В чём ошибка Ивана Иллича ?

все наши мысли о нас и зачем делаем этот сайт

Модераторы: Боа, Admin, Strix

В чём ошибка Ивана Иллича ?

Сообщение Shmuel Epstein » 12 сен 2010, 17:53

В чём ошибка Ивана Иллича ?
См. –
Текст всей книги Иллича «Освобождение от школ» взят по главам отсюда http://www.eusi.ru/lib/illic_osvobog...t_skol/3.shtml и размещён единым файлом здесь http://golosa.info/node/3425 Выдержки полностью занимают 29 страниц формата а4.
Главный тезис Иллича : порочен сам институт школы. А раз так, то системы Нилла, Монтессори, Шаталова, Лысенковой, Лейна также автоматически порочны. Он уверен, что то, что он предлагает, несомненно лучше. Он умудрился даже поставить на одну доску Скиннера и Нилла. На мой взгляд, это приблизительно то же самое, что поставить на одну доску Гитлера и Марка Аврелия. ( См. –
…………………………………..

Вот кредо Скиннера –
« Пусть человек будет счастливым, информированным, умелым, производительным и послушным. ». Главное слово здесь, конечно, « послушным ». Всё остальное – это дымовая завеса, чтобы оправдать это понятие.
Вот кредо Нилла –
«Школу с таким порядком газеты называют школой «делай-что-хочешь», журналисты считают, что у нас тут сборище примитивных дикарей, не признающих никаких правил и не умеющих себя вести. Поэтому мне придется рассказать о Саммерхилле настолько честно, насколько я вообще могу это сделать. Понятно, что я пристрастен, когда пишу о своей школе, но все-таки я постараюсь показать не только ее заслуги, но и упущения. Заслуга — здоровые и свободные дети, чья жизнь не испорчена страхом и ненавистью.

Очевидно, что школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа. Она хороша лишь для тех, кто верит именно в такую школу, для людей, которые лишены творческой жилки, стремящихся и детей привести не к творчеству, а к послушанию, к полному соответствию цивилизации, где единственный критерий успеха — деньги.

Саммерхилл начинался как экспериментальная школа. Теперь это скорее показательная школа, а показывает она, что свобода делает свое дело. Когда мы с моей первой женой создавали эту школу, у нас была одна ведущая идея: школа должна подходить детям, а не наоборот — дети школе.

Я много лет преподавал в обычных школах. Я хорошо знал другой способ организации школьной жизни и понимал, что он никуда не годится. Не годится потому, что он основывается на представлениях взрослых о том, каким ребенок должен быть и как учиться. Этот другой способ ведет отсчет своего существования с тех времен, когда психология как наука была еще неизвестна.

Так вот, мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требовалось, — это вера: в ребенка, в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое. Более чем за 40 лет вера в добрую природу ребенка ни разу не поколебалась и, скорее, превратилась в окончательную уверенность.

Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики. »

Но суть проблемы не в самой школе, а в принудительности учёбы в ней.
У древнегреческих философов и математиков тоже были свои школы. Но ученики к ним приходили добровольно, никто их не принуждал учиться. Если ученикам Монтессори, Шаталова, Лысенковой предложить выбор : кино или урок, они наверняка выберут урок. То есть, внутри принудительной школы они создали свободную школу де факто. Нет сомнения, что учёба у таких учителей даст детям неизмеримо больше во всех смыслах, чем учёба по бесшкольным схемам Иллича.
Значит, корень зла не в самом институте школы, а именно в принудительности обучения.
А конкретнее : в принудительном посещении уроков. Кроме того, если реально смотреть на вещи, дети до определённого возраста нуждаются в защите. Нельзя им предоставить свободу болтаться где они хотят : это просто опасно, маньяки ещё не перевелись. Если оба родителя работают, то они хотят быть уверенными, что их дети находятся в полнейшей безопасности. Школа с огороженной территорией и охраной, где дети находятся под постоянным присмотром взрослых, представляется необходимой. Но отсюда, конечно, не следует, что это автоматически предполагает, что посещение ребёнком уроков обязано быть принудительным. Иными словами, ограничение свободы ребёнка в передвижении до определённого возраста легитимно. А ограничение его свободы выбора учителей и свободы непосещения уроков вообще нелегитимно и преступно.
Раньше я предполагал, что прежде, чем внедрить идею свободной школы повсеместно, необходимо провести эксперимент ( см. –
Проект ЭГССШО.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1007)
ДИСКУССИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СВОБОДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=761
http://www.politforums.ru/civilization/1236510824.html
МЫСЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ СВОБОДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=718

http://www.politforums.ru/civilization/1234693365.html

Более подробно в моей книге :

http://narod.ru/disk/3726785000/Slavery ... B.pdf.html). Сейчас же, вследствие полемики на politforums.ru, мне пришла в голову мысль : нельзя ли осуществить эту идею (свободы выбора учителей и свободы непосещения уроков ) на базе существующих школ.
Представим себе монархию с просвещённым монархом, заботящемся о благе своей страны и своих подданных. Предположим, что он проникся этой идеей. Тогда он просто своей волей может ввести закон о свободе непосещении уроков для детей и о конкуренции для учителей, осуществляемой посредством дифференцированной оплаты, пропорциональной человеко-часам ( см. –
Проект ЭГССШО.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=1007)
ДИСКУССИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СВОБОДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=761
http://www.politforums.ru/civilization/1236510824.html
МЫСЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ СВОБОДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
http://libertarians.ru/forum/viewtopic.php?t=718

http://www.politforums.ru/civilization/1234693365.html

Более подробно в моей книге :
)http://narod.ru/disk/3726785000/Slavery%201%20-%2039.6%20MB.pdf.html,
чтобы работать

учителем могли только учителя экстра класса. Думаю, что родители, зная, что их дети находятся в безопасности, не будут особенно возражать.
Возможно ли осуществление этой идеи в существующих сейчас псевдо демократиях ? Хочется верить, что да, хотя и верится с трудом.
Думаю, что та страна, которая хочет преуспеть во всех областях, обязана внедрить у себя такую систему.
Лично мне эта идея представляется настолько естественной и согласной со здравым смыслом, что непринятие её можно объяснить только полным извращением здравого смысла, осуществлявшимся принудительно на протяжении XIX и XX веков и продолжающимся сейчас.




Скрыть

Редактировать Цитировать
Личное сообщение
20.07.2010 в 11:56
КАЙФ ОТ ТВОРЧЕСКОЙ УЧЁБЫ – КАЙФ ОТ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ !

НЕНАВИСТЬ К УЧЁБЕ – НЕНАВИСТЬ К ЖИЗНИ !


Я предсказываю, что будущие поколения будут с изумлением взирать на нашу допотопную, жизнеотрицающую и отупляющую систему образования.
Shmuel Epstein
новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 07 сен 2010, 12:12

Вернуться в Наши цели и задачи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron