"4 года на домашнем обучении: итоги" ЖЖ busy-bee70

Обсуждаем темы образования, свободного образования, хоумскулинг, анскулинг и что это такое, свободные авторские школы нового поколения, наши проблемы и успехи в выборе способа обучения, образования и т.д. Здесь можно пофилософствовать и помечтать.

Модераторы: Боа, Admin, Strix

"4 года на домашнем обучении: итоги" ЖЖ busy-bee70

Сообщение Strix » 22 апр 2010, 07:46

4 года на домашнем обучении: итоги

Apr. 20th, 2010

http://busy-bee70.livejournal.com/

Старший ребенок окончательно и бесповоротно решил ходить в школу, очень серьезно готовится к вступительным экзаменам, поэтому, наверное, уже можно делать какие-то выводы, насколько домашнее образование в начальной школе было правильным решением.

Как мы вообще к этому пришли? В 6 лет Настя была более, чем готова к школе - уже самостоятельно и бегло читала книги, всякие Игралочки и Ступеньки Петерсон прорешала еще в 5 лет, писала уже почти без ошибок. Было понятно, что первый класс ей ничего в плане развития не даст. Но при этом на всех кружках она требовала, чтобы я сидела за дверью, очень неохотно со мной расставалась и в школу совершенно не хотела. С учетом того, что мне нужно регулярно будить-одевать-тащить с собой 4-х летнего тогда Даню, перспектива грядущей школы совершенно не вдохновляла никого в семье. Решили отдать в 7 лет сразу во второй класс, и все школы, куда я обращалась, с радостью готовы были Настю взять.

Тем летом мы поехали к бабушке с дедушкой в Америку на лето, там познакомились с семьей хоумскулеров. Любознательные, непосредственные, очень открытые и умненькие дети произвели очень приятное впечатление, а стереотип "домашний ребенок - асоциальное неадаптированное к жизни в обществе полуграмотное несчастное создание" был вдребезги разрушен. Эти трое детей жили куда более насыщенной и интересной жизнью, чем все мои знакомые школьники.

В общем, насчет первого класса решение принять было совершенно несложно, а насчет дальнейшей школы мне начали крепко думать. Довольно сильным аргументом был рассказ однокурсника мужа, преподававшего тогда в Berkeley. "Самые интересные, творческие, свободные от шаблонного мышления наши абитуриенты - хоумскулеры". Стали читать Холта, Иллича, съездили посмотреть на школу Sudbury Valley, которая устроена примерно так же, как Школа Самоопределения в Москве . Убежденность в правильности нашего решения росла с каждым днем. Теперь я была совершенно не уверена, что хочу отдавать ребенка во второй класс.

Весь следующий год мы решили посвятить тем интересным делам, на которые не хватало бы ни времени, ни сил, если бы Настя все-таки пошла в школу во 2 класс. Много, очень много читали, ездили в музеи каждую неделю - в будни это сплошное удовольствие, разгуливать по пустым залам, спокойно что-то рассматривать и зарисовывать. Ходили на кружки - Настя занималась в хоровой студии, ходила на курсы английского, в бассейн и на танцы, на бисероплетение, рисование и училась играть на фортепиано у частного преподавателя. Она встречала с работы папу, которого иначе не видела бы в будни вообще (он приходит около 9 часов) и с утра до обеда играла с братом (я думаю, их удивительно близкие отношения сложились именно в тот год, они были просто неразлучны - даже на все кружки я Даньку таскала с собой). Часами гуляла и общалась с подружками - у нас всегда было время подстроиться под чей-то график, детей не ждали ни уроки, ни ранний подъем.

Никакого специального внимания учебной деятельности я решила не уделять. Читала Настя и так много и хорошо, излагала красноречиво, окружающий мир мы изучали на практике и по интересным "живым книгам". Русским языком Настя отказалась заниматься категорически:" Я буду учиться писать сразу, не по прописям - когда буду готова." Писала она более, чем грамотно соответственно возрасту, и я оставила ее в покое - почти на год. А математикой мы занимались, да - но не счетом в пределах десятка, а нестандартными, логическими задачками (ну и програмные учебники, конечно, просматривали и решали 3-4 самых сложных номера из каждого урока Петерсон и Гейдман). Настя не всегда хотела заниматься, конечно, поэтому я устраивала всевозможные "танцы с бубнами", стараясь делать наши занятия как можно более разнообразными, непохожими и интересными.

В сентябре следующего года Настя, посмотрев на подружек с рюкзаками и цветами, заявила, что тоже хочет пенал, портфель, ну и школу можно, тоже. Попробовали. Нашли школу с экспериментальной методикой Эльконина-Давыдова, где знания не выдаются в готовом виде, как аксиома - ребенок в любой деятельности является экспериментатором и приходит к собственному выводу. Школа оказалась очень демократичной, мне были симпатичны их наработки и идеи, особенно интересно преподавалась литература и окружающий мир. Но в середине второго месяца Настя начала скучать и киснуть - потому что она усваивала программу в 2-3 раза быстрее большинства детей в классе ( у нее очень хорошая память), и очень много времени просто слушала уже хорошо знакомое ей, не открывая ничего нового. А большая внешкольная загрузка (она не готова была бросить ни один из кружков) не давала ей возможности учиться в своем темпе - читать и решать дополнительно. Кроме того, она все еще очень скучала по мне и брату за те 6 часов, что мы не виделись. Поэтому через две недели мы оформили в этой школе экстернат и продолжили домашнее образование.

Весь второй и третий класс Настя училась дома. Было по-разному - и периоды очень большого интереса к учебе, когда она двигалась вперед гигантскими скачками, и периоды "стагнации", когда она хотела только читать про Винкс и играть на компьютере или балбеситься с Даней, а я впадала в отчаяние. К счастью, последние были крайне кратковременны - я поняла, что это было необходимо ей для того, чтобы усвоить то колоссальное количество информации, которое она получала. Давление в данном случае приводило только к ее слезам, моему раздражению и дальнейшему обоюдному нежеланию сотрудничать. Для себя я решила, что удачным с этим ребенком может быть в первые годы обучения только вариант, где я направляю и предлагаю, а не навязываю.

Вот с письмом как получилось. С 6 до 7,5 где-то я несколько раз пробовала подойти к ней с попытками научить писать в прописях. Это был натуральный кошмар, буквы получались ужасно, ребенок пыхтел над этим бессмысленным с ее точки зрения занятием по полчаса над одной строкой. А в 7,5 (она уже хорошо и много читала к тому времени) я еще раз показала, как пишутся буквы. Она села и за минуту написала сама целое предложение. Вот так, вдруг. Почерк теперь у нее весьма и весьма приличный, и пишет она очень быстро (в хоровой студии они конспектируют лекции по муз. литературе, пришлось научиться). А сами правила русского языка Настя в основном между делом выучила, просто задавая по ходу чтения вопросы, почему пишется так или иначе. Ну и последние три месяца этого года я раза 3 в неделю занималась с ней более-менее регулярно по часу - диктанты, вступительные тесты по русскому. Точно помню, что неделю-две потратила на объяснение падежей, склонений и спряжений. Результат - Настя написала вступительную работу по русскому в желаемую школу на 17 баллов из 20, потратив за 4 года на русский язык раз в 10 меньше времени, чем могла бы в школе. 4 класс практически закончила на отлично, сохранив интерес ко всем изученным предметам.

С математикой было по-другому. Несмотря на то, что Настя всегда любила решать интересные задачки, здесь приходилось иногда настаивать на ежедневных (или через день) занятиях. Потому что в отсутствие практики она быстро забывала, например, как складывать в столбик или переводить в разные единицы меры длины или массы. Тоже приходилось постоянно выбирать разные интересные задания из всевозможных сборников и интернета, потому что типовые она отказывалась решать. В третьем классе она пошла заниматься в математический кружок к очень хорошему преподавателю, где отзанималась год. В тот же год у нас появился младенец, и весь третий и большую часть четвертого класса Настя работала сама, обращаясь ко мне лишь за проверкой или объяснениями очень сложных моментов.

Меня часто спрашивают, как мне удалось заставить заниматься дома такого маленького и несознательного ребенка, ведь в 7-8 лет внутренней мотивации нет еще, а внешнюю - оценки, аттестацию - мы не использовали. Да, конечно, далеко не всегда Настя хотела бы заниматься - она и сейчас в половине случаев предпочтет валяться на диване с книгой или мастерить что-то. Но у нас постоянно звучала тема о необходимости хорошего образования - для того, чтобы заниматься в будущем любым интересным делом по выбору, обсуждали, для каких профессий что нужно знать. В какие-то моменты я чувствовала, что навязывать именно сейчас математику или английский - неподходящий вариант, и вопрос ставился шире. О том, чтобы вот прямо сейчас закончить рисовать или смотреть фильм и пойти заняться ЛЮБОЙ умственной деятельностью - чтением познавательной литературы, решением задачек, опытами из Юного Химика и пр. - на ее выбор. Такой подход почти всегда воспринимался на "ура", именно так у меня пока учится Даня. Ему почти 8 лет, а он еще не умеет писать в прописях и учебник по математике видел всего раз 5 - когда Настя играла с ним в школу. При этом он в этом году уже дважды занимал призовые места на математических олимпиадах и планирует ходить на химический и биологический кружки с 5 классом в следующем году.

В общем, все больше убеждаюсь в том, насколько преувеличена значимость начальной школы. В большинстве случаев ребенок выучит все это сам, при наличии сколько-нибудь развивающей среды (другой случай, конечно, если он целый день за ТВ или компьютером). Но сколько нервов с обеих сторон, сил и времени можно сэкономить и как много полезного и интересного можно сделать вместо школы...

Хорошая средняя и старшая школа, на мой взгляд, нужна. Во-первых, многие дети в этом возрасте уже очень нуждаются в ежедневном и продолжительном пребывании в коллективе сверстников (я это заметила очень в этом году по своей отнюдь не сверхэкстравертной дочке), во-вторых, хороший педагог, влюбленный в свой предмет может очень помочь ребенку разобраться со своими интересами и будущим выбором профессии. Как найти такую хорошую школу - это уже совсем другой вопрос.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Вернуться в Мнения и опыт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron