метод.

Казалось, он отнесся к предложению равнодушно. Такие дети неохотно идут на риск любого рода моторных занятий. Слишком много раз они ошибались. Я связался с родителями и учителями, посоветовав им осторожно подтолкнуть Расселла к занятиям с клавиатурой.

Одновременно с этим мы немного поработали со школьными программами, обеспечив Расселлу больше времени на выполнение письменных заданий и оградив его от внимания других детей к его результатам. Было решено больше не критиковать мальчика за проблемы с письмом.

Кроме того, я рекомендовал участие специалиста по трудотерапии, а также настаивал на возврате к упражнениям с буквами для обучения письму. Следовало выработать автоматизм заново.
Расселлу я приказал терпеливо печатать. Затем предложил ему начать ежевечернюю практику записи слов за несколько минут до сна. Это было необходимо для подсознательного воспроизведения действий уже во время сна.

Советуя Расселлу держать ручку правильно, тремя пальцами, я постоянно убеждал мальчика в эффективности такого упражнения в отличие от его прежней неловкой и чрезмерно зажатой хватки.

Существенной стороной дела оказалась такая организация занятий физической культурой, которая не травмировала бы ребенка. Учитель посочувствовал мальчику, отстранив от тренировок, способных подчеркнуть его физические недостатки. Вместо этого упор сделали на фитнес.

Позже обнаружилось, с каким энтузиазмом Расселл занялся накачиванием мышц. Спустя шесть месяцев его интерес оказался вознагражден хорошими результатами. Учитель физкультуры помогал Расселлу поставить удар на занятиях гольфом. Кроме того, он собрался пробовать свои силы в рестлинге.
Пришлось разработать ряд стратегий в тех занятиях, для которых у Расселла не имелось достойного, по его представлениям, результата. Стратегии вели к получению удовлетворения отличного успеха, особенно от внешнего окружения или сообщества одногодков.

У каждого из нас есть стремление создавать результаты, признанные публично. Если такое стремление не получает реализации, практически невозможно ощутить себя достойным членом общества. Расселлу казалось, что спорт — не его призвание. Мы с ним говорили об искусстве, и Расселл признался, что желал бы учиться рисунку.

Я предложил мальчику поработать над созданием моделей машин и животных, для которых он использовал разнообразные запчасти из запасов своей домашней лаборатории. Оказывается, Расселл никогда не считал это достойным внимания.

Мы также обсуждали музыку. Мама хотела, чтобы Расселл брал уроки фортепиано, но отец настаивал на виолончели (да, именно виолончели). Мне показалось, что фортепиано — это чересчур, учитывая проблемы ребенка с моторными последовательностями.

К тому же я полагал, что выбор инструмента должен способствовать социальной адаптации мальчика, например, давая возможность играть в марширующем оркестре или рок-группе, в обычном оркестре, даже участвовать в джаз-банде. Моя рекомендация: что-то для настоящего мачо, например, тромбон или барабан.

При слове «барабан» Расселл буквальным образом спрыгнул со стула, будто огромная лягушка. Ударники всегда отвечают за ритм, однако их кинетические мелодии часто несут один превалирующий ритм, используя мускулы более грубые, нежели при игре на фортепиано или письме.

На самом деле можно долго рассуждать, действительно ли игра на барабане способствует улучшению последовательност-ной моторной функции. Время от времени я советовал детям с проблемами в реализации движений применять для терапии тромбон или контрабас. Дело в том, что эти инструменты включают в работу мышцы верхних конечностей, ближе всего расположенных к мозгу, и соответственно ими легче управлять.

Внутренне Расселл еще оставался апатичным, но мне показалось, что барабан даст надежный путь для врастания в общество.

Кроме того, Расселла хвалили за его любовь к чтению, математике и естественным наукам. Мы старались обеспечить ему занятия в виде специальных заданий, учитывающих свойственные мальчику стремления и накопленный им опыт.

Большой интерес он проявил к метеорологии. Я настоятельно советовал родителям сделать это направление приоритетным. Последовав совету, они устроили дома настоящую метеостанцию, подписались на два журнала по изучению погоды, приобрели несколько хороших книг.

В занятиях Расселлу помогал его учитель, и по пятницам мальчик представлял свой очередной прогноз на следующую неделю, сплошь насыщенный техническими данными. Одноклассники изумлялись.

Я встречался с Расселлом еще дважды, в последний раз — спустя примерно год после обследования. К тому моменту ребенок совершил огромный шаг вперед. Он старательно соблюдал диету, сбросил вес, чему немало содействовали занятия тяжелой атлетикой и начавшийся быстрый рост.

Мы перестали назначать мальчику лекарственные средства, однако он все еще встречался с доктором Пинкхэмом. Хорошо шли уроки игры на барабане, хотя родителям приходилось их оплачивать. Расселл оживлялся, едва речь заходила о его участии в школьной рок-группе и выступлениях по городу.


Работа с клавиатурой компьютера еще казалась трудным делом, однако и здесь произошли улучшения: Расселл составлял свои доклады на ноутбуке, хотя и с определенными трудностями.

Его заинтересовала работа с графикой. В своих текстах он охотно использовал фотографии. Раз в неделю Расселл брал уроки живописи, а учитель демонстрировал классу его острые карикатуры.

Отец научился вознаграждать успехи сына, что всегда было для Расселла важным моментом. Никто не требовал от ребенка, чтобы тот стал спортсменом. Казалось, Расселл вполне счастлив, доволен собой, своей жизнью и продуктивностью.

Важно заметить, что родители получили все это, отказавшись от своей привычки поносить лень.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Как дети учатся?

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron