Фриц Морген. Про школу.

Разные статьи и книги о школе, педагогах, педагогике, учениках, психологах и все то, что НЕЛЬЗЯ отнести напрямую к свободному образованию.

Модераторы: Боа, Admin

Фриц Морген. Про школу.

Сообщение Strix » 08 июн 2010, 07:14

http://fritzmorgen.livejournal.com/305960.html

"Честный средний балл — от двойки до двойки с плюсом"

В продолжение начатой вчера темы школы. Публикую присланное мне письмо.

--- Начало письма ---

«В моей семье и в семье жены — все педагоги. С содроганием наблюдаю за всем, что творится в современной школе. В школе есть еще нормальные люди. У этих людей есть желание работать правильно и современно. Но… не дают.

Чиновники отчитываются в правительстве о "среднем балле школьника" и, так как деньги выделяются, то этот балл должен расти. На школы сверху спускают разнарядки — сколько должно быть троек, четвёрок и пятёрок. В школах Москвы сейчас практически двухбалльная система — пять и, если ребенок балбес, то четыре.

Родители и дети знают, что оценку поставят.

Хотя официальный честный средний балл в Москве, про который знают только директора — по математике, физике и русскому языку — от 2 до 2.5. Это "неуд"! Но эти цифры замалчивают. Учителя, который пошел на принцип и поставил 3 или 2 разнуздавшемуся ученику, вызывают в районые отделения, ругают. Директора ругают, что не может разобраться с учителем.

У детей и родителей нет ответственности за поступки. Поэтому у многих учителей опускаются руки. Ребенок может послать матом учителя, а его нельзя ни исключить, ни два поставить. Вернее, двойку, конечно, ставят в дневник, но в четверти он все равно получит 4, в лучшем случае 3. Беременной учительнице заехли кулаком в живот — без последствий для ученика.

В Москве зарплата у учителя не очень большая, но достойная. Если директор дает рабочие часы, то учитель может зарабатывать 30-40 тысяч. Из Краснодарского края приезжают хорошие девушки работать, там, конечно, беда — зарплата 8-10 тысяч. Моя жена — учительница английского. У нее по законодательству двойная ставка тарифа — получалось иногда 50-60 т.р.

За эти деньги можно было бы работать, но люди уходят из школы. И жена ушла. С огромным облегчением!

Родители говорят "вы должны воспитывать вашего ребенка", а как его воспитывать если нет никаких рычагов?

Если бы в школе разрешили оставлять на второй год — это решило бы массу проблем!

Но это так же, как вы писали про суды. Оправдательный приговор выносить невыгодно — замучают с проверками и бумагами. Да и как оставить на второй год, если много лет этому ученику вынуждали ставить даже не три, а четыре!

Есть несколько школ-гимназий. Там стараются, деток отбирают. Но обычная школа — это большая боль.

Был на выпускном — выпускники давали концерт и пели песни про учительницу "дайте нам спокойно покурить". Они уже и не стесняются…

В регионах тоже сложно. Но там все более консервативно — разваливается медленнее.

Я говорил недавно с педагогом, который учит учителей новым приемам (если интересно, его блог — http://didaktor.ru). Он показывает, как даже с помощью пауэрпоинта можно сделать урок намного интереснее. Он говорит, что есть учителя. И дети есть нормальные. Нет самого главного — соблюдения прав и обязанностей. У детей в школе куча прав — они знают что можно с ними делать и что нельзя. Но у них нет даже обязанности быть вежливыми.

И все мое педагогическое окружение защищает детей! Любит их, балбесов! Дети без семьи… Директора бьются за бесплатное питание в школе — для многих детей это единственная возможность нормально поесть в течение дня, дома они не нужны…

Так что вы правы во многом.

Но в школах, среди учителей, ещё не все потеряно. Многие смогут работать в вашей "кибершколе". Такие уроки многие учителя дают на интерактивных досках! И вроде это всё примитив, типа пауэрпоинта, но как они цепляются за малейшую возможность разнообразить урок!

Школы сейчас многие пинают. Нет позитивной обратной связи — и это страшно.

Я не защищаю устаревшую систему, но новую с нуля все равно не построить.

Хотя может существующую систему разваливают специально, чтобы с нуля построить кибершколу?»

--- Конец письма ---

Добавлю немного от себя.

На мой взгляд, в корне порочна сама система «последовательного» образования, когда дети должны идти непременно от простого к сложному, от базовых вещей к продвинутым. Эта «системность», столь любимая престарелыми чиновниками от образования, выливается в безумную скуку вызванную насильным окормлением детей неактуальной и неинтересной мусорной информацией.

Проще говоря, математика подменяется разучиванием неиспользуемых в реальной жизни терминов, а уроки труда — написанием многостраничных технических заданий на шитьё простой юбки.

Приведу пример из современной жизни. Вот есть программа Microsoft Word, которой, в принципе, неплохо бы владеть на продвинутом уровне любому русскому человеку. Отношение к бумажкам в России особенное, поэтому умение грамотно оформлять документы, к сожалению, относится к разряду необходимых.

Так вот. Как можно обучать детей работе в Word’e?

Стандартный способ — сажаем детей за парты и начинаем нудеть справочник про отступы, про шрифты, про списки… Потом сажаем за компьютеры и заставляем всё это проходить на практике. Отступы, шрифты, списки, колонки… Вопрос. Может психически здоровый ребёнок получить удовольствие от такого «обучения»?

Разумеется, нет. Потому что это не обучение. Это пытка зачитыванием справочника. Столь же жестокая, сколь и бесполезная. Мне, как компьютерщику, приходилось видеть немало окончивших курсы по Microsoft Office людей. КПД подобного обучения я могу навскидку определить как 2-10%.

Спрашивается — почему бы не придумать для детей что-нибудь реально интересное?

Вот, например, квест из реальной жизни. Выдаём испытуемому напечатанный на бумаге документ. В документе есть немного текста, есть простенькая табличка, есть подписи и печати.

Задание: сделать точно такой же документ в Ворде. Чтобы можно было старый и новый документы приложить друг к другу, посмотреть на просвет и не увидеть отличий. Эдакий обратный инжиниринг, ага.

Как полагаете, заинтересует среднего школьника этот элемент шпионских интриг? Я бы, например, заинтересовался точно. И, в процессе работы, мне бы пришлось узнать много нового про шрифты, про таблицы, про отступы, про различия между кавычками и ещё про огромное количество важных аспектов работы в Word’е.

Кстати, помните историю про шулера из Хабаровска, который учил детей математике? (ссылка).

Вопрос. Почему подобные интересные квесты не выдают на уроках реальным детям?

Зачитаю в качестве ответа строчку из письма выше:

«официальный честный средний балл в Москве, про который знают только директора — по математике, физике и русскому языку — от 2 до 2.5. Это "неуд"!»

Видите теперь? Чтобы делать что-то реальное, школьники должны хотя бы что-нибудь уметь. А они, в массе своей, не знают ничего и не умеют ничего. Потому что в школе обучение уже пару сотен лет как подменяется оторванной от жизни схоластикой.

Получается замкнутый круг. Перейти к нормальным методам обучения нельзя, так как школьники ничего не знают. А школьники ничего не знают, так как их ничему реальному не учат.

Результаты ЕГЭ показывают нам этот замкнутый круг во всей красе. Разумеется, это не может не вызывать огромного баттхёрта у чиновников от образования. Так как паразитам с серьёзными лицами больше не удаётся прятать бессмысленность своей «работы» под многословными рассуждениями про «базу», «системность» и «умение учиться».

Каким я вижу дальнейшее развитие ситуации?

Я полагаю, джинн выпущен из бутылки. Благодаря ЕГЭ уже сейчас видна вся чудовищная неэффективность традиционных школ. И родители, уверен, скоро начнут голосовать ногами — отдавать детей в школы нетрадиционные, либо даже просто переводить их на экстернат.

Осталось, собственно, сделать ещё только один шаг.

Надо взять нормальную выборку сорокалетних и пятидесятилетних россиян, а потом подвергнуть эту выборку тестированию на современном ЕГЭ. И предъявить полученные результаты коммунистам, которые на голубом глазу утверждают, будто во времена СССР у них не только член стоял лучше, но и образование им давалось более качественное.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 10 июн 2010, 07:40

http://fritzmorgen.livejournal.com/305884.html

Вчера открыл тест ЕГЭ по информатике. Надеялся найти там какой-нибудь криминал, а потом смеяться в блоге. Дескать, смотрите, какие клоуны, в 2010-м году задают вопросы про Нортон Коммандер…

Был, однако, несколько разочарован. Тест получился вполне современный, и его составителей можно поздравить с тщательно выполненной работой.

Главная проблема теста — он имеет весьма мало отношения к информатике. Значительная часть задач там на сообразительность или на знание математики. Помните ещё слово «дизьюнкция»? А помните, что означает знак «стрелочка вправо»? Я, например, не помню… Зато, думаю, я без проблем переведу любое число в семеричную систему счисления.

Кстати, не надо думать, будто семеричная система счисления — выдумка составителей теста. В те времена, когда число известных планет в Солнечной Системе равнялось семи, семеричную систему счисления использовали когда древние жрецы-астрономы для своих ритуальных целей…

Короче, вопросов, не имеющих отношения к информатике — около 90%. Пример.

Каково наибольшее целое число Х, при котором истинно высказывание:
(X * (X + 1) > X * X + 7) → (X * (X + 1) <= X * X + 7)

Я кратко пробежался по тесту и посмотрел на сухой остаток, имеющий отношение именно к информатике. Получилось, что требуется от школьника совсем чуть-чуть:

1. Разбираться в значении слов «бит» и «байт».
2. Знать и понимать, что такое RGB.
3. Знать, что IP адрес состоит из четырёх байт, записанных через точку десятичными цифрами.
4. Понимать, как устроены пути файлов в Windows.
5. Уметь программировать на Бэйсике на уровне INPUT, FOR, IF, PRINT.

Знающего математику ребёнка всем этим пяти пунктам можно без проблем научить за один вечер.

Здесь, наверное, мне следовало бы написать что-нибудь ехидное про составителей теста. Однако скажу, что подмена информатики математикой — очень распространённая практика. Этим грешили даже создатели знаменитой SICP. Хотя, конечно, сейчас, в 2010-м году, вполне можно сделать и более близкий к теме тест.

Если бы я проводил тест по информатике, я бы сделал так. Рассадил бы детей по компьютерам и попросил бы написать на любом языке программирования несколько маленьких программ, типа «выведите на экран выданную вам строку символов в обратном порядке». Сразу стало бы ясно, кто и что умеет. Технологии такого тестирования, опять-таки, хорошо отлажены на олимпиадах…

Но, думаю, на практике моя идея пока неосуществима. Так как современная школа и умение делать реальные вещи — абсолютно несовместимые понятия. Вся школьная инфраструктура заточена под работу с оторванной от жизни схоластикой и под проверку владения этой самой схоластикой. Реальные задачи вгонят в ступор как детей, так и учителей. Скажу больше, хорошие вопросы про систему RGB и про IP-адрес попали в тест только по одной причине — потому что они достаточно далеки от реальных вопросов, возникающих у непрограммистов.

Кстати, я ни разу не удивлюсь, если выяснится, что на уроках информатики девяносто процентов времени школьники вообще не работают с компьютером, а только сидят и слушают учителя. И, следовательно, банально не имеют опыта самостоятельного написания программ.

Дам ссылку на присланную мне одним из читателей любопытную статью про математику (ссылка). Цитирую оттуда:

«Недавно мне пришлось рецензировать один учебник по геометрии, занявший первое место на российском конкурсе учебников, придуманном Всемирным банком. (Похоже, деятели этого банка полагают, что деградация российского образования идет слишком медленно.) Среди прочих, весьма своеобразных задач, которых было много в учебнике, встретилась следующая: "Всем ясно, что отрезок имеет единственную середину. Но как это доказать?" (Замечу, кстати, что имеются учебники, в которых эта задача является теоремой и доказывается.) И в самом деле, как? Возможно я так и остался бы в неведении, но на помощь пришел автор учебника. Несколько позднее в учебнике указывался способ построения биссектрисы, а затем говорилось, что задача о построении биссектрисы угла "имеет лишь одно (единственное) решение, так как в противном случае оказалось бы, что две половины одного и того же угла были бы не равны". Вспоминается рассуждение одной девочки, подслушанное Л.Кэрролом: "Как хорошо, что я не люблю спаржу. Ведь если бы я ее любила, мне пришлось бы ее есть. А я ее терпеть не могу."…

…Педагогическая наука, методика математики развиваются, вернее, функционируют, безо всякого участия в ней профессиональных математиков, которые смотрят на них свысока и даже отказывают в праве называться наукой. Возможно, они правы, считая, что методика, да и вся педагогика, не являются наукой, поскольку отсутствуют соответствующие необходимые признаки. Например, в любой науке встречаются научные открытия. Я не знаю ни одного открытия, сделанного каким-либо крупным методистом. Даже в кулинарии можно придумать новый "майонез". В педагогике и "майонеза" нет. И все же профессиональные математики не должны отстраняться от проблем методики преподавания. Их огромный интеллектуальный потенциал поможет оградить учителей от математически малограмотных специалистов от педагогики, руководящих образованием чиновников».

Как видите, автор статьи предлагает заняться написанием разработкой методики профессиональным математикам. Не скажу, что мне нравится этот подход. Тот же Колмогоров, например, принёс школьникам очень много зла своими идеями.

На мой взгляд, корень описанного дуболомства лежит в другом. Школьное обучение построено таким образом, что дети не решают никаких задач самостоятельно. Они только слушают учителя и выполняют заданные им упраженения. Таким образом, проверить разумность учебника не представляется возможным: при обучении методом натаскивания/зазубривания любая методика будет примерно одинаково плоха.

Вы можете убедиться в моих словах взяв наугад любого взрослого человека, который не занимался математикой после школы, и попросив его что-нибудь решить. Согласно моему опыту (а я ставил неоднократно такие эксперименты) непреодолимым препятствием будет являться уже сложение двух дробей.

Как можно изменить ситуацию?

Например, переходом на более современные методы обучения, такие как Кибершкола (ссылка). На Западе, кстати, уже начали появляться первые учебные заведения построенные по этому принципу.

Из более близких к нашим постсоветским реалиям действий — надо развивать ЕГЭ дальше. Так как ЕГЭ, даже в существующем виде, хорошо показывает реальную эффективность морально устаревшей системы образования.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 10 июн 2010, 07:48

http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html

"Кибершкола"

01 сентября 1482 года Крымскими татарами был разграблен город Киев. С тех пор, в ознаменование этого печального события, каждое 01 сентября детей загоняют в школы, чтобы в течение последующих 9 месяцев подвергать их пыткам так называемого «учебного процесса»…

Думаете, я сегодня снова буду агитировать против карательной педагогики вообще и классно-урочной системы в частности? Пожалуй, да, так и будет. С утра, правда, я собирался писать про ОхлоПедию, но эта тема подождёт до завтра. Сегодня будет таки про 01 сентября.

Я расскажу, в какой школе хотят учиться сами школьники. Школьники ведь — не унтерменши. Мозгов и фантазии у них ничуть не меньше, чем у взрослых. Просто взрослые солиднее выглядят, более умело надувают щёки и знают, когда лучше промолчать, чтобы сойти за умного.

Так вот. Школьники видят труе школу примерно так.

Утром детей загоняют в школьные стены и они шарятся там до вечера, без родителей. Детей никто ничего не заставляет делать — они сами выбирают, чем заняться. Теоретически, ребёнок может даже сесть под дерево и сидеть там весь день. Взрослые разрешат ему это сделать, только поинтересуются, всё ли у него хорошо со здоровьем. Запрещено детям только выходить на улицу без родителей.

У каждого ребёнка есть свой уровень. Никакого деления на «первоклассников» и «пятиклассников» нет — только уровни. Когда семилетний ребёнок поднимается по обгрызенным ступенькам школы в первый раз — ему присваивают первый уровень. Чтобы получить второй уровень — надо набрать определённое количество «опыта». У выпускников будет уровень уже ближе к пятидесятому-шестидесятому.

Как ребёнок зарабатывает игровой опыт?

Очевидно, прокачивая умения и выполняя квесты. Допустим, приходит наш семилетний ребёнок к преподавателю математики. Первый раз. Говорит, что считать уже немного умеет. Учитель устраивает ему зачёт на первый скилл. Скажем, сосчитать вслух от одного до двадцати. Справился ребёнок? Уровень его математического скилла поднимается с нулевого до первого, и в «зачётке» делается соответствующая запись.

Чтобы «прокачать» математику дальше, до второго скилла, одного зачёта будет мало. Нужно будет набрать ещё и определённое количество математического опыта. А опыт будет даваться, например, за решение примеров. Решил несколько примеров для своего — первого скилла — иди сдавай экзамен на второй скилл. Решил один сложный пример, для четвёртого уровня скилла? Отлично. За этот единственный пример сразу назначат достаточно опыта для продвижения. Решаешь примеры для нулевого уровня? Опыт какой-то тоже будет капать, но по чуть-чуть. Эти примеры для тебя слишком лёгкие.

Опыт по физкультуре будет даваться за выигранные соревнования. Например, за выигранные футбольные матчи или партии в настольный теннис. Опыт по русскому — за диктанты, сочинения и изложения. Опыт по истории — за поиск информации о каком-нибудь событии.

Ну, например, даёт историк школьнику квест: выясни, кто из римских императоров приходился родственником Царю Ироду. Школьник роется в библиотеке, смотрит в Гугле, задаёт вопросы на специальных форумах. Выяснил, что как — идёт обратно к историку и оглашает список.

Кроме собственно опыта, за выполнение квестов будут давать разные плюшки. Большой персональный шкафчик для хранения своего барахла, например. Или жёлтую майку победителя школьного чемпионата по лёгкой атлетике. Кроме того, для доступа в определённые места будет требоваться набор умений не ниже определённого. Например, для доступа в компьютерный класс нужны будут русский и английский не ниже десятого скилла и математика не ниже пятнадцатого. Для доступа на поле картинга нужен будет десятый общий уровень и скилл физкультуры не ниже двадцати. А для участия в занятиях по робототехнике преподаватель будет, кроме всего прочего, выдавать специальный, довольно сложный квест: собрать что-нибудь руками в его присутствии.

Хайлевел школьники будут регулярно набегать в рейды за пределы школы: на разные олимпиады. Там уже можно будет получить реально ценные трофеи. Кстати, не знаю, как сейчас, а лет так пятнадцать назад победителей математических олимпиад охотно принимали в институты без конкурса.

Что же касается собственно учёбы — уроки, в привычном смысле этого слова, тоже будут. Для разных уровней, на разные темы, по расписанию. И общие и индивидуальные. Правда, за индивидуальные уроки нужно будет чем-то платить: или игровыми деньгами, или выполнением спецзаданий.

Игровые деньги, кстати, сразу решат проблему плакатов в кабинете химии. Находим терпеливого лоботряса, объясняем задачу, договариваемся о сумме вознаграждения. Лоботряс рисует нам плакаты, получает 100 школорублей, а потом идёт и покупает на них VIP-пирожков в школьной столовой.

Спросите, откуда учитель химии возьмёт игровые деньги? Ему будут выдавать их за успехи учеников. Занял его ученик третье место на химической олимпиаде — пожалуйте в кабинет директора, получите и распишитесь. Сдал его ученик выпускной экзамен по химии на отлично? Перечислим на счёт ещё плюшек.

На сайте школы будут вывешиваться разного рода рейтинги соревнований и чемпионатов. Можно будет хвастаться ими родителям. А институты и работодатели будут регулярно мониторить этот сайт и заблаговременно приглашать к себе в гости талантливых детей…

Скажете, фантастика?

Однако уже сейчас, в 2009-м году, это вполне осуществимо. Причём, что очень важно, дополнительных финансовых затрат реорганизация школы по такому плану практически не потребует. Пригласить опытного гейммастера, провести воспитательные беседы с учителями, отобрать передовых родителей. И вуаля — гуляй по школе и раздавай интервью журналистам.

PS: Кстати, про вчерашнюю задачу про расчленение (ссылка).

Через закон Архимеда, очевидно, решать её нельзя: плотность головы сильно отличается от плотности лёгких. Разные манипуляции с солевыми растворами тоже не катят — даже если мы утопим пациента в этой солевой ванне, мы всё равно не выясним ничего, кроме объёма.

Положить расслабленную руку на весы, полагаю, опять-таки не выйдет. Погрешность будет слишком большой.

Отсканировать человека через МРТ, наверное, получится. Способ дорогой, зато простой и понятный.

Точный способ предложил физик [info]in_kant: привязать человека к платформе и вращать его в разных направлениях, замеряя моменты сил и угловую скорость. Правда, лично моих знаний по физике даже близко не хватает, чтобы провести соответствующие расчёты на практике.

Самый жизненный способ предложил [info]vasser1. Пригласить опытного мясника, который определит примерный вес «на глаз». Лично я бы именно таким способом и воспользовался.

Ещё реальный вариант — измерить вес через рычаги. Заставляем человека поднять руку горизонтально в сторону, намертво прикрепляем руку к корпусу жёсткой шиной. В сочленение между рукой и туловищем забиваем штырь: так, чтобы человек на нём свободно висел. Подвешиваем на кончики пальцев гирю, чтобы уравновесить туловище и конечность. Потом, несколько раз сдвигая штырь от плеча к кисти, проводим ещё несколько измерений, чтобы учесть неравномерное распределение веса по руке.

Впрочем, правильный ответ на задачу мне, увы, неизвестен. Однако, если бы я был преподавателем физики в кибершколе, я бы использовал эту задачу в качестве коллективного квеста. Начертил бы на каком-нибудь школьнике фломастером полоски по местам измерения, а потом поручил бы ему, вместе с товарищами, определить соответствующие веса.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Около школы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron