"До свиданья, первый класс!"статья о Яне Зиниград

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

"До свиданья, первый класс!"статья о Яне Зиниград

Сообщение Strix » 07 янв 2009, 14:58

"До свиданья, первый класс!"

МАМА школьника /Выпуск №65/19.11.2006



Сегодня мы поговорим о “ненормальных” родителях. Не формальных, не соответствующих нормам и предписаниям, не желающих перекладывать воспитание и образование своих детей на чужие плечи, пусть даже на такие могучие, как плечи государственной образовательной системы

Отзвенел первый звонок, детишки сели за парты, мамы, папы и бабушки удовлетворенно вздохнули – в мире воцарился порядок. И снова по утрам слышится знакомое: «Мам, я в школу не пойду! Не хочу, не будууууу! А почему надо обязательно алгебру? А зачем мне физика – я же буду балериной!» Каждый нормальный родитель, особенно советской закалки, знает наизусть нелогичные и притянутые за уши ответы на все эти детские «почему?» Балерине физика необходима – как иначе стоять на одной ноге и не падать, алгебра нужна абсолютно всем – в первую очередь художникам и музыкантам, а в школу не хочется – так это нормально. Никому не хочется. Знания получать, подумаешь какое удовольствие! Надо – и все тут. А надо ли?


Ненормальные родители


Сегодня мы поговорим о «ненормальных» родителях. Не формальных, не соответствующих нормам и предписаниям, не желающих перекладывать воспитание и образование своих детей на чужие плечи, пусть даже на такие могучие, как плечи государственной образовательной системы. Получать знания бок о бок с тридцатью такими же мальчишками и девчонками, выходить к доске, зубрить стихотворение к празднику, писать и красить «не вылезая за линии» – это ли образование? Когда-то, будучи студенткой первого курса архитектурного факультета, я спросила декана: «Как я могу проектировать больницу, ничего не зная о проектировании? Я даже масштабную линейку пока не понимаю…» И получила предельно ясный ответ: «Сходи в больницу, в две, три – посмотри, осмотрись. Проанализируй, сделай выводы, научись и сделай по-другому!» На том же мудром принципе строится и система домашнего образования, точнее – самого подхода к детскому воспитанию: смотри, спрашивай, анализируй и учись. Не спи за партой, не считай минуты до конца урока, не делай домашние задания ради учителя - интересуйся и познавай!

А теперь позвольте вам представить: Яна Зиниград, мать пятерых (почти уже шестерых) детей двенадцати, десяти, семи, четырех и двух лет. Приехала в Израиль 15 лет назад, после нескольких курсов Свердловской медицинской академии. Вышла замуж, родила дочь Дору…

- В пять лет Доре пришло время отправляться ее в «обязательную» подготовительную группу детсада. Ей понравилось в садике – много игр, детей, книжек. Только одного она не могла понять: почему там нужно оставаться без папы с мамой. Да и нам это было непонятно и неприятно, тем более что интуитивно я не соглашалась со многими детсадовскими воспитательными методами. Спустя несколько дней нам объяснили, что оставаться с девочкой в саду больше нельзя, сказали «Идите домой!» Мы и пошли. Вместе с Дорой. И больше не вернулись.

Яна и Саша Зиниград воспитывают детей дома. Папа Саша ходит на работу, мама Яна несет свою смену, оставаясь с детьми. Для пятерых Зиниградов-младших первое сентября – всего лишь дата в календаре. В этой семье день начинается без будильника, школьных звонков, перемен и пропусков по болезни. Чем занимаются целый день пятеро здоровых, любознательных детей и их мама? Попробуем последовательно ответить на типичные вопросы скептиков и маловеров.


Целый день дома - и не сойти с ума?!


Начнем с того, что для Яны и ее единомышленников общение с детьми – удовольствие. Не просто «дежурные» разговоры за обедом или перед сном, а полноценное общение. С утра до вечера. И необязательно общение словесное.

- На разговоры как таковые времени нет, - поясняет Яна. – Разговариваем обо всем по ходу дела или в поездках. Мы много ездим «на уроки» – по всей стране. Каждый сам находит свое место в семейной мозаике, но не бездельничает у нас никто. Вот что интересно – за самым маленьким обычно ухаживают не старшие, а «предыдущие» по возрасту дети, они его понимают лучше и точнее определяют, что малышу нужно. По собственному опыту, что ли? Я не обслуживаю детей, мы все делаем вместе – они видят нас с мужем и перенимают пример.

Давайте признаем честно: мы не оставляем своих детей дома не только потому, что необходимо зарабатывать себе на жизнь, и не потому, что детям нужны рамки и полезно привыкать к расписанию. В большинстве случаев наши дети идут в садик, ясли, школу просто оттого, что мы понятия не имеем - что с ними делать дома. Нам скучно, мы устали. Кому-то необходима карьера, работа, разнообразная динамичная жизнь, для некоторых работа – вид побега из дому, от проблем, от нервов, глажки, стирки и уборки…

Чем можно занять ребенка целый день? Для родителей, воспитывающих детей дома, это не самоцель. Яна считает, что нет никакой необходимости специально занимать, веселить и развивать ребенка:

- Ребенок рождается абсолютно самодостаточным, с задатками всего необходимого. Я понимаю развитие как развязывание узла – нужно только дать ребенку возможность развернуться, найти себя. Мы ведь не тянем ростки из земли, чтобы быстрее росли. Мы только создаем им благоприятные условия для развития – и они растут. Само по себе слово образование – понятие в некотором роде насильственное. Навязывание образа. Я не верю, что можно кого-то образовать. Тем более ребенка. Можно дать ему возможность стать тем, кем он предназначен по природе своей, нужно лишь узнать, что его интересует. Моя дочь хотела научиться играть на скрипке. Понятия не имею,откуда это у нее, у нас с мужем нет никаких музыкальных задатков. Целый год искали учительницу, и не просто «училку музыки», а человека думающего, с нестандартным подходом к детям. Все это время девочка терпеливо ждала. И сегодня это не прошло, не надоело, она играет на скрипке с удовольствием и увлеченно.

Родители «домашних» детей (а таких семей немало в Израиле) – люди очень разные. Религиозные и светские, выходцы из Англии, США, Аргентины, коренные израильтяне и наши бывшие соотечественники. Их объединяет не собственническое желание держать детей как можно дольше «у маминой юбки», а уважительное, внимательное отношение к детям, к их потребностям и индивидуальным особенностям.

- В отличие от нас, взрослых, - говорит Яна, – ребенок никогда не просит того, что ему не нужно. Это нам хочется всякого, иногда абсолютно лишнего… Если ребенок что-то просит, спрашивает, интересуется – значит ему это нужно. Однажды я попыталась научить трехлетнего малыша лепить зайца. «Смотри – это головка, это уши, это лапки!» Малыш слепил кубик и на вопрос «А где лапки?» гордо ответил: «Это велосипед. У велосипеда нет лапков!» Можно ли спорить с детским воображением, с детской логикой и любопытством? Можно смять кубик и все-таки научить малыша лепить зайца. Вот только нужно ли? И будет ли польза от этого зайца?


Мы в ответе за тех, кого обучили


И все-таки, как быть с реальностью? Детям нужны базовые элементарные знания, общение со сверстниками, возможно, когда-нибудь они захотят получить “конвенциональное” образование. Можно ли обойтись без навыков формальной учебы?

Старшая дочь Яны решила пойти на компьютерные курсы при Ариэльском университете. Ей понравилось. Кто-то спросил, не возникло ли проблем с английским? Все-таки девочка не изучала язык в школе… Но проблем не возникло. Английского языка девочка не знает. Поэтому и проблемой его не считает – просто надо его выучить. В принципе, дети уверены в том, что могут все, пока мы, взрослые, не убеждаем их в обратном. Нужен английский для знакомства с компьютером? Выучим. Нужна информатика? Познакомимся. Это не самоцель, лишь средство достижения чего-то интересного, что хочется знать.

- Хвалить за что-то я не считаю необходимым, хотя ничего плохого в этом нет, - говорит Яна. – Для ребенка важен сам факт – у него что-то получилось! Какая похвала может сравниться с успехом, достигнутым собственными силами… Общение? Этим мои дети как раз не обделены, хотя и не ограничены рамками класса или постоянной группы. Я как раз не понимаю, когда школьники успевают общаться, знакомиться с новыми людьми.

Дора, Мара, Эстер, Иосиф и Моше общаются с такими же, как они сами, «домашними» детьми, много ездят с родителями по стране, знакомятся с новыми интересными людьми.

- Мы не стараемся научить их чему-нибудь, лишь успеваем отвечать на все вопросы – для этого наших знаний пока хватает. Когда оказывается мало, открываем книги, гуляем по интернету, источников информации хоть отбавляй! Главное чтобы было интересно. Когда-нибудь, если они захотят, смогут сдать экзамен на аттестат зрелости экстерном и поступить в университет. Наши бабушка и дедушка преподают в университете, и хотя поначалу им было трудно принять и понять идею домашнего образования, со временем они вникли. Тем более что многие абитуриенты приходят к академическому образованию после 12-ти классов школы с такими знаниями, точнее – с полным отсутствием оных, что хочется спросить – где они были все эти 12 лет?

Что касается общения, Яна считает, что самая главная человеческая наука – это умение понимать, глубоко чувствовать другого человека. Этому нельзя научить в школе, этому дети учатся сами и глядя на родителей.


«Домашние дети» и министерство


Трудно предположить, что в стране с обязательным образованием «домашних детей» оставили бы в покое.

- Раньше было проще, - рассказывает Яна. – Родители составляли программу образования на дому, благо существовал статус-кво по этому вопросу, утверждали ее, беседовали с социальными работниками, и на этом заканчивалось наше «узаконивание». Хотя угроз и запугиваний со стороны образовательной системы хватало всегда. В последние годы вдруг потребовали приводить детей на какие-то тесты, собеседования без участия родителей. С таким подходом мы никак не можем согласиться. Во-первых, собеседование без участия родителей подразумевает, что родителям не доверяют - и мы никак не можем объяснить это нашим детям. Во-вторых, сама идея тестирования и выставления оценок (хуже-лучше) противоречит нашему представлению о воспитании, тем более когда речь идет о «внешнем» тестировании. Мы не считаем нужным подвергать детей такому стрессу, и потому довольно большая группа родителей-единомышленников при поддержке юристов старается сейчас изменить законодательство о домашнем образовании в Кнессете.


И все-таки она вертится!

Домашнее образование не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США – Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн - получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной и юридической сфере. Однако до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться – приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезло изучение религии, начали учить детей дома. Сегодня домашнее образование широко распространено не только в США, но и в других западных странах, в частности в Израиле. Организации, как таковой, в нашей стране не существует. Все строится на отношениях между людьми. Действует довольно большое количество групп поддержки, которые регулярно проводят встречи родителей и детей в разных районах страны. Причем люди самые разные: молодые родители и родители со стажем, религиозные и откровенно нерелигиозные семьи, правые и левые и т.д. То, что объединяет всех - это определенное отношение к детям, к людям вообще, все остальные аспекты жизни, как правило, остаются за бортом. Семьи поддерживают тесную связь друг с другом, вместе путешествуют, организуют кружки, гуляют и отмечают праздники. Сами «уроки» в каждой семье разрабатываются индивидуально, в соответствии с интересами и наклонностями детей. В большинстве этих семей отцы отправляются работу, а мамы остаются с детьми. Что не мешает семьям проводить все свободное время вместе.

- Я не понимаю необходимости принуждать ребенка, не говоря уж о физических наказаниях, - заявила одна из «домашних» мам. – Ребенок верит мне, его жизненный опыт показывает, что я не вру. Но право ребенка - проверить на собственном опыте или найти свое решение проблемы. Моя роль заключается в том, чтобы уберечь от опасности, насколько это возможно, быть рядом, когда ему это необходимо, дать почву, удобрить ее, полить водой, дать точку опоры – и пусть мой ребенок перевернет мир!

За кем будущее – за школьными классами или домашними занятиями? Ответа на этот вопрос в ближайшие годы не предвидится. Приверженцы домашнего образования не занимаются миссионерством и никого не агитируют. Они лишь советуют прислушиваться к собственным детям, почувствовать их нужды и решать, отправлять ли малыша в школу, садик или брать на себя ответственность за его образование.

Зоя БЕЛИНСКАЯ


Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 07 янв 2009, 15:07

а ссилочку можно? Или это весь текст?
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 07 янв 2009, 15:11

это весь текст, а ссылочку уже потеряла - пока копировала, свет вырубили... :lol:
Сейчас найдем.
нет, не найдем. :? Не ищет его Гугль...
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Юлия » 07 янв 2009, 20:46

Яна - удивительный человек. И большая поддержка лично для меня. 8)
В одном из номеров журнала "Домашний ребенок" будет ее статья.
Юлия
продвинутый участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 09:03
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 08 янв 2009, 17:41

я тоже уже год как ее читаю в ЖЖ, а статью увидела в первый раз.

вот еще из ЖЖ Яны, все видели, но чтобы компактно, скопирую сюда. Её всегда интересно читать :) Такой был пост (ответы на вопросы) о школе и родителях:

Яна Зиниград.

Читать все: http://yana-zinigrad.livejournal.com/178615.html
______

1. Дети все разные, так же как и взрослые.

Но. Школа (я уже не говорю про садик и ясли) не подходит никакому ребёнку, так же как никакому взрослому не подходит тюрьма или дом престарелых.

Пребывание во всех этих учреждениях по самой сути неестественно для человека. Человек оказывается изолированным от настоящей жизни. У него создаётся совершенно неверная модель мира и отношений между людьми.

2. Плохая школа и плохие родители - это разные вещи.
Родители - это самые близкие ребёнку люди, которые должны передать ему свой опыт, как положительный, так и отрицательный. Постоянный контакт с родителями очень важен для детей. По большому счёту, родитель не может быть "плохой", он нужен ребёнку именно такой, какой он есть.

Школа - это сборище случайных взрослых и детей, которые вынуждены проводить вместе бОльшую часть дня. При этом ни для тех, ни для других пребывание в рамках школы не является свободным выбором.
Я подчёркиваю: не только дети не переступают порог школы добровольно. Люди, называемые учителями, как правило, идут работать в школу не от хорошей жизни. (Чтобы понять это, достаточно подумать о проходном балле в педвузы, самом низком из существующих, и об условиях работы школьных учителей.)

3. Про опыт. Вопрос: любой ли опыт нужен ребёнку и вообще человеку?
Например, почему бы родителям не предложить ребёнку попробовать наркотики? Возможно, они ему понравятся.
Или попрыгать с парашютом. Нужен каждому человеку этот опыт?

При этом, опыт жизни с родителями, общения с братьями-сёстрами, на мой взгляд, в современном обществе практически отсутствует. В лучшем случае, семья проводит вместе выходные дни.
Родители и дети просто не представляют, что можно делать вместе. Наглядный пример: мающиеся от безделья и скуки дети в каникулы.

Тут важно добавить: что пребывание вместе имеет большое значение не только для детей (как это принято считать), но и для родителей. Детский взгляд на вещи - это хороший критерий происходящего.

4. Теперь о равенстве и братстве.

Возможно, равные условия для образования - это идеал социалистического общества. Но даже при существовании Советского Союза все школы не были одиннаковыми. Я, например, училась в элитной спецшколе "с преподаванием ряда предметов на английском языке", а Саша отсидел 10 лет в самой обычной районой школе. И рассказы наши о школе сильно отличаются. Со мной учились дети всяких шишек, а с ним - дети рабочих и алкашей.

Для развития классового снобизма школа даёт плодородную почву. С детства люди привыкают оценивать друг друга не по способностям и человеческим качествам, а по модному прикиду, крутому пелефону, и большой груди.

И в заключение. Школы были созданы, чтобы "построить" детей крестьян, переселившихся в города, и подготовить их для работы на заводах. Школы были призваны победить массовую безграмотность и научить людей работать от звонка до звонка. Я думаю, что со своей задачей они справились. В современном обществе нет людей, не умеющих читать и писать. Работать по чужому приказанию все тоже научились.

Теперь перед нами стоят другие задачи. Школа потеряла свою значимость. В современном обществе она играет роль няньки для детей работающих родителей. Люди, всерьёз заботящиеся о хорошем образовании для своих детей, не возлагают больших надежд на школу, а пользуются услугами репетиторов и платных курсов. Дети в поисках знаний обращаются к интернету.

На мой взгляд, нам стоит переключить внимание на решение реальных проблем и перестать повторять одну и ту же нелепую фразу: "Как же ребёнок научится читать и писать, если он не будет ходить в школу!?" Пусть мне скажут: как же ребёнок может НЕ научиться читать и писать в современном мире!? Положа руку на сердце, давайте признаемся самим себе: наши дети намного опережают нас, самостоятельно овладевая компьютерными премудростями и многими другими необходимыми им знаниями и умениями.

Я верю, что эра господства школ подходит к концу. Я думаю, что люди найдут другие пути для получения знаний. Я уверена, что будущее человечества за семьёй, и от того, насколько крепкими и здоровыми будут внутрисемейные отношения зависит прогресс во всех областях человеческой деятельности.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Strix » 15 янв 2009, 00:15

еще раз, если можно, процитирую Яну.
Я это делаю на тот случай, если вы еще не внесли ее в список своих друзей в ЖЖ... :grin:


Я увлеклась сейчас изучением жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. Читаю воспоминания близких ему людей. Хочу поделиться с вами несколькими строками из книги-дневника его секретаря Гусева.

Был разговор о современной насильственной системе образования.

- Я сегодня думал, сказал Лев Николаевич, - есть, когда не хочется, вредно; ещё более вредно иметь половое общение, когда нет потребности; не гораздо ли более вредно заставлять мозг работать, когда он этого не хочет? Я помню из своего детства: это - мучительнейшее чувство, когда меня заставляли учиться, а мне хотелось или своё что-нибудь думать или отдохнуть. Ведь это преступление - насиловать этот важнейший орган, как бы посредник между духом и телом.

Эти мысли об обучении были высказаны великим писателем и философом, но мне они интересны, как мысли человека, который прожил восемь десятков лет, родил 13 (тринадцать!) детей и, наверняка, долго думал на эту тему.


http://community.livejournal.com/h_o_m_e_school/129359.html


Да, я опять про Льва Николаевича. В прошлом посте мы как следует промыли ему косточки, вспомнили все его грехи, поэтому в этом уже можно будет сконцентрироваться на его мыслях. :) А они, т.е. мысли, того стоят.

Итак, из той же книги - Н.Н.Гусев "Два года с Л.Н.Толстым"

"Очень интересно было для меня то, что Лев Николаевич сказал о насилии в отношениях родителей к детям:

- Когда баба целый день занята, - сказал он, - и когда она устала, а мальчишка пристаёт к ней, и она даст ему шлепка, это не будет насилием, и он, если поймёт, не будет сердиться; это всё равно, как ветка ударит меня по лицу, если я не поостерёгся. Насилие будет тогда, когда это возводится в систему, когда сознательно наказывают за проступки, и это очень дурно и развивает жестокость."


http://community.livejournal.com/h_o_m_e_school/129804.html
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48


Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron