"Домашнее обучение детей младших школьников"Н.Геда

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

"Домашнее обучение детей младших школьников"Н.Геда

Сообщение Боа » 27 апр 2009, 14:11

взято из http://school4you.ru/club/article50/
-----------------------
...
Как начать домашнее обучение младших школьников?


Говорить о необходимости возрождения обряда инициации (таинство, посвящение) в жизни наших детей нужно с осторожностью. Такие обряды, типичные для первобытного общества, были связаны с жестокостью и насилием, непредставимыми и неприемлемыми в современном обществе. Это было связано с тем, что представление о зрелости человека находились в прямой зависимости от его способности переносить боль и страх, преодолевать препятствия и добиваться результата в сложных испытаниях.

Между тем, ничто не мешает нам и сегодня готовить и проводить простые и эффективные ритуалы, который на психофизическом уровне готовили бы детей к изменениям в их жизни – окончанию раннего детства и началу систематического обучения.

Первый из таких ритуалов (который условно можно назвать «Детство, прощай» может логически завершать последнее беззаботное лето ребенка и приходиться на последние числа августа, поэтому лучше всего проводить его за городом: на даче, в походе со своей семьей или, что вообще замечательно – в коллективном походе группы семей-единомышленников с детьми одного возраста. Смысл такого ритуала – подвести итог под большим периодом жизни ребенка и одновременно как бы провести смотр всем социальным, бытовым и учебным навыкам и умениям, которые он успел получить за первые 7 лет жизни.

Такой ритуал неизбежным образом будет напоминать либо старые добрые «Веселые старты», к которым мы все привыкли с пионерского детства, либо скаутские мероприятия– кому-то это может понравиться, кому-то не очень – но на самом деле, стиль и атмосфера события будет зависеть только от вашей собственной фантазии и вкуса.



Ритуал может включать в себя следующие элементы:

1. «полоса препятствий»: серия испытаний (на сообразительность, выносливость, быстроту реакции, терпение), уровень сложности которых находится на верхнем пороге возможностей ребенка ;

2. собственно «ритуал перехода»: торжественная церемония с выдачей свидетельства об окончании детства и принесением присяги ученика своим родителям как первым и главным учителям (текст присяги условный): « Обещаю прилежно учиться, быть усердным и внимательным в занятиях, терпеливым и послушным, ответственным и обязательным»;

3. праздничный обед и т.д.



Испытания для «полосы препятствий» следует выбирать самые разнообразные в соответствии с возможностями участвующих в ритуале детей: собрать и разжечь костер, приготовить какую-нибудь еду и угостить родителей, найти «клад» по карте, просидеть в неподвижности на одном месте (простоять на посту, промолчать) столько, сколько выдержишь; самостоятельно разучить песню (выучить стих) с последующим исполнением перед родителями; сложить и разложить рюкзак или палатку на время и т.д. и т.п. Понятно, что проведение такого ритуала будет невозможным, если ребенка никак до того к нему не готовили, если он не учился грамоте, организованности и самостоятельности задолго до того. В то же время, регулярное повторение такого ритуала в семейной культурной практике, участие в них (на уровне зрителей) родственников, друзей и более младших, должно существенно стимулировать детей предшкольного возраста в овладении этими первичными навыками.



Возвращение домой после проведения такого ритуала должно существенно облегчить ребенку вхождение в новый ритм жизни: благодаря такому ритуалу в его памяти должна сформироваться положительная доминанта – ощущение себя большим и взрослым, то есть – терпеливым, выносливым, умелым, ловким. Это ощущение ребенок будет стараться удержать и развивать, с энергией и готовностью отдавшись своим новым учебным обязанностям.



Следующий ритуал, который рекомендуется проводить в первых числах сентября, по возвращении в город, можно условно назвать «Здравствуй, учеба».

Такой ритуал может включать в себя следующие элементы:



- новая организация жизненного пространства ребенка: если у него есть своя комната – это может быть смена обстановки с более детской на более строгую; если своей комнаты нет, можно ограничиться покупкой рабочего стола, сортировкой игрушек и расставание с большей их частью (можно сдать их торжественно в какой-нибудь детский дом или отдать младшим родственникам, знакомым);

- совместное посещение книжного и канцелярского магазинов, где следует вдумчиво и неторопливо закупить нужные книги и учебные принадлежности;

- совместное планирование нового режима дня, с последующим изготовлением, красивым оформлением и помещением в комнате ребенка (над кроватью ребенка) на видном месте;

- краткий инструктаж по использованию учебных принадлежностей и учебников, по поддержанию порядка на рабочем столе: необходимо рассказать о всех учебных принадлежностях – зачем они нужны, как ими пользоваться, – с тем, чтобы возбудить в ребенке желание немедленно ими воспользоваться;

- проведение первого урока: наиболее ответственная часть ритуала. Цель первого урока – дать ребенку представление о том, чем урок отличается от его предыдущих учебных занятий. Для этого ребенок должен получить первую учебную задачу, требующую усердия, прилежания и терпения. Урок графики, с заполнением первых 1-2 строчек прописи лучше всего может исполнить такую роль. Задача урока – дать понять, чем учебное занятие отличается от игры, чем прилежание и усердие ученика отличаются от спонтанности и стихийности интересов дошкольника.



Все эти подготовительные действия имеют одну- цель: сделать вхождение ребенка во взрослую жизнь осознанным, добровольным и волнующим событием для всей семьи.



Как продолжить домашнее обучение младших школьников?



Всем, начинающим новую жизнь с понедельника, прекрасно известно, как сложно на практике придерживаться принятого решения. Поэтому, конечно, когда проходят праздники и наступают будни, следовать принятому решению жить не так, как раньше, оказывается куда труднее, чем до того. В первую очередь, самим взрослым – потому что спокойное вхождение ребенка в нормальный учебный ритм во многом зависит от их собственного поведения. Ребенок войдет в новый режим – если они войдут; он будет прилежно заниматься – если они не ослабят требований и внимания; и найдет все это совершенно нормальным и естественным – если они будут спокойны и уверены в том, что они все делают правильно.



Главный психологический барьер на этом этапе – это момент, когда ребенок впервые сталкивается с ситуацией, где он занимается чем-либо уже не потому, что хочет, увлечен, заинтересован – а потому что так надо. А особенно – когда он сталкивается с этой ситуацией не впервые, а раз за разом, снова и снова, и каждый раз заново должен направлять на достижение должного одним лишь усилием воли.



Сразу же хочу оговориться: такие моменты не так уж и часты на начальном этапе обучения. Многим детям вообще, скорее всего, удастся благополучно миновать их, просто «не заметив» сложностей. Я уже писала выше, что среди таких детей две трети – девочки, и одна треть – мальчики, по психологическому складу более близкие к женскому типу поведения. А вот другим детям – двум третям мальчиков и трети девочек с «мальчишеским» характером не так везет: они имеют куда более возбудимую и подвижную натуру, они более непоседливы, склонны к более частой смене впечатлений; они быстрее возбуждаются и быстрее устают. Именно таким детям свойственно «угасать», столкнувшись с первыми же трудностями, с первой же невозможностью «выйти из игры», сказав волшебные слова «чур, я в домике»! Хочешь или не хочешь, но учебное задание нужно доделать, не сейчас – так через час: дочитать предложение, дописать строчку в прописи, дорешать задачу, дорисовать рисунок…Учеба – это не игра, у нее свои правила – все делать до конца и как можно лучше. Здесь тебя уже не будут хвалить, как раньше, за любой результат, каким бы он ни был – здесь нужно стараться, трудиться, преодолевая бессилие и нежелание продолжать.



Между тем важно, конечно, не пережимать.

Первые уроки не должны продолжаться более 15-20 минут; их продолжительность и сложность должна увеличиваться постепенно, достигнув 30-минутной длины не ранее чем через месяц после начала обучения (а может и позже, в зависимости от возраста ребенка).



Между уроками нужно делать перерывы: в первые дни и недели учебы более длинные (равные или превышающие сами занятия), на более поздних этапах все более и более сокращаясь, пока, наконец (примерно в то же время, когда и сами уроки достигают 30-минутной продолжительности), не ограничиться обычной 15-минутной «переменой» между уроками, что желательно сделать не позднее, чем через полгода после начала обучения.



Если ребенок устал физически – ему можно позволить отдохнуть, расслабиться, отвлечься. Но если он просто не хочет заниматься, отвлекается, начинает по привычке играть – нужно спокойно, но настойчиво возвращать его к учебным обязанностям, напоминать, что он уже не маленький, что он давал обещание и т.д. и т.п. Ребенок должен научиться преодолевать свою усталость и периодически возникающее нежелание выполнять похожие друг на друга задания, научиться это делать самостоятельно, «на зубах», а не потому, что вокруг устраивает специальное дидактическое действо специальная «группа поддержки».



Каковы цели домашнего обучения младших школьников?



Для того, чтобы успешно организовать учебный процесс в первые годы обучения, нужно верно определить его цель.

А для этого я предлагаю еще раз обратиться к эссе Дороти Сэйерс, основоположницы обновленного классического метода обучения, «Утраченные инструменты учебы» (http://kassidi.livejournal.com/97254.html) и вспомнить, какие этапы в развитии познавательных способностей детей она выделяла.

Сэйерс выделяла три таких этапа:

- первый, грамматический период обучения, соответствующий возрасту 9-11 лет (для России– 7-11 лет): на этом этапе ребенок овладевает знаниями «пассивным» образом – через усвоение максимального объема информации и максимального количества простых навыков без подвергания критическому анализу или глубокой творческой проработки. Это возраст запоминания и повторения – именно за это его называют «попугайским»;

- второй, диалектический период обучения, 11-14 лет: на этом этапе ребенок, вступающий в подростковый возраст, начинает подвергать сомнению и переоценивать всю некритически усвоенную ранее информацию. В этом возрасте, названном Сэйерс «нахальным», естественное желание спорить, критиковать и анализировать должна быть особым образом закреплена в его учебных занятиях;

- третий, риторический период обучения, 14-18 лет: на этом этапе в молодом человеке просыпается страсть к собственным научным и творческим изысканиям: это возраст глубокого освоения предметной области или глубокого овладения искусством. В этом возрасте, именуемом Сэйерс «поэтическим», молодой человек должен быть обучен приемам самостоятельного творческого или научного поиска.



Эта периодизация позволяет организовать учебную деятельность более рациональным образом, направив большинство усилий на развитие тех способностей и выработку тех умений и навыков, которые наиболее соответствуют тому или иному этапу развития ребенка, подростка, молодого человека. При этом важным отличием от школьной программы будет то, что объем знаний на всех трех этапах обучения должен оставаться примерно одинаковым: это математика, языки, блоки естественных и гуманитарных наук. Меняются только подходы к изучению материала, но не сам материал. Ведущими инструментами учебы на первом, грамматическом этапе обучения, приходящемся в России на первые четыре года начальной школы, являются память, воля, терпение, прилежание, усидчивость, активный познавательный интерес.



Ведущими умениями и навыками являются:



В области грамматики русского и иностранного языка:

- навык чтения вслух и про себя;

- графический навык;

- навык запоминания и воспроизведения информации разной тематики и степени сложности (наизусть, близко к тексту, выборочно);

- навык выполнения грамматических упражнений: списывания, восстановления текста по фрагментам, восстановление текста по смыслу, изложения, диктанта;

- навык выполнения грамматических разборов и заданий;



В области математики и естественных наук:

- навык сложения, вычитания, умножения и деления письменно (в столбик) и в уме целых чисел (без ограничения в количестве знаков);

- навык решения задач в несколько действий и составления краткой записи по решению;

- навык решения простейших уравнений и неравенств;

- навык проведения простейших операций с дробями;

- навык измерения геометрических фигур и моделирования многоугольников;

- навык наблюдений за изменениями в природе;

- навык проведение простейших химических, физических и биологических экспериментов;


В области гуманитарных дисциплин:

- навык чтения вслух и про себя;

- навык ведения читательского дневника;

- навык запоминания и воспроизведения информации разной тематики и степени сложности (наизусть, близко к тексту, выборочно);

- навык выполнения простейших творческих заданий по заданному образцу.



В области физического развития:

- навык ежедневного выполнения комплекса физических упражнений (зарядки);

- навык правильной нагрузки определенных групп мышц

- навык комплексной координации движений, владения основами правильной связи движения и дыхания.

- навык оперативного внимания и быстрой телесной реакции



Все эти навыки приобретаются в ходе овладения инструментами учебы и, наоборот – владение инструментами учебы развивается и совершенствуется в процессе формирования вышеперечисленных навыков. Более подробно механизм формирования этих навыков будет разобран в последующих статьях, каждая из которых будет посвящена отдельному предмету (или группе предметов).



Как контролировать домашнее обучение младших школьников?



Следующий момент, на котором следует остановиться подробнее – это, конечно, контроль над учебным процессом.

В самом деле, для того, чтобы контролировать процесс, необходимо находиться «над ним», представляя себе всю картину грамматического этапа целиком, от начала и до конца. Надеюсь, мои последующие статьи помогут формированию такой картины. Что касается требований обязательной школьной программы (которые важны для прохождения последующих аттестаций), то ее содержание и методические рекомендации по освоению программой прекрасно изложены в небольшом компактном «Справочнике для начальных классов» Т. В. Шкляровой (http://www.ozon.ru/context/detail/id/126904). Более дотошным родителям можно посоветовать ознакомиться со стандартами Министерства образования по общему образованию в начальной школе (http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp), и уже потом вернуться к компактной и простой в изложении книжке Шкляровой. Руководствуясь этой книжкой, любой взрослый может самостоятельно прикинуть объем знаний, который необходимо восстановить или освежить, и своевременно подобрать в библиотеке или книжном магазине комплект методической литературы, которой сейчас огромное количество. Тем родителям, которые не уверены в собственных силах, можно посоветовать иметь под рукой книжку из серии «Готовые домашние задания» (http://market.yandex.ru/model.xml?hid=9 ... id=1289671) – исключительно для самоуспокоения и сохранения психологического равновесия.



Темп освоения школьной программы в каждой семье следует выбирать индивидуально, с учетом психофизических особенностей ребенка. Некоторые родители считают более правильным форсированное освоение стандарта общего образования в начальной школе, и дальнейшее продолжение ускоренного обучения в средней и старшей школе. Дети таких родителей могут заканчивать школу уже в 13-15 лет, чтобы затем иметь несколько лет до поступления в ВУЗ (ибо поступление в ВУЗ в столь юном возрасте – дело весьма проблематичное для родителей и травматичное для подростка) для самостоятельных занятий.



Мне лично такой подход кажется куда менее осмысленным, чем более спокойный: ребенок овладевает за год максимально широким объемом знаний, однако аттестацию сдает за текущий год, насколько бы далеко по программе он не зашел. Это имеет больший смысл постольку, поскольку реальной целью обучения является не аттестация по Госстандарту, а максимально объемное и глубокое овладение знаниями, для чего совершенно неуместны спешка и форсирование событий.



Реально при среднем темпе обучения можно овладеть за первый год обучения на порядок большим объемом знаний (в том числе и масштабе школьной программы). Однако для этого требуется оторваться от Госстандарта, и руководствоваться в обучении детей более разумными концепциями. Подробнее читайте об этом в следующих публикациях по соответствующим темам.



Как оценивать домашнее обучение?


И последний момент, на котором следует заострить внимание – оценка обучения ребенка.

Такая оценка, разумеется, требуется, однако школьные оценки в домашнем обучении непонятно, зачем нужны – хотя многие родители по инерции продолжают ими пользоваться. Очень часто от родителей домашних детей можно услышать рекомендацию о поощрении стараний ребенка при помощи конфет – когда на уровне рефлекса закрепляется связь между усилием в области обучения и сладостями. Это, разумеется, никуда не годный педагогический прием, поскольку никакая воля и никакое терпение при таком раскладе не тренируются – зато прекрасно воспитывается прагматическая установка: учиться нужно не потому, что это естественная деятельность homo sapiens, не потому, что это интересно и полезно само по себе, и не для того, чтобы стать взрослым и вырасти – а для того, чтобы получить конфетку (или карманные деньги). Считается, что такие стимулы младшие дети лучше понимают. Однако думающие таким образом принимают своих детей за умственно отсталых. Дети прекрасно понимают сверхценную мотивацию – при условии, если родители ее сами понимают. Конечно, если для самих родителей не существует никаких мотивов в их собственной деятельности, помимо материальных, то и у детей их не появится.



Как же поощрять (и порицать) детей без формирования у них условного рефлекса на позитивные или негативные стимулы? Для этого необходимо формирование у ребенка системы морально-этических представлений, которыми должен обладать человек и поощрять усилия по следованию им. Одним словом, ребенок должен старательно учиться не потому, что будет за это вознагражден, а потому что это соответствует добродетели ученика, а развитие ученической добродетели – главная задача ребенка в этом возрасте. Как я убедилась, во многих случаях достаточной наградой для ребенка является одобрение его работы родителями, достаточным наказанием – критика работы и порицание его самого за леность и несобранность. Если родители довольны – ребенок доволен, и наоборот. Разумеется, это работает лишь когда внимание и оценки родителей неподдельны – дети остро чувствуют притворство, и никакие порицания и поощрения не будут работать, когда в глубине души родители сами считают, что учеба ребенка на самом деле – нечто несущественное и неважное.



Что касается подарков, сластей, развлечений, отдыха – то они обязательно должны присутствовать в жизни ребенка без какой-либо привязки к его учебе, сами по себе, как солнечный свет или тепло. А вот отсутствие таковых следует привязывать к отсутствию прилежания и недолжному поведению, как одно из наиболее действенных наказаний.



Итак, как же следует оценивать выполненное ребенком задание? В этом возрасте для ребенка наиболее понятными категориями являются эмоциональные; поэтому, оценивая удачную работу, обязательно следует говорить ребенку, как он вас порадовал и как вы им гордитесь, а в противоположном случае – как вы огорчены и как вам стыдно за него. Разумеется, каждая оценка должна сопровождаться подробным комментарием на тему того, что было сделано правильно или неправильно, хорошо или дурно. А самым лучшим стимулом для любого ребенка, вне зависимости от того, провинился он или отличился, является пристальное внимание родителей, его близость и телесный контакт. Моя племянница, на вопрос матери о том, что, на ее взгляд, свидетельствует о любви к ней со стороны родителей, ответила так: «Очень просто: смотрите на меня! Слушайте меня! Говорите со мной!» Как видите, ни карманных денег, ни шоколада в ее ответе не фигурировало. А устами младенца, как мы знаем, глаголет истина.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Re: "Домашнее обучение детей младших школьников"Н.

Сообщение zaharur » 03 янв 2011, 22:10

Цитата из вышеприведённой статьи "Домашнее обучение детей младших школьников" Н. Геда:
-----------------------
"Говорить о необходимости возрождения обряда инициации (таинство, посвящение) в жизни наших детей нужно с осторожностью. Такие обряды, типичные для первобытного общества, были связаны с жестокостью и насилием, непредставимыми и неприемлемыми в современном обществе...
Между тем, ничто не мешает нам и сегодня готовить и проводить простые и эффективные ритуалы, который на психофизическом уровне готовили бы детей к изменениям в их жизни – окончанию раннего детства и началу систематического обучения.

Первый из таких ритуалов (который условно можно назвать «Детство, прощай» может логически завершать последнее беззаботное лето ребенка и приходиться на последние числа августа..."



Какое это страшное, демоническое слово - инициация. Обряд лишения ребёнка детства - естественной среды его бытия. Но даже закоренелым язычникам не приходило на ум творить этот "простой и эффективный ритуал" в 6 - 7-летнем возрасте. Они хотя бы оставляли ребёнку возможность жить безо всяких "инициаций" до 11 - 15 лет. Даже в их непросвещённые умы не приходила крамольная и изуверская мысль готовить ребёнка к окончанию детства тогда, когда оно едва началось.

Зачем говорить о том, что "обряды, типичные для первобытного общества, были связаны с жестокостью и насилием, непредставимыми и неприемлемыми в современном обществе", ежели на самом деле, ничего, в сущности не поменялось. Прав был Екклесиаст, сказавший:
"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас".(Библия, Еккл.1:9,10)
Прав он, ибо всю ту же самую "жестокость и насилие" мы видим и сейчас, только это сместило акценты своего воздействия со сферы физической на сферу ментальную, и, даже шире: "психофизическую", а грубые варварские инструменты поменялись на более утончённые - "гуманные", "цивилизованные", созданные, дескать, во благо самого же человека.
Отнимем у ребёнка его "калейдоскоп" во имя (конечно же!) его собственного будущего блага, разрушим нежный цветок его сознания своим ментальным насилием, именуемым "образованием", украдём у него (потихонечку, осторожненько, как бы играя) его радужные росинки и перламутровые стёклышки!

Мальчик мой милый в коротких штанишках!
Я ухожу, а ты остаешься.
И будут твердить тебе устно и в книжках,
Что ты перестройки всемирной добьешься.
Что ты полетишь на другие планеты,
Поставишь на службу расщепленный атом,
У космоса новые вырвешь секреты
И сделаешь мир бесконечно богатым.
Что ты чудодействием техники брызнешь
На все, что подвержено Смерти и Горю,
И люди придут к ослепительной жизни
Не где-то, когда-то, а близко и вскоре.
Мой милый, мой бедный доверчивый мальчик,
Все это - игрушки, твое обольщенье.
Чем дольше играешь, тем дальше и дальше
Отводится миг твоего просветленья.
Но смерть приведет этот час за собою.
Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,
Что целую жизнь ты бессмысленно строил
Удобное кресло к финалу спектакля.
Что путь твой был предков извечной тропинкой,
Что двигался, дедов своих не догнав ты,
Хотя они шли в большинстве по старинке,
А ты пролетел в корабле астронавта.
И вот уже Смерти всеобщие двери!
Войдешь в них и ты со всемирным теченьем,
И скажешь: - Зачем я, зачем я не верил,
Что жизнь - это к Вечности приготовленье.
Зачем не собрал я богатство другое -
Сокровища сердца! Они б не иссякли,
Ведь целую жизнь ты бессмысленно строил
Удобное кресло к финалу спектакля.

/А. Солодовников, 1960-е гг./
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.


Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron