Я хочу рассказать о том, как мои дети учатся в вальдорфской школе. Мы ушли туда, проучившись 2 года в обычной неплохой школе. Имхо, у валтдорфской школы 4 отличия: 1) нет оценок, 2) маленькие классы, 3) сотрудничество с родителями, 4) более гуманная и жизнеориентированная программа.
Привожу выдержки из моего ЖЖ, начала я писать о школе в мае этого года, продолжение следует.
23 мая 2008 Свободное образование в рамках школы.
Вот и прошел первый учебный год моего сына в вальдофской школе (3-ий класс).
Когда мы уходили из прежней школы, я уже стояла на позициях свободного образования - учиться, чему хочется, как хочется, где хочется и с кем хочется. Я понимала, что полной реализации принципов такого образования ни в одной школе мы не получим, но выхода не было. И мы пошли в вальдорф.
Что же нам удалось.
"Учиться, чему хочется" - Вполне удалось. Денис хотел заниматься математикой, немножко письмом, совсем чуть-чуть чтением - он это и получил (его устремления совпали с программой нашей школы). Его увлекло хорошо поставленное в вальдорфе рукоделие и музыка (флейта). Английский был отстойным и тратить время на него мы не стали - под разными предлогами прогуливали. Немецкий поначалу увлек, после Нового года уровень преподавания снизился и мы почти перестали ходить. Эвретмия тоже не пошла. В общем, прогуливали много и, в принципе, всегда нам удавалось выкручиваться (в отличии от прежней школы). Прогуленное время уроков посвящали тому, к чему был интерес - а был он в этом году к ж/д транспорту: мы посетили все музеи и выставочные центры не по одному разу, поездили по всем типам метро (монорельс, легкое, открытое) и электрички; записались в библиотеку (РГДБ), чтобы брать книги о ж/д; облазили сайты увлеченных ж/д моделированием; купили немецкую модель ж/д и сын на ней отрабатывал усвоенные теоретические знания; освоил игру Locomotion.
"Учиться, как хочется" - Тоже вполне, хотя многое можно было сделать лучше. Такого отвращения к выполнению домашних заданий как в прежней школе не было. Часто домашние задания вызывали у него неподдельное воодушевление и интерес. Предпоследняя эпоха, например, была посвящена строительству - класс строил домик на участке школы: они сами выполняли все строительные работы (очищали бревна, пилили, красили, копали, прибивали и т.п.). В качестве домашнего задания в эту эпоху было написание заметок о работе: что делали, какое впечатление - писал с удовольствием, получился такой репортаж. Самый важный момент домашних и вообще заданий в вальдорфе - отсутствие оценок.
"Учиться, с кем хочется" - Проблемно. С одной стороны, уметь строить отношения даже с неприятным тебе человеком - это важное умение, путь к человечности. С другой, в большом классе (17 человек) разные образовательные мотивации, учителю приходится лавировать и на этом теряется очень много времени. Но всё равно оцениваю как "хорошо", потому что сдружился со многими, во многих нравственнотренирующих ситуациях побывал. Опять же отсутствие оценок приводит к тому, что нет деления на двоечников-середнячков-отличников. Хотя они прекрасно видят, кто выдается способностями, но нет зависти, а гордость за однокашника.
"Учиться, где хочется" - Плохо. Мало было выхода за стены школы. Приходилось организовывать это самой: музеи, библиотека, галереи, автосалоны, вокзалы, банки, почта (брала с собой, куда могла). Увы, в этом году не удалось сходить на производства - в следующем надо обязательно попасть на фабрики/заводы.
Tags: вальдорфская школа, свободное образование
29 мая 2008 Мое первое родительское собрание. Да, первое, несмотря на 3 года учебы сына в школе. Потому что настоящее. В классе и школе возникла проблема. И мы, родители, сами, собрались и стали решать её. Был и треп, и эмоции, и пафос, и актерство - но было и реальное обсуждение, и нахождение общего знаменателя, и рефлексия, и метарефлексия, и решение, и конкретные действия.
Это так чудесно влиять на действительность в том ключе, в котором твоя совесть считает правильным.
5 сентября 2008 Кто свободнее? Эпоха в 4-ом классе, где учится сын, посвящена 4-м царствам - минералам, растениям, животным, человеку. На дом задали ответить на вопрос "У кого больше свободы?"
Сын говорит, что у животных. Любой лось может перебежать из одной страны в другую, а человек нет - без загранпаспорта. Так и написал. Потом спрашиваю, ну как, обсудили. Ага, говорит. Оказывается, не один он так думает. Проблему зависимости свободы от загранпаспорта и денег высказало несколько человек. Отличная эпоха!
А ещё был вопрос "Чем тело животного отличается от тела человека?". Одна девочка сказала, что у животных могут быть только карие глаза. Ей стали возражать: а вот у моей кошки, а у моей черепахи.... Она послушала и сказала: "Ну хорошо, я ошиблась." Отличная эпоха!
9 сентября 2008 Первый класс.
Мой средний сын пошёл в первый класс вальдорфской частной школы. Пока у них 1 урок, который начинается в 9 и заканчивается в 11. Для далекоживущих возвращаться домой смысла нет - родители сидят в школе и ждут конца урока. Так вот наши мамочки очень приятно проводят это время - приносят сладости и распивают чай в школьной столовой, общаются. Хорошо, когда школа открыта и для родителей! А в некоторых школах, я знаю, родителей вообще не пускают на порог.
18 сентября 2008 Рукодельные посиделки в нашей школе. Я как-то писала, что мамы первоклашек, чтобы скоротать время в ожидании своих детей, гоняют чаи в школьной столовой. Бездельничать надоело )) Теперь мы занялись рукоделием - шьем мягкие игрушки (коров, быков, телят) из фетра и набиваем непряженой шерстью. Мы их на рождественской ярмарке в декабре продавать будем.
С каким количеством я интересных людей познакомилась!
20 сентября Мы сегодня ударно поработали.
Сегодня в нашей школе был объявлен субботник. Не то чтобы объявлен; о необходимости его мы, родители, решили сами на общешкольном собрании 11 сентября - так что это не было спущенной сверху принудиловкой. Тема - приведение в порядок футбольного поля.
Зазывали пап, т.к. много "силовой" работы. Пришло человек 20 пап. Неплохая явка для школы, где 95 учеников (и папа, наверное, не у всех или, наоборот, где один папа на 3 учеников). Ну и мамы с детьми, конечно, пришли. Мы лично всей семьей пришли (с 4 детьми) - а так бы прогуляли бессмысленно на дворовой площадке.
Поле привели в порядок - по крайней мере, на нём теперь можно безопасно играть.
Эх, жаль, что мы не смогли остаться на обед, который приготовили для трудящихся.
27 октября 2008 Приглашаю на праздник в нашу школу.
31 октября у нашей школы юбилей.
Приглашаем всех. Вход свободный.
Приходите! Вас ждут общение, встречи со старыми и новыми друзьями, шутки, вкусное угощение и много еще интересных и веселых забав.
17.00 – Начало, фильм о школе, мини-концерт (участвуют ученики, учителя, родители)
17.30 – мастер–классы: эвритмия, физические опыты, живопись и рисование, музыка, рукоделие; открытие двух кафе: 8-9 класс – Пушкинское (в помещении столовой) и 6-7 класс – Средневековое (в помещении 6 класса); ярмарка сувениров с символикой школы
19.00 – Спектакль учителей и родителей, вручение номинаций
20.00 или 20.30 – народные танцы с Антоном
http://www.grainway.ru/
17 ноября Дети виноваты. У нас в школе с вакансией учителя английского проблема - не идёт народ на эту вакансию. Вот в середине октября пришла учительница. Как раз дали ей 1-ый и 4-ый классы, где мои сыновья учатся. Дети на уроках вели себя так - шумели, болтали друг с другом и смеялись, баловались. Учительница даже из класса выходила в сердцах. Провела она 2 урока и ушла, похоже навсегда. Знаете, как мои пацаны и другие дети отвечают для себя на вопрос, почему она ушла? Мы виноваты, говорят, мы плохо себя вели.
Ух, и много же мне пришлось сказать, чтобы объяснить им, в чём на самом деле была проблема.
Мне любопытно - кто привил им это чувство вины? или это их собственные разумения? И как же быстро смогли попасть первоклашки под такие школьные стереотипы!
28 ноября 2008 Дети изучают математику. Старший учится в четвёртом классе. Вчера начали изучать дроби. С восторгом рассказывает, что они делили торт, а потом за завтраком его съели. "Мама, мне досталось три двадцатых!" ))
28 ноября 2008 Наша одноклассница ушла из школы.
Из первого класса, где учится Семён. Причина - мало нагружают.
А мы именно из-за этого пришли в эту школу.
28 ноября 2008 Наша новая учительница.
У Дениса (4-ый класс) новая учительница.
Чтобы наладить отношения, мы решили собираться каждый вторник (родители, дети, учительница) и готовиться к рождественской ярмарке. Один раз уже собирались. Как было здорово!
В ожидании родителей дети сделали домашнюю работу. Я пришла пораньше и мне удалось понаблюдать за этим неформальным коллективным действом. Отлично! Кто-то писал на доске, все вместе они обсуждали ошибки и ход решения, кто-то признавался, что что-то не понял, и ему всё толково объясняли. И без какого-либо руководства взрослых.
Потом пришла учительница и научила взрослых шить ангелов, а пацанов плести фенечки. Все так увлеченно рукодельничали, что не заметили, как прошёл час. Потом подошли родители, которые после работы, и мы стали пить чай. Перед чаем две девочки, которые ходят заниматься флейтой, дали нам мини-концерт (учитель подыгрывал на гитаре).
После чая было свободное общение родителей, а дети играли на улице в снежки и даже успели устроить снежный бой с подростками из соседних домов, которые традиционно собираются по вечерам на территории нашей школы.
29 ноября 2008 У нас сегодня в школе был праздник фонариков.
Вот как это было.
Накануне дети делали фонарики. Из бумаги, формата А3; каким-то чудным образом складывали, разукрашивали, промасливали, прикрепляли внутрь свечу и приделывали связанный вручную шнурок. Очень красиво, у некоторых просто волшебно!
Сегодня мы собрались в школе в 16-00, когда у же начало темнеть. Света нигде не включали. Всюду в школе горели свечи (старшекласники следили за пожаробезопасностью). Все классы собрались в зале. Втрой класс показал маленький спектакль про гномов, потом учительница рассказала очень интересную историю про девочку с астмой - всё это в темноте, при ствете в свечей. Потом все оделись, зажгли свои фонари и вышли на улицу. Всей толпой, с горящими фонарями обошли школу - мне это напомнило демонстрации, в которых я учавствовала в детстве. В конце повесили фонарики на ветки и угостились хлебом, который накануне испёк на уроке четвёртый класс. Было весело и красиво. Отлично погуляли н свежем воздухе и пообщались с приятными людьми. Семьи приходили в полном сборе - пап и младших детей увидели.
11 декабря 2008 Заветная мечта. У Семёна вчера вдруг заболела нога. В школу не пошли. Сегодня утром спрашиваю, болит ли. Отвечает, капельку. Спрашиваю, в школу хочешь идти. Он говорит (дословно): "Мама, заветная мечта любого ребёнка - не пойти в школу". Пришлось исполнить заветную мечту.
14 декабря 2008 Как идёт экономическое образование в нашей школе. А вот так, на практике.
В субботу в нашей школе прошла рождественская ярмарка. Дети, родители и учителя устраивали мастер-классы и кафе, показывали спектакли, торговали собственными поделками.
В течение 3 часов Денис (4 класс) с приятелями стояли за прилавком и продавали изделия, которые они изготовили на уроках рукоделия и которые мы, родители, сшили на вторничных рукодельных посиделках. Эти три часа вызвали у мальчишек бурю энтузиазма и оказались настоящей школой бизнеса. Они ломали голову над ценообразованием, придумывали рекламные ходы, быстренько внедрили систему скидок и многое другое. Денис рассказывает, что хотел цапнуть десятку из кассы, но его товарищ не дал ему сделать это - ну чем не практика партнёрства ))
Ребёнок мой надеялся, что их класс займёт первое место по выручке. Какова же была его досада, когда он узнал, что Наташа Жиркова (я как-то писла, что мамы из 1 и 3 класса, пока ждут детей, шьют игрушки) заработала 30000 рублей - явный лидер! Расстроился, имел со мной беседу - я ему объяснила, в чём секрет успеха Наташи. В итоге, он решил готовиться к следующей ярмарке прямо сейчас - сегодня целый день вырезает витражи, плетёт жгуты (они, говорит, хорошо продавались). Выдала ему специальный контейнер. Ходит к папе маркетинговать - мол, папа, за сколько бы ты это купил.
Продолжение следует... Читайте комменты к этим постам - там тоже много интересного
http://irina-medvedeva.livejournal.com/ ... 0%BB%D0%B0