Особенности домашнего обучения в Канаде

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Ирина

Особенности домашнего обучения в Канаде

Сообщение Strix » 17 мар 2010, 13:22

Ольга Писарик Изображение olgapisaryk
пишет:

Часть 1.

Мне часто задают вопрос о том, как происходит домашнее обучение в США и Канаде. В этом посте напишу то, что известно мне.

Для начала уточню. Мы живём в Канаде в провинции Британская Колумбия. Провинции Канады обладают определённй самостоятельностью в вопросах образования и медицинского обслуживания, и я буду говорить только о нашей провинции. В других частях Канады законодательство относительно домашнего образования может слегка отличаться.

По отношениям с государством, всех хоумскулеров можно разделить на две группы: enrolled (поступившие) и registered (зарегистрированные). С зарегистрированными хоумскулерами всё просто: надо подать заявление в одну из дистанционных школ в провинции, которые регистрируют учеников на ДО, школа выплачивает тебе $150 (на тетрадки, наверное) и всё. Ты никому ничем не обязан. Занимайся чем хочешь, как хочешь, когда хочешь и где хочешь. Классическое образование, метод Шарлотты Мейсон, анскулинг – всё под родительскую ответственность. Не надо сдавать отчёты, экзамены, тесты, вообще ни-че-го. Образование ваших детей целиком на вашей совести. Раз в год регистрируйтесь и наслаждайтесь полной свободой.

Если вам не нужен диплом государственного образца, то так можно проучиться всю школу. В каких случаях не нужен диплом? Ну, во-первых, не все профессии требуют наличия среднего образования. Например у ребёнка рано проявились профессиональные способности (музыкант, профессиональный спортсмен, художник и т.д.), возможно, диплом ему никогда и не понадобится. Иегуди Менухину, по-моему, такой диплом был совершенно ни к чему, профессиональным теннисисткам Венере и Серене Уильямс, подросткам-миллионершам, – тоже (сразу оговорюсь, я не знаю, есть у них такие дипломы или нет, просто не вижу как эта бумага могла бы поспособствовать карьере этих людей) . Во-вторых, многие религиозные семьи планируют обучать своих детей в христианских колледжах, где тоже не всегда требуют диплом, иногда достаточно написать эссе и пройти собеседование, особенно если у будущего студента есть хорошие рекомендации.

Если через некоторое время у вас изменяются обстоятельства и вы вдруг решите влиться обратно в мэйнстрим государственного образования, чтобы получить общепризнаваемый диплом (Dogwood Diploma), то это можно сделать в любой момент. Существует несколько вариантов. Можно отвести ребёнка в школу, его протестируют и определят в класс. Обычно даже никак специально не учась, домашние дети идут если не впереди ровестников, то по-крайней мере на одном уровне. Можно поступить в дистанционную школу. Можно стать enrolled хоумскулером.

С «поступившими» (enrolled) хоумскулерами всё сложнее, потому что этот статус предполагает некий контроль государства за тем, что ребёнок узнаёт в процессе хоумскулерства. В общем случае, вам надо выполнять требования программы, предоставлять вещественные доказательства процесса, а школа в обмен платит вам $1000 в год на кружки и учебники. За каждого «поступившего» ребёнка школа получает от Министерства образования такую же сумму, как и за обычного школьника, пару лет назад это было $ 5500 в год, сейчас может уже больше. Именно такие школьные программы и называют в Википедии зонтичными.

«Поступать» хоумскулеры могут в школы, которые принимают таких детей. Это могут быть либо особые филиалы при государственных школах, либо специальные программы при частных школах. При поступлении за вами закрепляется учитель, который вас в дальнейшем и "пасёт". Поскольку в дело вовлечены деньги и отчётность, то на «поступивших» хоумскулеров налагаются определённые ограничения. Нельзя учиться по религиозным программам. Вернее учиться можно, но в отчётах и тестах они не должны присутствовать, и чек на религиозную литературу или участие вашего ребёнка в религиозном лагере из причитающихся вам денег никто не подпишет.

Что такое общеобразовательная программа в канадском понимании? Министерством образования написаны так называемые Prescribed Learning Outcomes, я даже не знаю, как это перевести, образовательный стандарт, что-ли. Смысл в том, что записаны знания и умения, которые ученик должен продемонстрировать в конце такого-то класса. Например, для пятого класса расписаны концепции в математике, которыми нужно овладеть, навыки по языку, темы по Sciene (наука) и Social Studies (история+география+обществоведение). Подробнее про стандарты планирую написать отдельный пост.

«Поступившие» хоумскулеры должны придерживаться принятых стандартов, а школы, в которых они состоят, должны следить и помогать семьям достигать этих «стандартов». В обмен прикреплённый за вами учитель три раза в год (в канадских школах учебный год разбит на триместры) пишет рапорт (report card), аналогичную тем, что пишут детям в школах. В рапорте выставляются оценки, даются замечания общего порядка, какие сильные стороны ученика, на что следует в дальнейшем обратить внимание. В конце года выдаётся итоговый рапорт, идентичный тем, что выдают в стационарных школах.

Оценка и контроль за знаниями в разных школах происходят разным образом. Поддержка семей тоже происходит по разному. Этими такие школы и отличаются. Мы учились в двух, дети одной моей подруги сейчас учатся в третьей, дети другой – в четвёртой, и моя знакомая работает учительницей в пятой. Так что об этих пяти школах я могу рассказать. Но уже в следующем посте.
Последний раз редактировалось Strix 17 мар 2010, 13:34, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 17 мар 2010, 13:33

часть 2

Итак, несколько примеров школ, в которых могут учиться «enrolled» хоумскулеры.

«Summit School»

Юридически это не школа, а отдельная программа в местном аналоге РОНО (School District #72). Возникла эта программа довольно случайно. Её директор рассказывал, что когда он работал в отделе дистрикта, отвечающем за работу со взрослыми и он-лайн курсы (Continued Education), к нему обратились родители нескольких спортсменов-конькобежцев. Их дети тогда готовились к Олимпиаде в Лэйк-Плэсиде, тренировались по два раза в день и не могли посещать обычную школу. При этом родители ни разу не были идейными хоумскулерами, детям нужен был диплом, и они просили этого дядечку найти им какой-то приемлемый вариант. Он позвонил в Министерство Образования, они сообщили, что вот надо сделать это и это, соблюсти такие-то условия и дети смогут получить дипломы государственного образца, а школа финансирование в полном обьёме. Так родилась одна из первых государственных школ, принимающих домашних детей, «Summit School».

Когда мы приняли решение учиться дома, то я уже знала, что мы пойдём в эту школу. Там учились дети моей подруги, она очень рекомендовала программу, людей, работающих там учителями. Мы встретились с директором, он нам понравился, понравился уровень свободы, предоставляемый семьям.

Мы могли выбирать по каким учебникам учиться (за исключением религиозных), школа предоставляла учителя, которому можно было всегда позвонить или послать письмо, если что-то было не понятно, и школа также оплачивала кружки, в которые можно было ходить и деньги не шли из причитающейся нам суммы. Физически школа находилась далеко, но кружки они организовывали там, где было большое количество их учеников, так что на керамику и рисование мы ездили в ближайший арт-центр. Помню у них была и верховая езда, и гимнастика и плавание, и ещё много чего. Но я тогда была без прав и возить не могла. Приятность кружков заключалась ещё и в том, что все дети там были из Саммит школы, и пока они занимались мамочки могли пообщаться.

Аттестация происходила на основании портфолио. В конце триместра ( школьный год в Канаде делится на три части) я должна была сдать портфолио с максимальным количеством детских работ. Страницы из рабочих тетрадей по математике и языку, детские рисунки, фотографии детей на экскурсиях и т.д. Плюс мне надо было ещё написать от себя отчёт того, как прошли эти три месяца, что мы делали и чему научились. В ответ, после изучения «вещественных доказательств» наш учитель писал каждому рапорт (Report Card) который по форме не отличается от тех, что дают детям в обычных школах.

В Саммит мы проучились два года, Антон 2-ой и 3-ий классы, а Янка 1-ый и 2-ой классы. В Канаде оценки начинают ставить только с 4-го класса, так что оценок у нас тогда в рапортах не было. Первый год был прекрасен: очень доброжелательный учитель, никаких трудностей в оплате дополнительных занятий, море позитива. Потом школу постигла проверка из Министерства, и они вынуждены были закрутить гайки. На второй год нас приписали к другой учительнице, которая не была склонна доверять родителям, как основным учителям для своих детей, постоянно ставила под сомнения детские знания, причём в не очень вежливой форме. Стала требовать больше отчётности. Тогда много родителей было недовольно и на следующий год многие ушли. И мы ушли. Если я не ошибаюсь, за годы относительной свободы школа разрослась до 600 учеников, а потом осталось 300.

А, вспомнила, почему я ещё ушла. Я искала программу, где бы ни надо было составлять портфолио и писать отчёты. У меня тогда третий ребёнок собирался идти в школу и я подумала, что три комплекта я уже не осилю. На самом деле подговка портфолио стабильно занимала где-то две недели вырванных из жизни и мне это уже начинало надоедать. В те годы я довольно много занималась с мальчиками, 2-3 часа в день так точно, и бесполезная трата времени на сбор вещественных доказательств раздражала.


В прошлом году в этой школе учились дети моей подруги и она рассказывала, что контроль стал ещё жёстче. Их учительница «настоятельно рекомендовала» пользоваться курсом он-лайн математики, потому что ей тогда легче будет проверять тесты, задавала очень много разных заданий по Socials и Science. Зато у них появилось много дополнительных кружков, в том числе таких вкусных, как рыцарское искусство, ну и моя любимая верховая езда никуда не делась. Но этот излишний контроль и ограничение свободы в выборе программ отравляет все плюсы.

To be continued...

P.S. Зашла на сайт "Summit School", они теперь в дополнение к основному финансированию предлагают кроме кружков ещё компьютер во временное пользование, он-лайн языковую программу, даже две: Rosetta Stone и Auralog (вторая получше будет), и ещё несколько он-лайн программ.

P.P.S. Позже откопаю наши старые портфолио и сфотографирую, как оно выглядело, чтобы было понятно, о чём речь.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 18 мар 2010, 20:46

Часть 3

Coquitlam Open Learning или сокращённо COL – это наша вторая школа, та в которой мы учимся сейчас. Как и предыдущая, тоже является отдельной программой в РОНО (School District #43). Это уже наш родной 43-ий школьный дистрикт. Представляет из себя две комнаты с большим коридором на втором этаже местной начальной школы. Там сидят учителя, хранятся учебники, пособия, учебные материалы. Там же проводятся консультации с учениками, дополнительные занятия, уроки иностранного. В общем, что-то типа учебного центра.

Я искала школу поближе к дому, и чтобы не надо было каждый триместр писать отчёт, потому что задолбало. Зашла посмотреть, что есть в нашем районе (а живём мы в городе Coquitlam), оказалось что что-то есть. Тогда школа базировалась в пяти минутах езды от нас, но за три года количество детей увеличилось с 35 человек до 120 и на старом месте места стало не хватать. В этом году они переехали в другую школу и ездить нам стало далековато, где-то минут 15-20.

Что предлагают

Закреплённая за детьми учительница раз в две недели на 1 час приезжает к детям домой, смотрит что сделано, занимается, смотрит чего не хватает для аттестации. За каждым учителем закрепляют 20-25 детей. Закрепляют семьями, это экономит разьезды и учитель знает всю семью. Мои дети (1-ый, 5-ый и 6-ой класс) «учатся» все у одной учительницы. Поскольку учитель знает всех учеников в лицо, то отпадает необходимость писать отчёты о проделанной работе и собирать портфолио. Я за это тогда очень уцепилась. Если вы живёте далеко, не в нашем районе, то учителя ездить не будут и надо приезжать с ребёнком в школу самим. Есть у нас несколько таких семей.

Раз в неделю, по средам, с 9 до 12 утра в школе проводятся дополнительные занятия специально для хоумскулеров. Это физкультура, компьютеры, рисование/драма/музыка (один триместр на один предмет), ну и ещё какая то ерунда типа «Здоровье и карьера». Если ребёнок посещает занятия, то аттестовывается по этим предметам автоматически, на основании наблюдений учителя. Сдавать ничего дополнительно не надо. Занятия не обязательные. В школе учится много детей с разной степенью аутизма и из таких детей ходит только пара человек. Мы вот без аутизма, но тоже с января ходить перестали. Надоело, лень рано утром собираться и ехать куда-то вдаль, и вообще пользы от этих занятий мало, если честно. Но поначалу нам нравилось. Помню, три года назад меня эта возможность еженедельных занятий очень привлекала, я её рассматривала, как вариант социализации и чтобы дети видели, что они не одни такие на белом свете.

Что ещё? Раз в две недели есть возможность приходить на уроки французского языка. Это с 5-го класса и бесплатно. По программе школа (любая, с 5-го класса) обязана обеспечить изучение второго языка. Какие-то школы предлагают он-лайн курсы, а наши решили похоже сэкономить и просто наняли учительницу французского языка. Раз в две недели на полтора часа, это как раз эквивалент еженедельных 45 минут, требуемых государством. Мы на эти занятия не ходим. Старший от французского освобождён (решили, что ему так будет лучше, природной склонности к языкам нет и не хотелось его третьим языком загружать), а со средним мы учимся по пособию "Ecoutez, Parlez!" дома сами.

Раз в триместр – оплаченная школой экскурсия. Обычно планируют, чтобы была наука, спорт и гуманитарное что-нибудь. Это тоже стандартная практика местных школ.

Что дополнительно мне из них удалось вытащить и за что мы не платим из своих денег.

У нас хорошие отношения с нашей учительницей и она идет мне навстречу в плане покупки учебников и рабочих тетрадей. Так они уже третий год подряд покупают мне дорогущие учебники математики. Мы пользуемся «Saxon Math», которые стоят больше $100 за комплект. Николетта ни разу особенно не артачилась, хотя мы по-моему единственные в нашей школе, кто учится по этой программе. Когда мне для Антона нужны были учебники по чтению, я тоже написала ей название и она для меня лично заказала. Заказывала ещё кое-какие учебники. Сейчас Антон учится по рабочей тетради, которую выбирала я. То есть в плане учебных пособий свобода довольно большая. Другое дело, что по science нормальных учебников нет. То что я видела – это обнять и плакать. По socials учебники тоже зубодробильные. Специально для меня Николетта заказывала «The Story Of the World» Сюзан Уайз Бауэр. Но проблема в том, что история в канадских школах перекручена с ног на голову и Древний мир они начинают учить с 7-го класса, а до этого: канада, индейцы, правительство, индейцы, правительство, канада. А учебник С.Бауэр рассчитан на младших школьников.

А ещё я пользуюсь их очень хорошим набором наглядных пособий по математике. Это большая коробка с геометрическими фигурами, мозаикой, палочками Куизинера, кубиками, дробями, часами, деньгами и наверняка ещё что-то забыла. Ещё в школе можно одолжить микроскоп. Мы так делали в прошлом году, но к сожалению качество микроскопа оказалось ужасным. В этом году школа купила несколько хороших микроскопов, но на дом их не дают. Договорились с Николеттой, что она нам проведёт урок с микроскопом в школе. Сьездим в следующем триместре.

Да, и французский Николетта нам покупала, хотя они не обязаны были его оплачивать, потому что школа и так предоставляет возможность его учить.

Что мы им за всё это счастье должны


Как обычно, "придееерживаться Образоваательного Стандаарта" (ох), о котором я напишу, когда закончу этот опус со школами. Замечу только общую тенденцию. Пока школа маленькая, там нет как такового директора и учителя работают, как считают лучше для себя и учеников, то отчётность более неформальлная и на Стандарты смотрят сквозь пальцы. Как только школа разрастается до таких размеров, что становится интересна чиновникам из Дистрикта, начинается классический процесс забюрократизирования. Это как раз наш случай.

Пока в школе было 40 учеников и две замечательных учительницы без всяких директоров, все были счастливы. В прошлом году над нашими чудесными учительницами поставили директрису на полставки, основными занятиями которой является строчение отчётов, присмотр за порядком в отчётности и проталкивание инициатив начальства. А в этом году я почувствовала, что необходимость иметь вещественные доказательства на каждый Стандарт меня уже сильно напрягает. Там где раньше обходились беседой, сейчас требуется нечто материальное, делание чего занимает время и обычно не входит в наши планы. Хотя может я просто устала от одной и той же школы и пора делать отсюда ноги. Вот сижу сейчас в раздумьях...
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 11 май 2010, 21:55

http://olgapisaryk.livejournal.com/57369.html

Заметки со встречи (канадских) хоумскулеров


Позавчера ходила на очередную встречу нашей хоумскул группы. Тема встречи традиционная для конца года: поделиться, как у кого прошёл год, какие материалы, программы, учебники использовались; что пошло, что не пошло.


Из запомнившегося:

Аланна (трое детей от 7 до 12 лет) рассказала, что в этом году решила немного изменить подход к обучению. Перед началом учебного года она спросила детей, какую одну тему они бы хотели изучить в этом году. Дети думали, выбирали, и сказали, что очень хотели бы научиться делать конфеты и печь. И вот в течение двух месяцев они только этим и занимались. Изучили конфетные сайты, отсмотрели ролики о том, как делаются различные конфеты, читали книги про шоколад, ходили на конфетную фабрику на экскурсию, изготавливали конфеты, топили шоколад. Было упомянуто строительство шоколадного домика, скрепленного сахарной глазурью.


Дети отобрали любимые рецепты. Готовили, описывали процесс, фотографировались на фоне своих творений. Каждый рецепт оформляли на отдельной странице. Потом составили всё вместе и получилась очень для всех дорогая книга рецептов. И дети были счастливы, и Аланна с удовольствием вспоминала этот свой учебный «модуль».

Керри (четверо, от 9 до 15 лет) призналась, что они в этом году практически ничего не делали, кроме математики. У неё были личные проблемы и выкраивать время на индивидуальные занятия с детьми она не могла. Так что дети делали то, что они могли делать сами без особого родительского вмешательства.


Кэтрин (сыну 10, дочери 13 лет) рассказала про своего сына. Эндрю никогда не любил писать, и заставить его написать письменную работу было очень тяжело. Недавно Кэтрин открыла волшебное средство под названием Power Point Presentation. Теперь у Эндрю есть урок, который он зовёт Power Point, а его мама называет «история Канады». Кэтрин показывала презентацию, которую сделал её сын. Очень впечатляет.

Сюзан (сыновьям 9 и 11, старшей дочке 13 и она учиться в обычной школе) в этом году приписала сыновей к школе при школьном дистрикте. Делилась тем, как она использует учебник по Science, чтобы соответствовать образовательному стандарту. Она берёт большой раздел учебника, просматривает его с детьми, дети выбирают какую-то тему о которой хотят узнать побольше и они работают над этой темой. Берут книги в библиотеке, смотрят фильмы, делают эксперименты и пишут отчёт.



У Элоизы среднего сына (9 лет) наконец прорвало и он начал читать. У них трое детей, все усыновлённые, Таннер самый проблемный. Сколько Элоиза с ним не билась, ну никак у него чтение не шло. Там вообще букет всего: и дислексия, и дефицит внимания и ещё всякого разного. А недавно Элоиза подсунула ему очередную интересную книжку (очень-очень простую, она приносила похвастаться), и Таннер сел и начал читать. Для мамы это была, конечно, радость.


У Дианы старшая дочка, 10 лет, пошла в этом году в школу на французский поток (там, где все предметы по-французски). План такой: походить в школу два года, 6-ой и 7-ой класс, а потом опять уйти на домашнее. Диана хочет закрепить язык, и французский поток - это самый доступный по деньгам вариант.


Пришли новые люди – семья из Малайзии. Буквально несколько дней назад прилетели. У них двое сыновей 11 и 9 лет. Хоумскулят их с 1-го класса. Узнавали что да как, какое законодательство, как регистрироваться. Так что жизнь есть даже на Марсе в Малайзии.


Вот так учили своих детей в этом году мои знакомые хоумскул мамы. Надо бы и про себя написать, но это как-нибудь отдельным постом.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Международный опыт свободного образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron