Предлагаю познакомится с замечательной системой (школьного) образования ПАРК-ШКОЛА.
Вот что мы читаем на сайте http://www.park-school.ru
Что такое парк-школа?
....
Одной из альтернативных образовательных систем, более адекватных современному этапу развития общества, является образовательная система известного российского ученого и педагога Милослава Балабана «Школа-парк».
Предшественники и аналоги образовательной системы «Школа-парк»
Вероятно, подавляющее большинство открытых образовательных систем (какой является и школа-парк) восходят к знаменитой работе Л. Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862). Безусловно, сильное влияние на М. А. Балабана оказали идеи Джона Дьюи (1859–1952) и особенно Ивана Иллича (1926–2002), с которым Милослав Александрович был знаком лично. Из существующих в мире аналогов парк-школы следует в первую очередь назвать Саммерхилл-скул (Шотландия) и сеть школ Садберри Велли (США).
Однако даже поверхностный анализ показывает, что образовательная система «Школа-парк» не основывается прямо ни на концепции педоцентризма Дьюи, ни на неинституциональной педагогике Иллича, и уж тем более не копирует образовательные системы Саммерхилла или Садберри. Школа-парк основывается на принципиально иной когнитивной модели, модели знания-органа, и безусловное ее авторство принадлежит М. А. Балабану.
Организационная структура парк-школы
Школа-парк — это набор, или парк (совокупность, сеть), открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
В реальной практике работы парк-школ такой механизм пока не был реализован, и студии организовывались в соответствии с традиционными школьными предметами (студия математики, студия географии) или образовательными областями (студия естествознания, например).
Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.
Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за ее работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами.
Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Таким образом, каждый обучающийся обязан ежедневно ходить в школу ( вот это меня настораживает...), но какие именно студии выбирает ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется (исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все ее постоянные члены обязаны участвовать в работе).
Из этого элементарного принципа открытости студий следуют весьма нетривиальные параметры образовательного процесса парк-школы.
1. Состав студий на каждом занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на работу, не знает заранее, кто придет к нему сегодня в студию (кроме единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме) и чем они будут заниматься.
2. В этих условиях «проходить школьные программы» становится попросту невозможным – мало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так еще и любой ребенок может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из нее. Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из нее в любое время.
3. Учитель в принципе не может написать заранее «план урока», но обязан зафиксировать итоги работы (личные учебные достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.
Фрактальное обучение
Если целью традиционного обучения обычно считается усвоение учащимися части социально-культурного опыта согласно учебной программе, то целью обучения, основанного на модели знания-органа М. Балабана, является усложнение индивидуальной картины мира каждого учащегося в избыточной информационной и культурной среде, приводящее к развитию его личного знания.
О. М. Леонтьева предложила для такого обучения термин фрактальное (от fraction — дробь, частица). Фрактальным она как раз и назвала обучение, направленное на увеличение дробности, или фрактальности, индивидуальной картины мира обучающегося.
Таким образом, в противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в образовательной системе «Школа-парк» под содержанием образования понимается система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на развитие знания-органа и увеличение дробности, или фрактальности, индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.
Более подробно о содержании деятельности студий, способах фрактального обучения и о других характеристиках образовательной системы см. брошюру А. М. Гольдина.