Страница 1 из 1

Изучение русского языка, обучение чтению

СообщениеДобавлено: 23 янв 2011, 09:50
Александра Б.
Доброго дня! Я сейчас интересуюсь разными методиками обучения (дети приближаются к школьному возрасту), сама я преподаватель русского и литературы по образованию (правда, сижу в бесконечном декрете, точнее в домохозяйках). Нам преподавался один только стандартный способ обучения грамотному письму, однако я прекрасно вижу, что в современных реалиях он не всегда хорошо работает (хотя раньше, по моим ощущениям, школьный курс давал лучшие результаты) и, что самое неприятное, дает какую-то мозаичную картину языка, точнее какие-то куски ,вырванные из разных разделов, вместо умения просто грамотно писать. Кроме того, людям с аналитическим складом ума весь этот ворох правил с горами исключений зачастую просто недоступен или практически недоступен.

Итак мои вопросы:

1. Есть ли какие-то методики, альтернативные заучиванию правил по русскому языку? Насколько я понимаю, нужно, в первую очередь, много писать и читать, переписывать и т.п. Но, к сожалению, это не всем помогает достигнуть хорошей грамотности (хотя улучшению ее должно способствовать).
Из хоть каких-то альтернативных вещей мне удалось найти в свое время только тоненькую книгу Натальи Романовой. У Романовой есть попытка пересмотреть систему и увидеть закономерности, но есть и существенный недочет (для взрослых он уже не такой существенный, но для школьников, которым надо сдавать экзамены, очень даже существенный). Ее система улучшает грамотность в целом, но игнорирует некоторые частности, в которых можно запросто ошибиться, следуя ее методике. Ну и для малышей, конечно, это не подходит, ибо ориентировано на подростков.
Есть еще двуполушарная методика для маленьких, но пока она меня смущает при первом рассмотрении (листала их сайт и одну книжку у знакомой). Можно бы и купить, чтобы посмотреть. Но если кто-то уже пользовался, я бы была рада сначала прочесть комментарии.
Есть ли еще что-то?

2. И по поводу чтения. Что Вы думаете о системе Ушинского (если кто ею пользовался)? Она мне глубоко симпатична, и старшая дочка примерно таким способом и учится читать. Но эта система игнорирует слогоделение, фонетический облик слова и т.п. Возможно, вы пользовались чем-то другим, результаты чего вам понравились?

СообщениеДобавлено: 23 янв 2011, 17:30
zaharur
Вы имеете ввиду учебники Ольги Соболевой? Что именно в них Вас смутило при первом ознакомлении? Мне кажется, что лучшего в современном школьном учебном материале не существует: всё остальное иссушает, напрочь убивает любовь к языку вообще.
Можно научить правилам языка, но при этом сформировать устойчивое подсознательное отвращение к самому языку, что и делает современная система образования. Соболева же ориентирует на развитие орфографического чутья, проще сказать - интуиции, она старается, по крайней мере, не разрушать естественный для ребёнка мир образного восприятия. Об этом говорит уже хотя бы наличие в её учебниках огромного количества интересных ребёнку иллюстраций, а не обилие мёртвых, неестественных для него, абстрактных логических схемок: всяких треугольничков, квадратиков и стрелочек. Соболева же позволяет ребёнку ещё хоть какое-то время побыть именно ребёнком, а не карликовой карикатурой на взрослого.

СообщениеДобавлено: 24 янв 2011, 16:28
Strix
советую (срочно, это совсем скоро будет) записаться на вебинар О.Л. Соболевой по своим методиках двуполушарного обучения, загляните сюда:
http://community.livejournal.com/freeedu/37616.html