Карл Роджерс. О книге "Свобода учиться"
Добавлено: 10 мар 2010, 19:16
О Карле Роджерсе
Биография: http://rogers.hpsy.ru/biography.php
Рецензия на книгу "Свобода учиться"
http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886142.htm
ПРЕДИСЛОВИЕ к книге "Свобода учиться"
Роджерс Н.
Мой отец, Карл Роджерс, — один из основателей гуманистической психологии — совершил тихую революцию в области консультирования и психотерапии: он создал клиентоцентрированный подход, широко распространившийся как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Внешне непритязательный и небрежно одетый, Карл зачастую поражал людей своей способностью слушать и действительно слышать не только слова, но и эмоциональные состояния людей. Превыше всего он ставил ценность и достоинство каждого человека и верил, что люди способны к самоуправлению, если им предоставлены надлежащие условия. После многих лет тщательных исследований он доказал, что в условиях безопасной, поддерживающей среды каждый человек (в том числе и ребенок!) может пройти по пути самооткрытия, самооценивания и самоуправляемого учения. Он детально описал процесс создания этой безопасной среды. Исходная предпосылка такова: если мы (учителя, родители или консультанты) заботливы и искренни, эмпатичны и конгруэнтны по отношению к другим людям (нашим ученикам, детям или клиентам), то мы оказываем благотворное влияние на их личностный рост и развитие способности к учению. Звучит очень просто. Но в действительности это не так. Данная книга посвящена раскрытию и разъяснению принципов и методов Карла Роджерса.
В ранний период профессиональной деятельности Карл работал исключительно внутри психотерапевтической сферы, но вскоре он сам и его коллеги поняли, что открытые ими психологические истины приложимы и к другим областям — таким, как обучение, организационное развитие и разрешение конфликтов. Первое издание его книги «Свобода учиться» и ее второе издание «Свобода учиться. 80-е годы» пролили яркий свет на довольно унылую педагогическую сферу. Все это оказало поддержку учителям, верящим в гуманистические ценности, и вдохновило инновационную реформу в учебных заведениях. Однако со временем слишком многие люди, определяющие образовательную политику, отказались от идеи вовлечения каждого учащегося в поиск его собственных интересов и повернули назад — к учению, предписанному и организованному извне. Этот консервативный откат вернул в наши школы косное содержание и ригидные методы обучения.
Я, как и Карл, убеждена, что будущее нашей нации (а в действительности — всей планеты) зависит от сохранения творческой жизненной силы в каждом без исключения ребенке. Как учителя и родители мы держим в руках этот нежный бутон творчества. Его легко смять и погубить. Я часто слышу от моих собственных клиентов и учащихся такие высказывания: «Моему учителю не нравится то, что я пишу, поэтому я перестал писать»; «Я должна была усвоить кучу сведений, никак не касающихся моей жизни, поэтому я просто отключила голову»; «Учительница по ИЗО поставила мне три с минусом, поэтому я бросил занятия рисованием».
Нам нужна молодежь, которая может творчески мыслить и действовать, ценит человеческую жизнь, способна принимать обдуманные решения, умеет общаться и вести переговоры, а не только сражаться. Мы как блюстители этих ценностей отвечаем за создание учебной среды, благоприятной для развития свободы и ответственности.
Если вы любите детей, радуетесь их любознательности, верите в их способность учиться и расти вне зависимости от происхождения и хотите открыть новые пути для их развития, то вы найдете эту книгу ценной и обогащающей вас.
Если вы учитель, школьный администратор, родитель или просто молодой взрослый, заинтересованный в полноценной образовательной системе, то эта книга взволнует вас. Я рекомендую прочитать эту книгу старшеклассникам и учащимся колледжей, потому что в ней есть именно то, что им следует знать прежде всего, если они отстаивают свои права на творческую учебную обстановку. Я верю в молодежь. Мой собственный опыт с тремя моими дочерьми и четырьмя внучками (правнучками Карла) постоянно напоминает мне о все возрастающей способности наших детей превосходить нас в оригинальности и творческой конструктивности мыслей и действий. Но чтобы создать тот сад, в котором будут расцветать такие дети, нужны особые наставники — фасилитаторы учения.
Возможно, читателю будет интересно узнать, какое образование дали Карл и Хэлен Роджерс мне и моему брату Дэвиду. Я предлагаю вам несколько зарисовок, которые показывают, как мои родители ценили то, что называлось тогда «прогрессивным образованием», и иллюстрируют мой собственный опыт в качестве учащейся. Эти зарисовки могут пролить некоторый свет на тот тип учебного опыта, который остается на всю жизнь'.
√ Я знаю из собственного опыта, что спонтанность и самовыражение воспитываются в преисполненной любви, безоценочной и поощряющей среде. В школе Харлей (Рочестер, штат Нью-Йорк) мне была предоставлена такая образовательная возможность. В годы Великой депрессии родители едва сводили концы с концами, но их высшим приоритетом было отправить меня и моего брата Дэвида в частную «прогрессивную» школу. Классы там были маленькие, всего по 15 — 20 человек, а сами учебные занятия давали ощущение радости. В нас поддерживали любознательность и духовную свободу. Вся обстановка и в школе, и дома как бы говорила нам, что быть конформистом — последнее дело. Нас поощряли к тому, чтобы думать самостоятельно и быть для самого себя авторитетом.
В школе Харлей — с первого по шестой класс — мы очень много занимались искусством. Художественная студия представляла собой просторную, светлую и полную воздуха комнату, оборудованную гончарным кругом, мольбертами и массой всевозможных материалов. Мы могли рисовать, лепить, заниматься живописью, составлять мозаики и коллажи. Царила свобода. Я помню в частности то вдохновение, которое вызвала у меня яблоня за окном студии, усыпанная пушистыми бело-розовыми цветами. Я установила мольберт и с энтузиазмом попыталась запечатлеть эту картину. Но мне не удалось добиться желаемого эффекта, и я обратилась за помощью к учительнице. Она никогда не говорила, что я делаю что-то неправильно. Она предлагала различные способы экспериментирования при смешивании красок и методы, которые могли дать желаемые результаты. На первом месте стояли моя спонтанность и мой собственный творческий порыв. Техническая помощь шла следом, когда я в ней нуждалась и просила помочь. "Учиться по ходу дела" — такова была педагогическая философия.
Придя домой из школы, я рассказала соседским ребятам, как я пишу картину, а они в ответ рассказали мне о своих школьных занятиях изобразительным искусством. Я была сильно опечалена. Они сидели за партами, перед каждым лежал маленький лист бумаги, и им говорили, что и как рисовать. Казалось, процесс художественного творчества полностью лишен радости. Вместо нее только вопросы: «Я правильно делаю? «или «Какую отметку мне поставят?»
Когда мой отец получил должность профессора в университете штата Огайо, в городе Колумбус, мы с братом пошли в школу, где проходили практику студенты этого университета — будущие учителя. Многие молодые увлеченные студенты-педагоги опробовали там свои только что освоенные профессиональные навыки. И опять я оказалась в такой учебной обстановке, где на первом месте была свобода выбора и ответственность перед собой за свое собственное обучение. В соответствии с базовым учебным курсом требовалось, чтобы учащиеся выбрали область изучения, составили план своей учебной работы, провели необходимое исследование в качестве отдельного проекта и выступили перед классом с отчетом о проделанной работе. На каждом этапе нас приучали думать и проявлять инициативу, действовать изобретательно и творчески.
Более всего мне запомнился исследовательский проект (показывающий мой ранний интерес к процессу обучения), разработанный и реализованный мною в девятом классе. (35-страничный отчет по этому проекту я храню до сих пор.) Я сравнивала педагогические принципы и методы нескольких начальных школ. Во введении были поставлены следующие вопросы: каковы различия в философиях образования? Чем отличаются принципы и методы преподавания в традиционных и прогрессивных школах? Я намеревалась получить данные, показывающие, какой метод лучше.
Я посетила начальные школы и подробно описала различия между ними. Например: в традиционной школе парты прибиты к полу, а в прогрессивной — передвижная мебель; в традиционной школе учителя устанавливают жесткие правила и требуют единообразия, а в прогрессивной — проявляют уважение к ребенку, сначала выслушивают его и лишь затем предлагают тот или иной образ действий. В процессе наблюдений в традиционной школе я сделала такую запись: «Все выглядит так, будто за партами куклы, а не живые люди». А вот запись, касающаяся прогрессивной школы: «Во второй половине дня дети по своей собственной инициативе планировали с помощью учителя свои занятия. Я думаю, что для них это очень полезно, поскольку помогает думать об окружающем мире и его проблемах. Если бы учителя планировали за них всю их работу, то я не думаю, что они были бы такими заинтересованными в ней, какими они, по-видимому, являются. Планировать, как ты собираешься разузнать то, что ты хочешь, — и радость, и половина знания».
В сопроводительном комментарии для директора школы моя учительница написала: «Натали указала своим юным пальчиком (мне было тринадцать лет) на некоторые моменты, которых многие взрослые — даже студенты-педагоги — зачастую не замечают... Я думаю, что это хороший пример неограниченных возможностей, присущих учебному процессу, руководимому и направляемому самим ребенком».
В этой работе я неоднократно отмечала различия между учебным процессом в гитлеровской Германии и учебным процессом в демократическом обществе — уже тогда я была глубоко озабочена политическими потрясениями в Европе. Мое политическое сознание складывалось во времена возникновения третьего рейха.
Философия и ценности образовательной системы, в которой я воспитывалась, способствовали творчеству. Я в свою очередь использовала эти ценности, чтобы создать подобное окружение для других людей. Данная философия включает в себя: стимулирование любознательности и экспериментирования; ценность индивидуальной свободы и ответственности; поддержку и конструктивную критику вместо оценивания и отметок; приоритет ценности процесса творчества над его продуктом; стремление следовать своим собственным интересам, а не целям, задаваемым учителем; уважение к внутренней правде каждого индивида.
Американцы склонны думать, что все сделанное ранее устарело. Однако, на мой взгляд, эксперименты в области образования выявили принципы учения, которые верны и сейчас. Мудрость и методы Карла Роджерса чрезвычайно нужны сегодня!
Когда поступило предложение о переиздании «Свободы учиться», я сомневалась, что кто-либо сможет улучшить работу Карла. Однако д-р Джером Фрейберг — великолепный преподаватель и фасилитатор, преданный делу обучения детей и подростков (особенно тех, кто был обделен образовательной системой), — внес в книгу интереснейшие дополнительные источники и документы, придавшие ей новое звучание. Это третье издание вдохновит как учителей, так и других работников школы.
Джерри затратил почти три года на то, чтобы отразить в книге практические наработки 25 лет, прошедших с момента первого издания «Свободы учиться». Путешествуя по всей стране, он беседовал с учениками школ, в которых ведется обучение человекоцентрированного типа. На основе этих бесед появилась новая первая глава книги — «Почему дети любят школу?» Опрос учителей и школьных администраторов, строящих свою деятельность вокруг потребностей и запросов учащегося, завершился написанием другой важной новой главы — «Администраторы-фасилитаторы».
Попытка глобального контроля, предпринимаемая в настоящее время, основана на ложном убеждении, что это улучшит работу школы. Однако контролируемые и чрезмерно регулируемые школы создают среду учения, которая подавляет учащихся и наполняет их жизнь всевозможными страхами. Учителя, имеющие ограниченный опыт рабо- ты в демократических классах и школах, часто спрашивают: «Что происходит с дисциплиной, когда вы предоставляете учащимся свободу?» Чтобы ответить на этот важный вопрос, Фрейберг написал главу «Есть ли дисциплина в человекоцентрированных классах?»
Двадцать лет исследований в области человекоцентрированного обучения суммированы в главе «Исследования в области человекоцентрированного обучения». Двадцатипятилетний опыт работы Фрейберга в разных школах наглядно отражен в идеях и примерах из практики, представленных в главе «Пути, ведущие к свободе». Последние две главы: «Школа в человекоцентрированной перспективе» и «Некоторые размышления» — помогут каждому из нас понять свою роль в поддержании здоровой и заботливой учебной среды для всех детей.
Третье издание книги соответствует ценностям и стилю Карла Роджерса. Я знаю, отец был бы доволен тем, что его мысли продолжают развиваться. И в свои 85 лет он был открыт новым перспективам и новым способам восприятия и мышления. Он никогда не хотел, чтобы ученики и последователи превратили его идеи в косную догму, он надеялся, что люди возьмут его знания и разовьют их дальше. Это издание «Свободы учиться» ведет нас вперед — к целям человекоцентрированного обучения.
Натали Роджерс,
д-р философии, автор книг
«Emerging Woman: А Decade of Midlife Transitions» (1980)
и «The Creative Connection: Expressive Arts as Healing» (1993).
Август 1993 г., Санта-Роза, Калифорния
' Эти зарисовки взяты из книги: Positive Regard: Carl Rogers and the Notables Не Inspired / Ed. by Melvin Suhd. Palo Alto, СА: Science & Behavior Books, 1994.
Перевод с английского А.Б.Орлова
Биография: http://rogers.hpsy.ru/biography.php
Рецензия на книгу "Свобода учиться"
http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886142.htm
ПРЕДИСЛОВИЕ к книге "Свобода учиться"
Роджерс Н.
Мой отец, Карл Роджерс, — один из основателей гуманистической психологии — совершил тихую революцию в области консультирования и психотерапии: он создал клиентоцентрированный подход, широко распространившийся как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Внешне непритязательный и небрежно одетый, Карл зачастую поражал людей своей способностью слушать и действительно слышать не только слова, но и эмоциональные состояния людей. Превыше всего он ставил ценность и достоинство каждого человека и верил, что люди способны к самоуправлению, если им предоставлены надлежащие условия. После многих лет тщательных исследований он доказал, что в условиях безопасной, поддерживающей среды каждый человек (в том числе и ребенок!) может пройти по пути самооткрытия, самооценивания и самоуправляемого учения. Он детально описал процесс создания этой безопасной среды. Исходная предпосылка такова: если мы (учителя, родители или консультанты) заботливы и искренни, эмпатичны и конгруэнтны по отношению к другим людям (нашим ученикам, детям или клиентам), то мы оказываем благотворное влияние на их личностный рост и развитие способности к учению. Звучит очень просто. Но в действительности это не так. Данная книга посвящена раскрытию и разъяснению принципов и методов Карла Роджерса.
В ранний период профессиональной деятельности Карл работал исключительно внутри психотерапевтической сферы, но вскоре он сам и его коллеги поняли, что открытые ими психологические истины приложимы и к другим областям — таким, как обучение, организационное развитие и разрешение конфликтов. Первое издание его книги «Свобода учиться» и ее второе издание «Свобода учиться. 80-е годы» пролили яркий свет на довольно унылую педагогическую сферу. Все это оказало поддержку учителям, верящим в гуманистические ценности, и вдохновило инновационную реформу в учебных заведениях. Однако со временем слишком многие люди, определяющие образовательную политику, отказались от идеи вовлечения каждого учащегося в поиск его собственных интересов и повернули назад — к учению, предписанному и организованному извне. Этот консервативный откат вернул в наши школы косное содержание и ригидные методы обучения.
Я, как и Карл, убеждена, что будущее нашей нации (а в действительности — всей планеты) зависит от сохранения творческой жизненной силы в каждом без исключения ребенке. Как учителя и родители мы держим в руках этот нежный бутон творчества. Его легко смять и погубить. Я часто слышу от моих собственных клиентов и учащихся такие высказывания: «Моему учителю не нравится то, что я пишу, поэтому я перестал писать»; «Я должна была усвоить кучу сведений, никак не касающихся моей жизни, поэтому я просто отключила голову»; «Учительница по ИЗО поставила мне три с минусом, поэтому я бросил занятия рисованием».
Нам нужна молодежь, которая может творчески мыслить и действовать, ценит человеческую жизнь, способна принимать обдуманные решения, умеет общаться и вести переговоры, а не только сражаться. Мы как блюстители этих ценностей отвечаем за создание учебной среды, благоприятной для развития свободы и ответственности.
Если вы любите детей, радуетесь их любознательности, верите в их способность учиться и расти вне зависимости от происхождения и хотите открыть новые пути для их развития, то вы найдете эту книгу ценной и обогащающей вас.
Если вы учитель, школьный администратор, родитель или просто молодой взрослый, заинтересованный в полноценной образовательной системе, то эта книга взволнует вас. Я рекомендую прочитать эту книгу старшеклассникам и учащимся колледжей, потому что в ней есть именно то, что им следует знать прежде всего, если они отстаивают свои права на творческую учебную обстановку. Я верю в молодежь. Мой собственный опыт с тремя моими дочерьми и четырьмя внучками (правнучками Карла) постоянно напоминает мне о все возрастающей способности наших детей превосходить нас в оригинальности и творческой конструктивности мыслей и действий. Но чтобы создать тот сад, в котором будут расцветать такие дети, нужны особые наставники — фасилитаторы учения.
Возможно, читателю будет интересно узнать, какое образование дали Карл и Хэлен Роджерс мне и моему брату Дэвиду. Я предлагаю вам несколько зарисовок, которые показывают, как мои родители ценили то, что называлось тогда «прогрессивным образованием», и иллюстрируют мой собственный опыт в качестве учащейся. Эти зарисовки могут пролить некоторый свет на тот тип учебного опыта, который остается на всю жизнь'.
√ Я знаю из собственного опыта, что спонтанность и самовыражение воспитываются в преисполненной любви, безоценочной и поощряющей среде. В школе Харлей (Рочестер, штат Нью-Йорк) мне была предоставлена такая образовательная возможность. В годы Великой депрессии родители едва сводили концы с концами, но их высшим приоритетом было отправить меня и моего брата Дэвида в частную «прогрессивную» школу. Классы там были маленькие, всего по 15 — 20 человек, а сами учебные занятия давали ощущение радости. В нас поддерживали любознательность и духовную свободу. Вся обстановка и в школе, и дома как бы говорила нам, что быть конформистом — последнее дело. Нас поощряли к тому, чтобы думать самостоятельно и быть для самого себя авторитетом.
В школе Харлей — с первого по шестой класс — мы очень много занимались искусством. Художественная студия представляла собой просторную, светлую и полную воздуха комнату, оборудованную гончарным кругом, мольбертами и массой всевозможных материалов. Мы могли рисовать, лепить, заниматься живописью, составлять мозаики и коллажи. Царила свобода. Я помню в частности то вдохновение, которое вызвала у меня яблоня за окном студии, усыпанная пушистыми бело-розовыми цветами. Я установила мольберт и с энтузиазмом попыталась запечатлеть эту картину. Но мне не удалось добиться желаемого эффекта, и я обратилась за помощью к учительнице. Она никогда не говорила, что я делаю что-то неправильно. Она предлагала различные способы экспериментирования при смешивании красок и методы, которые могли дать желаемые результаты. На первом месте стояли моя спонтанность и мой собственный творческий порыв. Техническая помощь шла следом, когда я в ней нуждалась и просила помочь. "Учиться по ходу дела" — такова была педагогическая философия.
Придя домой из школы, я рассказала соседским ребятам, как я пишу картину, а они в ответ рассказали мне о своих школьных занятиях изобразительным искусством. Я была сильно опечалена. Они сидели за партами, перед каждым лежал маленький лист бумаги, и им говорили, что и как рисовать. Казалось, процесс художественного творчества полностью лишен радости. Вместо нее только вопросы: «Я правильно делаю? «или «Какую отметку мне поставят?»
Когда мой отец получил должность профессора в университете штата Огайо, в городе Колумбус, мы с братом пошли в школу, где проходили практику студенты этого университета — будущие учителя. Многие молодые увлеченные студенты-педагоги опробовали там свои только что освоенные профессиональные навыки. И опять я оказалась в такой учебной обстановке, где на первом месте была свобода выбора и ответственность перед собой за свое собственное обучение. В соответствии с базовым учебным курсом требовалось, чтобы учащиеся выбрали область изучения, составили план своей учебной работы, провели необходимое исследование в качестве отдельного проекта и выступили перед классом с отчетом о проделанной работе. На каждом этапе нас приучали думать и проявлять инициативу, действовать изобретательно и творчески.
Более всего мне запомнился исследовательский проект (показывающий мой ранний интерес к процессу обучения), разработанный и реализованный мною в девятом классе. (35-страничный отчет по этому проекту я храню до сих пор.) Я сравнивала педагогические принципы и методы нескольких начальных школ. Во введении были поставлены следующие вопросы: каковы различия в философиях образования? Чем отличаются принципы и методы преподавания в традиционных и прогрессивных школах? Я намеревалась получить данные, показывающие, какой метод лучше.
Я посетила начальные школы и подробно описала различия между ними. Например: в традиционной школе парты прибиты к полу, а в прогрессивной — передвижная мебель; в традиционной школе учителя устанавливают жесткие правила и требуют единообразия, а в прогрессивной — проявляют уважение к ребенку, сначала выслушивают его и лишь затем предлагают тот или иной образ действий. В процессе наблюдений в традиционной школе я сделала такую запись: «Все выглядит так, будто за партами куклы, а не живые люди». А вот запись, касающаяся прогрессивной школы: «Во второй половине дня дети по своей собственной инициативе планировали с помощью учителя свои занятия. Я думаю, что для них это очень полезно, поскольку помогает думать об окружающем мире и его проблемах. Если бы учителя планировали за них всю их работу, то я не думаю, что они были бы такими заинтересованными в ней, какими они, по-видимому, являются. Планировать, как ты собираешься разузнать то, что ты хочешь, — и радость, и половина знания».
В сопроводительном комментарии для директора школы моя учительница написала: «Натали указала своим юным пальчиком (мне было тринадцать лет) на некоторые моменты, которых многие взрослые — даже студенты-педагоги — зачастую не замечают... Я думаю, что это хороший пример неограниченных возможностей, присущих учебному процессу, руководимому и направляемому самим ребенком».
В этой работе я неоднократно отмечала различия между учебным процессом в гитлеровской Германии и учебным процессом в демократическом обществе — уже тогда я была глубоко озабочена политическими потрясениями в Европе. Мое политическое сознание складывалось во времена возникновения третьего рейха.
Философия и ценности образовательной системы, в которой я воспитывалась, способствовали творчеству. Я в свою очередь использовала эти ценности, чтобы создать подобное окружение для других людей. Данная философия включает в себя: стимулирование любознательности и экспериментирования; ценность индивидуальной свободы и ответственности; поддержку и конструктивную критику вместо оценивания и отметок; приоритет ценности процесса творчества над его продуктом; стремление следовать своим собственным интересам, а не целям, задаваемым учителем; уважение к внутренней правде каждого индивида.
Американцы склонны думать, что все сделанное ранее устарело. Однако, на мой взгляд, эксперименты в области образования выявили принципы учения, которые верны и сейчас. Мудрость и методы Карла Роджерса чрезвычайно нужны сегодня!
Когда поступило предложение о переиздании «Свободы учиться», я сомневалась, что кто-либо сможет улучшить работу Карла. Однако д-р Джером Фрейберг — великолепный преподаватель и фасилитатор, преданный делу обучения детей и подростков (особенно тех, кто был обделен образовательной системой), — внес в книгу интереснейшие дополнительные источники и документы, придавшие ей новое звучание. Это третье издание вдохновит как учителей, так и других работников школы.
Джерри затратил почти три года на то, чтобы отразить в книге практические наработки 25 лет, прошедших с момента первого издания «Свободы учиться». Путешествуя по всей стране, он беседовал с учениками школ, в которых ведется обучение человекоцентрированного типа. На основе этих бесед появилась новая первая глава книги — «Почему дети любят школу?» Опрос учителей и школьных администраторов, строящих свою деятельность вокруг потребностей и запросов учащегося, завершился написанием другой важной новой главы — «Администраторы-фасилитаторы».
Попытка глобального контроля, предпринимаемая в настоящее время, основана на ложном убеждении, что это улучшит работу школы. Однако контролируемые и чрезмерно регулируемые школы создают среду учения, которая подавляет учащихся и наполняет их жизнь всевозможными страхами. Учителя, имеющие ограниченный опыт рабо- ты в демократических классах и школах, часто спрашивают: «Что происходит с дисциплиной, когда вы предоставляете учащимся свободу?» Чтобы ответить на этот важный вопрос, Фрейберг написал главу «Есть ли дисциплина в человекоцентрированных классах?»
Двадцать лет исследований в области человекоцентрированного обучения суммированы в главе «Исследования в области человекоцентрированного обучения». Двадцатипятилетний опыт работы Фрейберга в разных школах наглядно отражен в идеях и примерах из практики, представленных в главе «Пути, ведущие к свободе». Последние две главы: «Школа в человекоцентрированной перспективе» и «Некоторые размышления» — помогут каждому из нас понять свою роль в поддержании здоровой и заботливой учебной среды для всех детей.
Третье издание книги соответствует ценностям и стилю Карла Роджерса. Я знаю, отец был бы доволен тем, что его мысли продолжают развиваться. И в свои 85 лет он был открыт новым перспективам и новым способам восприятия и мышления. Он никогда не хотел, чтобы ученики и последователи превратили его идеи в косную догму, он надеялся, что люди возьмут его знания и разовьют их дальше. Это издание «Свободы учиться» ведет нас вперед — к целям человекоцентрированного обучения.
Натали Роджерс,
д-р философии, автор книг
«Emerging Woman: А Decade of Midlife Transitions» (1980)
и «The Creative Connection: Expressive Arts as Healing» (1993).
Август 1993 г., Санта-Роза, Калифорния
' Эти зарисовки взяты из книги: Positive Regard: Carl Rogers and the Notables Не Inspired / Ed. by Melvin Suhd. Palo Alto, СА: Science & Behavior Books, 1994.
Перевод с английского А.Б.Орлова