Парк-школа и все о ней

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

Парк-школа и все о ней

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 15:17

Предлагаю познакомится с замечательной системой (школьного) образования ПАРК-ШКОЛА.


Вот что мы читаем на сайте http://www.park-school.ru

Что такое парк-школа?

....

Одной из альтернативных образовательных систем, более адекватных современному этапу развития общества, является образовательная система известного российского ученого и педагога Милослава Балабана «Школа-парк».
Предшественники и аналоги образовательной системы «Школа-парк»

Вероятно, подавляющее большинство открытых образовательных систем (какой является и школа-парк) восходят к знаменитой работе Л. Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862). Безусловно, сильное влияние на М. А. Балабана оказали идеи Джона Дьюи (1859–1952) и особенно Ивана Иллича (1926–2002), с которым Милослав Александрович был знаком лично. Из существующих в мире аналогов парк-школы следует в первую очередь назвать Саммерхилл-скул (Шотландия) и сеть школ Садберри Велли (США).

Однако даже поверхностный анализ показывает, что образовательная система «Школа-парк» не основывается прямо ни на концепции педоцентризма Дьюи, ни на неинституциональной педагогике Иллича, и уж тем более не копирует образовательные системы Саммерхилла или Садберри. Школа-парк основывается на принципиально иной когнитивной модели, модели знания-органа, и безусловное ее авторство принадлежит М. А. Балабану.
Организационная структура парк-школы

Школа-парк — это набор, или парк (совокупность, сеть), открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

В реальной практике работы парк-школ такой механизм пока не был реализован, и студии организовывались в соответствии с традиционными школьными предметами (студия математики, студия географии) или образовательными областями (студия естествознания, например).

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.

Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за ее работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами.

Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Таким образом, каждый обучающийся обязан ежедневно ходить в школу ( :roll: вот это меня настораживает...), но какие именно студии выбирает ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется (исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все ее постоянные члены обязаны участвовать в работе).

Из этого элементарного принципа открытости студий следуют весьма нетривиальные параметры образовательного процесса парк-школы.

1. Состав студий на каждом занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на работу, не знает заранее, кто придет к нему сегодня в студию (кроме единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме) и чем они будут заниматься.

2. В этих условиях «проходить школьные программы» становится попросту невозможным – мало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так еще и любой ребенок может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из нее. Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из нее в любое время.

3. Учитель в принципе не может написать заранее «план урока», но обязан зафиксировать итоги работы (личные учебные достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.

Фрактальное обучение

Если целью традиционного обучения обычно считается усвоение учащимися части социально-культурного опыта согласно учебной программе, то целью обучения, основанного на модели знания-органа М. Балабана, является усложнение индивидуальной картины мира каждого учащегося в избыточной информационной и культурной среде, приводящее к развитию его личного знания.

О. М. Леонтьева предложила для такого обучения термин фрактальное (от fraction — дробь, частица). Фрактальным она как раз и назвала обучение, направленное на увеличение дробности, или фрактальности, индивидуальной картины мира обучающегося.

Таким образом, в противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в образовательной системе «Школа-парк» под содержанием образования понимается система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на развитие знания-органа и увеличение дробности, или фрактальности, индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.

Более подробно о содержании деятельности студий, способах фрактального обучения и о других характеристиках образовательной системы см. брошюру А. М. Гольдина.
Последний раз редактировалось Strix 13 мар 2009, 17:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 15:21

статья Милослава Балабана - основателя системы Школы-парк.

ФИНАНСОВАЯ ТЕРАПИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Милослав БАЛАБАН

http://upr.1september.ru/2001/36/3.htm

Вот как однажды озадачил цыганенок свою любимую учительницу. В конце учебного года он подошел к ней с деньгами и сказал: “Спасибо, я больше в школу не пойду. Вы меня очень хорошо научили читать, писать и считать”.

Нынешнему европейскому учителю как-то неловко самому стать участником открытого рынка услуг, хотя Сократ, Платон и Аристотель именно этим занимались в парк-школах Афин. Так же как писцы и брадобреи в своих кварталах, в садах Академа и Ликеума собирались философы, предлагавшие свои учебные услуги отнюдь не безвозмездно.
Как известно, несмотря на все усилия дурной рекламы, реальным спросом неизменно пользуются лишь товары и услуги мастеров. Почему же этот рыночный механизм постоянно отключен не только у нас, но и в школе вполне рыночного мира? Видимо, этот “облагороженный” статус учителя связан с тем, что искренняя забота общества и государства о массовом образовании обычно реализуется через учреждения типа “учебных заведений”. Уже монопольное положение казенного аттестата обрекает всякую школу на статус казенного учреждения. Его служащим, как известно, запрещается (в частном плане!) действовать на рынке тех же услуг, которые оказывает само учреждение. Это такое же преступление, как взятка чиновнику за оказанную им услугу. Так возникла и укрепилась жесткая система замкнутой класс-школы, которая нигде не позволяет МАСТЕРУ РАБОТАТЬ ПРЯМО НА СВОЕГО КЛИЕНТА.
Перейти к более натуральному рынку школьных услуг недавно попытались англичане, введя в 1988 году личный ваучер для каждого ученика. Но казенная система финансирования не позволяет передавать этот ваучер прямо учителю, выбранному учеником. Он предназначен для передачи в выбранную родителями школу. И все остались на своих местах: учитель служит администрации школы, а она, как повелось, служит даже не родителям, а Национальному учебному плану – National Curriculum в Британии, Carnegie Units в США и т.п. Ученик сам ничего и никого не выбирает, как будто по чисто технической причине... С одной стороны, неприлично (или даже преступно!) допускать прямой рыночный контакт учителя со своими клиентами. С другой стороны, нельзя забывать, что успешно вести открытую учебную студию (с переменным составом) может далеко не каждый учитель, способный провести урок в замкнутом классе. Для этого нужно совсем не то мастерство, что развивается в класс-школе.
Учебный ваучер сможет служить столь же надежной мерой стоимости, как деньги, если им можно будет прямо оплачивать услугу Мастера, а не учебного заведения. Такой “прямой ваучер” (ПВ) станет эффективной валютой, лишь если его можно будет разменять на мелкие “ПВ-монеты” стоимостью до “ПВ-пятака” – части ваучера, обеспечивающей, скажем, пять минут учебных услуг, которые могут понадобиться ученику от любого учителя.
Нынешние кредитные карточки позволяют это легко сделать технически, причем “ПВ-монеты” конвертируются в обычные деньги банком или фондом по предъявлению “гасящего счета” после оказания учебной услуги. “Гербовая” копия такого удостоверенного Мастером и банком ПВ-счета может стать не только денежным документом, который может быть опротестован в суде. Так может появиться гораздо более реальный сертификат о полученном образовании, чем явно обесцененные инфляцией казенные аттестаты и дипломы. Весь государственный и муниципальный контроль за образованием в школах и вузах может пойти через фонды, выпускающие, погашающие и проверяющие именные ПВ-счета. Это не только гарантирует каждому гражданину оплату необходимых ему образовательных услуг. ПВ-финансирование обучения, проводимое по схеме “страховой медицины”, может снять много проблем, связанных с нарушением духовного метаболизма как учащихся, так и самих школ. Унитарная класс-школа при этом сама вернется к плюрализму подвижной сферы учебных услуг, где каждый сможет свободно найти для себя нужное ему лично образование.
Как видно, приведенный подход цыганенка к системе образования допускает и вполне “цивилизованный” путь перехода к рыночной системе финансирования работы учителей. Очень интересный опыт в этом плане имеет Фонд Сороса в России. Чтобы провести более надежный отбор кандидатов на премии, профессор Валерий Сойфер предложил использовать опрос студентов, “которым было предложено назвать лучших, на их взгляд, школьных учителей...” Уже в предварительном списке учителей, которых студенты назвали несколько раз, все оказались ярко выраженными профессионалами. До этого их никто бы не поставил рядом ни по стажу (10, 25 и почти 40 лет), ни по другим обиходным и казенным характеристикам. Да и как можно сравнить учителей, ведущих разные предметы? Но здесь возник, как будто из ничего, совсем новый ракурс – пришлось посмотреть на них как-то иначе, и... появилась совершенно иная перспектива учительского труда.
Какую задачу решал каждый из опрашиваемых студентов? Оказывается, он задним числом выполнял обязанность ПВ-клиента, истинного потребителя учебных услуг. Он сознательно и ответственно выбирал себе СВОЕГО учителя. Напомним, что богатый рынок интегрально развивается за счет его ответственного и действенного анализа разумом каждого из потребителей.
Монопольный рынок производителя так скуден и уродлив потому, что на нем этот интегральный анализ так же исключен, как в жесткой класс-школе. Успех анализа “по Сойферу” связан с тем, что здесь сработал обычный рыночный механизм, совсем по Адаму Смиту. Здесь статистика не смогла полностью выполнить главную функцию биржи – вскрыть тенденции развития сферы услуг. Она только определила реальный СПРОС на услуги и текущий “курс акций” какой-то части учителей. Прямой ваучер позволит рынку учебных услуг работать более натурально.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 16:57

Можно ли "неправильно" спросить дорогу?

Милослав Балабан

Газета "Вести образования"
№ 5-6 (5-6) от 1-31 марта 2004

http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/848.html

Многие споры и недоразумения возникают из-за того, что любому из нас трудно бывает самому понять, что никакого (особенно «правильного») знания передать никому прямо нельзя. Можно лишь как-то углубить личный опыт («грамотность») собеседника, сделать его в чем-то «более сметливым». Если такое уточнение станет важным в его жизни, то у него может появиться новое знание о том, что ему кто-то когда-то говорил или писал.

«Правильность и истинность» такого знания каждый определяет для себя сам. Казенное заблуждение насчет легкой доступности чужих, но«объективных и правильных» знаний мешает развитию школы.

Легко заметить, что все учителя стремятся развивать не природную сметку ученика в своем предмете, а нечто обратное: покорную«правильность» в воспроизведении текстов или правил.

Почти всякому изменению в структуре образования противостоит устойчивое мнение общества насчет того, что при «умелом» подходе учителя и прилежности ученика можно обойтись без изменений. Не только чиновникам, но и всем остальным (учителям, родителям, ученикам)кажется: где-то и прежняя структура действует вполне «правильно», т.е. дает очень хорошие результаты. Чаще всего при этом делаются ссылки на зарубежный опыт.

Очень показательно в этом плане опубликованное недавно в Интернете письмо русской учительницы об обучении языкам в Англии.

Сначала она утверждает, что там «В начальной школе детей почти ничему не учат. Конечно, дети учатся считать, читать и писать на родном языке, но в том, что касается иностранного языка, это почти полный ноль».

Сразу выясняется, что «ноль» – это стремление «учить детей говорить, рисуя картинки, разучивая наизусть стихи и песни, но ни в коем случае не уча их грамматике, чтению, письму и прочим глупостям». Это, конечно, приводит к постоянным конфликтам родителей и педагогического начальства с нашими учителями, которые норовят обучать грамматике. Просто потому, что не умеют ничего другого делать. Но даже самим себе они в этом не признаются и искренне считают, что нельзя учить детей «правильно говорить по-русски, не научив их склонять существительные и спрягать глаголы». Автора статьи не убеждает даже жалкий опыт собственного сына, успешно занимающегося французским в московской спецшколе. «Он знает уже кучу времен, глагольных форм и умеет бойко читать по-французски, вот только совсем не способен объясниться с французами и понять, что они говорят». Как видно, порок «правильности» настолько въелся в душу этой хорошей учительницы, что она не замечает явного противоречия в своих рассуждениях. Для нее недопустимо делать в школе что-нибудь такое, что приведет к якобы «НЕПРАВИЛЬНЫМ» действиям или представлениям ребенка.

«Правильное знание» (в памяти) проверяется на каждом экзамене.

Именно эта правильность составляет содержание всякого экзамена, который состоит из четырех частей, проверяющих разные "умения" экзаменуемого:
чтение и понимание письменного текста, понимание устного текста, умение выразить свои мысли письменно и умение устно объясняться на соответствующем иностранном языке.
Напомню, что каждая часть бывает совсем простенькая или потруднее. На экзамене по чтению экзаменующийся получает несколько иностранных текстов разных жанров – объявления, правила, приказы, записки и др., и вопросы к этим текстам, ответы на которые показывают, насколько хорошо (ПРАВИЛЬНО) ученик понял текст. На экзамене по «слушанию» ставится магнитофонная пленка с записями нескольких коротких текстов и раздаются листы с вопросами к этим текстам, на которые надо (ПРАВИЛЬНО)ответить за полчаса. На экзамене по письму надо (ПРАВИЛЬНО) породить два небольших текста на иностранном языке, при этом на родном языке задается информация, которую надо (ПРАВИЛЬНО) передать.

Существует даже «ПРАВИЛЬНЫЙ» размер текста: обычно задается не меньше 100 или 50 слов. На устном экзамене ученик вытаскивает две карточки, на которых изображены некоторые ситуации: например, вы покупатель, а экзаменатор – продавец. Вы должны (ПРАВИЛЬНО) спросить, сколько это стоит, ответить на какой-то вопрос продавца, (ПРАВИЛЬНО) поддержать разговор с экзаменатором на одну-две темы. Для вящей объективности весь экзамен записывается на пленку и отсылается в экзаменационный центр.

Как видно, именно правильность составляет основную трудность всякого экзамена, причем проблема того, КАК ПРАВИЛЬНО выполнить любое задание, – составляет львиную долю учебных занятий, готовящих к экзамену. Если бы правильный вариант не нужно было помнить (а можно было просто найти в подручном (на экзамене) материале, то экзамен стал бы не только гораздо легче. Проверяя не память, а сообразительность ученика, свободный экзамен меняет целевую установку всего школьного образования. Правда, на такой экзамен обычно уходит больше времени. Но при этом ненужно содержать очень дорогие центры проверки «правильности» проведения самого экзамена.

А ведь всякая чиновная коррупция появляется именно там, где существует та или иная мифология и утопия описанного типа: делаем одно – проверяем совсем другое.

Опубликовано 21 марта 2004 года
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 17:04

ссылки по теме ПАРК-ШКОЛА

Парк-школа
http://park-school.ru/
Описание образовательной системы. История проекта. Отчеты и документы о работе проекта в Екатеринбурге.

Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября.
О работе учителя в парк-школе
Гольдин Александр Миронович, руководитель экспериментальной площадки "Парк-школа", г.Екатеринбург
http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-09.htm

Школа самоопределения Тубельского http://734.com1.ru/
(вот тема отдельно о Тубельском -
http://www.privivkam.net/iv/viewtopic.php?t=4130 )

* * *

СТАТЬИ


ЧТО ОТКРЫЛ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ШКОЛЫ-ПАРКА?
Антон Зверев
Журнал «Лидеры образования», № 3–4 2006.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2727/Itemid,118/

2004, Институт образовательной политики "Эврика"
Можно ли "неправильно" спросить дорогу?
Автор: Милослав Балабан
http://www.eurekanet.ru/ewww/info/848.html

"Образование и карьера"
Школа с человеческим лицом, цикл статей
Автор: Марина Космина
- Звонок на урок как частный случай тоталитаризма
- Эффект отстегнутого поводка
- Такой успех, такой успех... Уволить немедленно
- Фабрика-кухня по выгонке человеков
- Но, позвольте: дети как бы учатся... И как бы миллионами
- "Вы не ругаете, значит, не учите"
- Кто такой человек образованный
- Зачем учиться для себя одного?
- Вообще не учиться, а общаться
- Разговорчики в строю!
http://www.levi.ru/houses/playground/ko ... hool.shtml

2002, "Российская газета"
Вера Павловна в шоке
Уровень знаний наших выпускников катастрофически падает

http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0620/2.shtm

2001, "Первое сентября"
Финансовая терапия массовой школы
Автор: Милослав Балабан
http://upr.1september.ru/2001/36/3.htm

2001, "Компьютерра" №48
Натуральная этика использования компьютера в образовании
Автор: Милослав Балабан
http://offline.computerra.ru/2001/425/14777/


* * *

КНИГИ

Балабан М.А.
Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. -
М.: Первое сентября, 2001 (Раменское: Раменская типография).- 208 с.; 60х90 1/16.- (Библиотека "Первого сентября").- ISBN 5-8246-0069-4 (В обл.) , 1 000 экз. (тир.)
УДК 371. ББК 74.03(2).

Книга известного ученого и педагога Милослава Александровича Балабана во многом необычна. Идеи и взгляды автора, на первый взгляд новаторские и обращенные в далекое будущее, на самом деле уже находят последователей, на практике воплощающих в жизнь идеи школы-парк - модели свободного, демократического образования в современной российской школе. В чем состоят эти идеи, какие перспективы открывает школа-парк перед учениками, какие возможности предоставляет она учителям? Это предстоит узнать читателю.

Читателю, которого привлекают новаторские педагогические идеи, которому интересен нетрадиционный опыт коллег, небезразлична судьба отечественного образования и заботит будущее наших детей.



Изображение

Скачать


Авторская школа
Гл. ред.: Адамский А.И., составитель – А.М. Лобок
М.: Эврика, 2003. - 208 с. - (Библиотека культурно-образовательных инициатив) Книга 9
http://www.childpsy.ru/index.php?view=b ... 0&full=yes
Последний раз редактировалось Strix 13 мар 2009, 17:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 13 мар 2009, 17:13

Ольга Леонтьева-Балабан

Расти, мой Парк

Памяти Милослава Балабана


http://lib.1september.ru/articlef.php?ID=200600906

Милослав Александрович Балабан (1927–2005) по образованию был лингвистом, преподавателем английского и немецкого языков, автором множества работ по методике преподавания и педагогике, работал в педагогических институтах, в МГУ.

Его основной труд «Школа-парк» впервые был опубликован в газете «Первое сентября» в 1992 году с вступлением Симона Соловейчика: «…Заранее можно предвидеть: скажут, что это утопии; что это уже было… Мы все страдаем: нет педагогической науки, нет науки… А может быть, вот она? Может быть, это и есть педагогическая наука? Здесь все признаки науки, и первый – смелость мысли. Она, можно сказать, безоглядна. Критике подвергаются самые, казалось бы, незыблемые основы школьного дела и учения. Мы ведь больше всё по верхам, мы всё ищем способы залатать прорехи, но надо же когда-нибудь понять, откуда идут все те недостатки, с которыми борются десятилетиями и столетиями…” Спустя почти десять лет вышла одноименная книга1, давно ставшая раритетом.

______________
1 Балабан М. А. Школа-парк : как построить школу без классов и уроков / М. А. Балабан. – М. : Первое сентября, 2001. – 208 с.

Симон Львович, как всегда, оказался прав. Говорили, что Школа-парк – утопия. Многие, очень многие говорили. Но одновременно внимательно читали книгу и начинали пользоваться введенной Балабаном терминологией.

Так, понятие «классно-урочная система» стало привычным, а это название для привычной всем системы обучения специально было использовано Милославом Александровичем, чтобы показать: изменять надо не методики, а систему, в которой до сих пор есть классы и уроки, то есть технические структуры, мешающие развитию личности каждого ребенка.

Но какая разница, кто был первым? Для Милослава Александровича такой проблемы не существовало никогда. Главное, чтобы люди услышали Идею, чтобы наконец-то появилась новая школа.

В книге «Школа-парк» нет инструкций, как надо работать. Там есть четкие рамки того, чего ни в коем случае делать в школе нельзя, если мы видим в детях Личности, а не пустые головы, в которые мы должны вложить знания. Поняв, от чего следует отказаться, каждый вырабатывает инструкции для самого себя. Самые разные люди стали открывать мини-парки по всей России: в системе основного и дополнительного образования.

Идея создания альтернативной системы обучения была принята и за рубежом двумя международными педагогическими объединениями: «Продуктивным образованием» и «Демократическими школами». Сегодня именно по концепции «Школа-парк» идет реструктуризация системы образования в Индии: три государственные школы, в каждой из которых по 2400 учеников, пробуют использовать «парковую» систему образования. Эту работу по демократизации индийского образования проводит координатор международного движения демократических школ Джерри Минц.

Много лет Милослав Александрович был экспертом Федеральных экспериментальных площадок. К его советам прислушивались, а за выступлениями следили как завороженные. Его идеи всегда были необычными, в них либо верили с первого слова, либо спорили с ними до хрипоты, до драки. Равнодушных не было никогда.

Когда Владимир Леви прочитал о школе-парке, он сказал: «В эту школу я пошел бы учиться прямо сегодня – и на всю оставшуюся жизнь». А может быть, мы все по-настоящему учились в своих «парках», только не все это заметили?
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 18 мар 2009, 11:11

Я немножко "причесала" скан книги Балабана М.А.
"Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков",
на которую я тут уже давала ссылку. Теперь ее легко читать.


Вот здесь - книга в формате Word, заархивированный rar, 160 килобайт.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron