Портфолио школьника

Разные статьи и книги о школе, педагогах, педагогике, учениках, психологах и все то, что НЕЛЬЗЯ отнести напрямую к свободному образованию.

Модераторы: Боа, Admin

Портфолио школьника

Сообщение Strix » 05 фев 2010, 17:23

Людмила Орлова
Портфолио школьника
http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html

Вместо предисловия


Часть 1
Поговорим о портфолио

Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".


1. C чего все началось.

Приказом Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Завершающий этап этой программы - начало массового перехода на профильное обучение в X классах общеобразовательных школ в 2006/2007 учебном году. Итак, с первого сентября 2006 года профильное обучение стало обязательным для всех российских школ. На сегодняшний день в IX классах ведется предпрофильная подготовка.


2. Что такое "профильное обучение"?

Правительство РФ разработало Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение - это такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Другими словами, профиль - это учебный уклон. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.


3. Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше...

По данным центра социально-профессионального определения, 75 процентов старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.


4. Для чего ученику портфолио?

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы

Порядок исчисления удельного "веса" портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта:
1. Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена - max 5 баллов.
2. Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов - max 10 баллов.

Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!


5. Философия портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
# Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
# Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).


Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.


6. Для чего все это нужно?

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

* поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
* развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
* формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
* закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.


7. Как выглядит портфолио?

Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.


Далее:

Часть 2
[url=http://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.html]Портфолио ученика верхней ступени (старших классов)
(+ материалы для скачивания)[/url]

Часть 3
[url=http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html]Портфолио ученика начальной школы
(+ материалы для скачивания)[/url]

Часть 4
Есть над чем подумать

Часть 5
Это важно знать
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 05 фев 2010, 17:25

Первое сентября

29.10.2005


http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=412

Татьяна Новикова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой развития образовательных систем АПКиПРО; Александр Прутченков, доктор педагогическ наук


Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей

Авторы российской версии портфолио - о типичных ошибках при использовании этой технологии

В этом году начался массовый переход школ на предпрофильную подготовку, что предполагает, в частности, внедрение новой для большинства российских школ системы оценивания - портфолио, или папки учебных достижений. В последние годы этот метод стал весьма популярен в западных странах, где он рассматривается не только как эффективный способ оценивания достижений ученика, но и как способ развития его способностей.

Однако, похоже, мы, как всегда, пытаемся быть оригинальными.

Помогать, но не делать вместо...

ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно, и их желанием сделать информацию о ребенке более "объективной" и "объемной". Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.

ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком.

Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.


Мол, процесс формирования портфолио - сугубо личное дело самого ребенка, и не следует вмешиваться в этот процесс: "Он уже большой, вот пусть и проявляет самостоятельность на деле". Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.


Что собирать?


ОШИБКА N 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.

ОШИБКА N 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество". Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?

ОШИБКА N 3. Собираем только документы "с печатями".

Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

ОШИБКА N 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка. Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным.

ОШИБКА N 5. Сбор материалов только последнего времени.

Другая крайность это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения.

Псевдопортфолио

ОШИБКА N 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка".

Это довольно распространенное "рацпредложение" , вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка" , одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио -это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио.

ОШИБКА N 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета.

Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио -дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио.

ОШИБКА N 3. Вместо систематической работы над портфолио -разовая акция. В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений.

ОШИБКА N 4. Акцент на форме, а не на содержании.

Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Как оценить?

ОШИБКА N 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах.

В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл -ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио - тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется "Официальные документы") можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

ОШИБКА N 2. Завышение удельного веса портфолио.

Иногда происходит значительное завышение удельного веса портфолио: его итоговый балл в некоторых регионах превышает результаты сданных государственных экзаменов. Например, при двадцати максимально возможных баллах за четыре государственных экзамена вес портфолио оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам. Однако портфолио - важный, но лишь дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами вес портфолио должен составлять от пяти до десяти баллов.

ОШИБКА N 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио.

В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Около школы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron