Статья "Обойдемся без школы"

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

Статья "Обойдемся без школы"

Сообщение Strix » 21 дек 2008, 15:00

Обойдемся без школы

Елена Щербинина

Опубликовано в журнале "Обучение в России" № 7 октябрь 2002.

Всю статью читать здесь:

http://aboutstudy.ru/magazine2/arhiv/07/65.shtml

Мне в этой статье нравится мысль о том, что школа не дает возможности СОтрудничества между детьми, воспитывает исключительно состязательные отношения.

В школе не поощряется умение работать в команде. Все эти деления на отряды или группы фальшивы, поскольку они инициируются преподавателями и не дают возможности самостоятельно ставить какие-либо задачи.

Если классный руководитель разобьет детей на группы, чтобы произвести уборку в кабинете, это вряд ли выработает в учениках навык труда в команде.

Столкнувшиеся с неинтересной, навязанной задачей не заинтересованы в качестве решения. А ведь умение работать в команде - основа основ большинства видов профессиональной деятельности. И процесс обучения ребенка должен это умение развивать.

В обычной школе детей учат соревноваться. Однако условия соревнования задаются совершенно противоестественные. Например, ребенок должен выучить параграф лучше своих одноклассников, ребенка отчитывают, если он не смог решить задачу и т.п.

Ребенку не дают важнейшего социального навыка: соревноваться с собой вчерашним. "Я сделал лучше, чем вчера, - я молодец. И не важно, что успели мои одноклассники и чего ждет от меня учитель". Такое соревнование, обнажающее слабые места каждого, провоцирует вечное чувство недовольства собой.

Именно здесь коренятся причины того, что взрослые вполне успешные люди не могут преодолеть языкового барьера или считают себя неспособными к каким-либо наукам. :!:
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 21 дек 2008, 15:09

Еще цитата из статьи про извечную тему социализации обучающихся дома детей:

Семейное образование ограждает ребенка от воздействия вредных стереотипов. Но ведь надо же предложить и позитив!

Как правило, семьи выходят из положения, собираясь в центры или группы, где на равных занимаются дети разных возрастов вместе со взрослыми. Там дети учатся выполнять роли ведущих, ведомых, учеников, инструкторов и так далее. Семьи-единомышленники, как правило, вместе отдыхают, ходят в походы, занимаются спортом. Таким образом, их детям обеспечено более чем полноценное общение.

К тому же у детей, которые не обременены школой, остается больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия. Там они тоже набираются социального опыта, который, в отличие от школьного, имеет много общего с реальными взаимоотношениями во взрослом коллективе.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Ирина » 21 дек 2008, 15:55

Как правило, семьи выходят из положения, собираясь в центры или группы, где на равных занимаются дети разных возрастов вместе со взрослыми. Там дети учатся выполнять роли ведущих, ведомых, учеников, инструкторов и так далее. Семьи-единомышленники, как правило, вместе отдыхают, ходят в походы, занимаются спортом.


С этим, думаю, большая проблема. Домообучающиеся, расскажите, как у вас с этим.
У меня 10-летний сын много общается со своими сверстниками - во время уроков (если посчитать переменя и ту часть уроков, которая к общению располагает) 1,5 часа и после уроков 2часа (это футбол на школьном дворе, лазание по деревьям, совместное рукоделие и выполнение д/з, просто прогулки по улице за территорией школы). Это всё общение без взрослых. Я считаю, что взрослеющему ребёнку необходимо время для общения без взрослых.
Найти домоубучающихся ровесников в таком количестве в моем околотке невозможно. Пока невозможно. Так что ходим тусоваться в школу.
Аватара пользователя
Ирина
хранитель
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 16:34
Откуда: Москва

Сообщение Ирина » 21 дек 2008, 16:17

Мне в этой статье нравится мысль о том, что школа не дает возможности СОтрудничества между детьми, воспитывает исключительно состязательные отношения.


Надо отметить не школа как таковая, как институт, а большинство российских школ (конкретные случаи реализации этого института). Вспомним школы Макаренко, Сухомлинского, Щетинина и много других школ, где сотрудничество было и есть. Я вот точно могу сказать, что в нашей школе оно есть. У нас в пятницу дети концерт давали, так без повода, просто показать чему научились. Девочки 4 класса играли в шесть рук на фортепиано - сами выбрали пьесу, сами репетировали, договаривались. И таких примеров сотрудничества у нас много.
Имхо, в самой Школе есть потенциал сотрудничества, не столько, сколько в реальной жизни, но есть. И проблема в том, что в школах большинство работников этот потенциал НЕ УМЕЕТ использовать.
Аватара пользователя
Ирина
хранитель
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 16:34
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 21 дек 2008, 18:11

мои дети не очень нуждаются в большом количестве общения, как я посмотрю. Есть возможность общаться на кружках (10-12 час. в неделю), никто этого там не запрещает, но как я вижу мои не слишком-то сильно этим пользуются. Вероятно, потому что они - погодки и вдвоем имеют много общих, совместных интересов.

Еще круг друзей - это дети моих знакомых и подруг. Тут дружить конечно интереснее - можно и в лес, в поход вместе съездить, и в музей сходить, а потом долго вместе на улице и дома беситься, но сильно расширять "этот сектор", увеличивать частоту общения они не хотят, спрашивала.

Соседи во дворе - отдельная тема, очень интересная. Это дети из "самой большой приемной семьи в Питере" :grin: и (обоюдная) польза от дружбы с ними очевидна. Но общих интересов мало, крайне мало, и дружба потихоньку сходит на нет :(

Я не знаю, может быть небольшая необходимость в общении это наследственно... :D Нам всем дома свойственна эдакая самодостаточность. А может быть и стеснительность, но порываться ее преодолеть у них нет желания, как я посмотрю. Может быть подрастут, больше будет нужна компания. Возможность (например, в организациях дополнительного образования) есть.

А как вы, домобучающиеся коллеги, общаетесь с внешним миром?
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Ирина » 21 дек 2008, 18:14

Strix писал(а):мои дети не очень нуждаются в большом количестве общения


Да, все люди разные.
Аватара пользователя
Ирина
хранитель
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 16:34
Откуда: Москва


Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron