Интервью с Александром Мильцовым (ака drugnaroda@rlj) о свободном образовании.
Образование, которое получает моя 8-летняя дочка Люба, по-английски называется «Unschooling» и его можно перевести как «Свободное образование» .
Люба избавлена от необходимости посещения школы, с ее дисциплиной, незнакомыми, не всегда дружелюбными людьми. Она учится в подходящем для себя ритме и сама выбирает интересные ей предметы.
«Свободное образование» - это гораздо более редкое явление, чем Домашнее или Частное образование - две другие альтернативы бесплатному государственному образованию.
Вполне объяснимо, что в разных странах к «Свободному образованию» относятся по-разному.
Уж слишком неожиданными могут оказаться последствия появления в обществе значительного числа граждан, не знакомых со школьной дисциплиной
...
Мы сейчас живем в районе West Chester county в Пенсильвании . По отношению к другими сельскими американскими районами, у нас много людей, дающих своим детям домашнее образование. Это очень разношерстная публика. Собственно, существует много причин, почему люди решают заняться домашним обучением своих детей: кого-то не устраивает уровень образования, кому-то не нравится как организован процесс преподавания, есть достаточно много семей не готовых обучать своих детей в государственных школах из-за своих религиозных убеждений
...
По статистике дети, получившие домашнее образование, на вступительных экзаменах в ВУЗы набирают больше баллов, чем выпускники католических школ, а те, в свою очередь, показывают в среднем лучшие результаты, чем дети из муниципальных школ.
...
Частная школа воспроизводит те же формы подавления, что и государственная. Их структуры похожи, но смещены акценты. В частной школе готовят элиту. В государственной школе – прислугу. Сейчас, может быть, все не так очевидно, социальный отношения усложнились, наступила постэкономика, то есть рабочий класс переехал в Юго-Восточную Азию, а массы офисных работников продают друг другу сервисы, но сама суть не изменилась.
После частной школы дети поступают в 20-ку элитных университетов. А там заводят полезные знакомства и готовятся руководить массами офисных работников. Россия движется в том же направлении. Но если выбирать глобально -- кем ты хочешь быть: рабом или рабовладельцем, то уж лучше рабовладельцем. Хотя и от тех, и от других, честно говоря, тошнит.
...
Мы же не занимаемся натаскиванием или скачками с барьерами. Не заставляем нашего ребенка делать то, что ей не хочется. Благодаря этому у нее естественный интерес к обучению. У Любы нет навязанного графика занятий: она сама выбирает чем ей заниматься, самое главное -- у нее есть тяга к знаниям, ей всё интересно. Это и есть "unschooling", то есть "нешколение", если переводить буквально, или "свободное образование", если переводить красиво.
читать полностью: http://nikadubrovsky.livejournal.com/442302.html