Страница 1 из 1

Прогноз ближайшего будущего

СообщениеДобавлено: 13 фев 2009, 18:42
Юлия
Прогноз ближайшего будущего: индивидуализация и личностно-ориентированное обучение
«Через 15 лет из практики исчезнет понятие студента как человека, обучающегося в университете несколько лет в течение жизни, считает Сергей Мацоцкий, председатель правления и генеральный директор IBS, IT-компании с годовым оборотом около $0,5 млрд. Все мы станем вечными студентами и будем учиться до самой старости. Зато заскучать за партой нам не дадут - учиться можно будет одновременно в Пекине, Москве, Бостоне. И в любой момент поменять опыты в лаборатории на проектирование нового автомобиля. Цель такого обучения на всю жизнь - постоянное самосовершенствование и улучшение профессиональных навыков, поэтому и знания нам потребуются сугубо утилитарные.

«Будущее образования - самая амбициозная тема XXI века, - уверен Мацоцкий - То, каким оно будет, волнует правительство, компании, любое общество. Посмотрите хотя бы, какие непрекращающиеся споры идут вокруг Единого государственного экзамена. В том, что система старого образования - не только советского и российского, но и традиционного европейского и американского - устарела, нет сомнений. Всем давно понятно, что многочасовые лекции в аудиториях не слишком эффективная форма образования. Что же ее заменит?

Учиться мы будем с раннего детства и до пенсии - ради собственного удовольствия и из-за тяги к знаниям, но прежде всего для того, чтобы преуспеть в жизни. Жизнь, экономика, бизнес меняются так быстро, что знаний, полученных в молодости, теперь будет всегда не хватать. Кто-то будет выделять в своей жизни несколько лет специально под обучение, кто-то будет делать это, что называется, без отрыва от производства. В любом случае все мы станем снова и снова возвращаться в университеты, чтобы обновить свои знания или приобрести навыки в совершенно новой области. Университеты шире откроют свои двери, чтобы все желающие (при соблюдении минимальных требований по имеющемуся уровню образования) получили доступ к любому курсу или предмету, который им могут преподать.

В будущем мы сами, а не учебная программа станем определять, какие предметы нам необходимы для того, чтобы преуспеть в жизни. Но нужна ли такая свобода в 16 лет, когда лишь немногие четко представляют, чего они хотят от жизни? «Когда у человека с самого начала есть выбор, он сможет попробовать многое и выбрать то, чем он действительно будет увлечен, - объясняет Мацоцкий. - Юноша может учиться на биохимика и вдруг обнаружить, что у него не лежит душа к этой профессии. Тогда он может попробовать себя в чем-то ином, открыть в себе талант певца, конструктора или врача. Сделать это будет гораздо проще, если нет факультетов и программ с жесткими границами». Возможность учиться сразу по нескольким специализациям актуальна еще и потому, что все чаще компаниям требуются работники, разбирающиеся в нескольких областях. К примеру, по прогнозу министерства образования США, к 2010 г. из-за быстрого развития отрасли электронного здравоохранения этой стране потребуется по крайней мере 4 млн. специалистов, имеющих диплом по медицине и одновременно владеющих навыками управления компьютерными экспертными системами. [...]

Обучение станет не просто индивидуальным, оно больше не будет стеснено не только рамками одного факультета, курса или группы, но даже границами одного университета или страны. Можно одновременно изучать аэронавтику в Массачусетском технологическом институте (MIT), силы поверхностного натяжения в университете Цинхуа (Пекин) и основы авиастроения - в университете Ганновера. Зачатки будущей глобализации и отсутствие привязки студентов к конкретной территории можно наблюдать уже сейчас. [...]

Через пять лет станут обыденностью видеоконференции, потом большую часть материалов перенесут в ЗD-модели, ролики, целые виртуальные вселенные. [...]

Учиться мы будем всю жизнь, но самообразование вовсе не станет самоцелью. Наоборот, более востребованы окажутся утилитарные знания и навыки. Мы привыкли, что обучение в университетах - это прежде всего получение фундаментальных знаний. В американских университетах другой принцип-получение практических навыков. Через 5-7 лет многие российские вузы также перейдут к обучению на основе анализа конкретных кейсов, полагает глава IBS. Студенты становятся требовательнее к знаниям, которые они хотят получить. «Все большему числу людей не нужны ученая степень или диплом о высшем образовании, - указано в отчете 2007 г. комиссии при Минобразования США. - Они хотят сделать карьеру и нуждаются в навыках, которых требуют работодатели. Вместо факта присутствия в стенах престижного университета теперь их больше волнует результат обучения».

Болецкая К., Студенты пожизненно. В будущем мы сами, а не вузовские программы, будем решать, чему учиться (интервью с Ген. директором IBS Cергеем Мацоцким), журнал «Smart Money», 2008 г., N 28, с. 62-63.
http://www.treko.ru/show_article_1703

СообщениеДобавлено: 14 фев 2009, 20:05
Ирина
Мне нравится такое будущее.

СообщениеДобавлено: 15 фев 2009, 08:15
Юлия
Мне тоже. :) Только вот размышляю, и думаю, как это много, 15 лет. :roll:

СообщениеДобавлено: 15 фев 2009, 10:02
Strix
нет, ну если люди о таком думают не как об утопии, а вполне возможном и полезном повороте событий, то это очень хорошо!! :wow:
Мне тоже нравится.

СообщениеДобавлено: 18 фев 2009, 04:16
Людмила
Юлия писал(а):Мне тоже. :) Только вот размышляю, и думаю, как это много, 15 лет. :roll:


Так кто нам собсно Щас мешает? :grin:

СообщениеДобавлено: 18 фев 2009, 08:12
Юлия
Да многое мешает...