Эпштейн М.М. “Альтернативное образование есть…”

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

Эпштейн М.М. “Альтернативное образование есть…”

Сообщение Strix » 19 янв 2009, 00:50

Эпштейн М.М. “Альтернативное образование есть…”

http://alteredu.ru/new/blog/archives/185

Статья посвящена описанию АО как явления. Рекомедуем всем, кто следит за полемикой вокруг определений АО, а также тем, кто выступает против альтерантивного образования как приниципиального явления.


Альтернативное образование есть, его не может не быть

(к попытке описания явления)


В феврале 1997 года мы проводили семинар «Альтернативное образование в Санкт-Петербурге» (в рамках проекта «Гражданская инициатива»). Наверное, это была первая такая встреча, посвященная альтернативному образованию в городе. По следам этого семинара мы подготовили сборник, который открывался тогда такими словами:

«Что же такое альтернативное образование? Спорят и не понимают многие – педагоги, управленцы, родители….»

Прошло уже больше 10 лет – а этот вопрос все также вроде бы остается неразрешенным. Последние полтора-два года собираясь в разных составах на встречах, организованных в рамках процесса появления Открытого авторского Института альтернативного образования имени Корчака, я все время слышу практически один и тот же вопрос – а что вы имеет в виду, когда говорите про альтернативное образование…

Получается интересная ситуация - вроде бы явление жизни есть, а назвать его, увидеть, признать как-то все не получается…


Почему это так происходит? М.б. одна из причин (наверняка одна из… – не единственная и не основная) в том, что нет «институции», которая пыталась бы осмыслить это явление в целом, исследовать его, оказывать поддержку людям в нем работающим и желающим к нему присоединиться и как сотрудникам-соратникам (педагогам) и как потребителям (родителям…).

Существовавший в Санкт-Петербурге Центр альтернативного образования был закрыт около 8 лет назад… В рамках сегодняшней общей политики, наверное, это логично - общественно нужным делом должна заниматься общественность. Нам нужно – мы и занимаемся. В этом смысле наш замысел с Институтом альтернативного образования – это попытка постепенно вырастить внутри общественно-педагогической жизни «институцию», которая взялась бы:

исследовать практику и теорию альтернативного образования,

пропагандировать его,

стать местом, в котором могут получить образовательную, информационную и иную поддержку педагоги, и др. заинтересованные лица…

Отдельный вопрос – каким количеством людей (родителями, бизнесменами…) реально востребовано альтернативное образование. Но сначала хорошо бы, чтобы они о нем узнали.

Пока что даже многие наши коллеги сомневаются в том, что альтернативное образование есть (см., например, статью Игоря Реморенко «Альтернативного образования не бывает» в журнале «На путях к новой школе», №1 за 2006 г.)

Чтобы узнать какое-то явление хорошо бы его сначала назвать. И описать.

Собственно в этой статье я и хочу осуществить попытку описания этого явления – «альтернативное образование», сделать несколько шагов навстречу его более четкому проявлению, определению.


Шаг 1. Определение по ассоциации

При первом взгляде ни в Энциклопедическом словаре, ни в Педагогической энциклопедии нет такого понятия «альтернативное образование». Тогда попробуем пока оставить словари и обратимся к практике, к смежным областям, так сказать попробуем дать определение по ассоциации.

Есть такие понятия: альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. Есть? Есть! Вполне общественно признаны и многим понятны.

Посмотрим на них.

Альтернативная музыка. Чем она отличается от другой?

Она позиционируют себя как более авторскую.

Она ориентированна не на всех подряд, а обращена, в первую очередь, к «своим», к своему сообществу.


Альтернативная медицина, тоже лечит, НО:

- другим способом - более человеческим, человекосохранным, в этом смысле более экологичным;

- принимает «пациента» как более активного субъекта своего лечения;

- альтернативная медицина часто делает акцент на том, что лечит не следствие (как скажем, обычные таблетки), а причину.

Альтернативная медицина подозревает, что дело м.б. не в лекарствах, что корни болезни находятся – в отношении человека к себе и жизни.


Альтернативная энергетика. Тоже греет, НО:

- более экологически чисто;

- и ставит вопрос, что м.б. дело не только в том, чем греть, а в том – для чего – то есть – как расходовать и как экономить.


Получается, что и альтернативные музыка и медицина, и энергетика задают не только иные способы достижения того же эффекта – лечения, обогрева, эстетического удовольствия - но и другие смыслы и ценности.

К альтернативной музыке обращаются, когда хотят большей точечности, камерности, большего соответствия своим душевным струнам.

К альтернативной энергетике и медицине – когда традиционное, привычное не действует, либо когда побочные эффекты от традиционных способов уже «зашкаливают».


Так же, наверное, и об альтернативном образовании можно говорить как о:

- более авторском,

- более точечном, индивидуально ориентированном,

- более направленном на сообщество,

- более экологичном, человекоориентированном,

- ориентированном на активность самих участников процесса,

- более инициативном, чем «спускаемым сверху», обязательном для всех априори…


Альтернативная энергетика - это не «усовершенствование трубы, по которой течет нефть» – это попытка найти ДРУГИЕ – ресурсы, способы, отношения …

Так же и Альтернативное образование – это не усовершенствование – это попытка найти ДРУГИЕ смыслы, ценности, способы, источники … образования.

И также как альтернативные музыка и энергетика, – альтернативное образование – явление пока не многочисленное, не слишком популярное, не очень признанное, понятое и принятое, в первую очередь, на уровне смыслов, ценностей….

НО, как и любые другие альтернативы, альтернативное образование показывает возможный вектор развития (одно из возможных направлений развития).

Может быть, когда-либо то, что сегодня считается ДРУГИМ, альтернативным, станет массово признанным и массово используемым. И тогда что-то иное станет Альтернативным массово признанной практике. Но до этого момента (в российском образовании, по крайней мере) еще очень далеко.


Шаг 2. Определение через близкие, родственные понятия, явления


Вернемся к педагогической энциклопедии. Посмотрим – нет ли там определений, описаний близких, родственных явлений. И через них попробуем лучше понять, что есть альтернативное образование.

Как я уже говорил, статьи про альтернативное образование в педагогической энциклопедии (Российская педагогическая энциклопедия, Москва, 1993) нет.

Но есть статья «Альтернативные школы». Вот что о них пишет энциклопедия: «Альтернативные школы (от лат. Alter – другой), «свободные школы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср.школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися».

Кажется логичным думать, что если есть «альтернативные школы», то, видимо, есть и альтернативное образование, которое они реализуют в своих стенах.

Описать такое образование можно попытаться, опираясь на то, какими видят себя эти самые альтернативные школы.


Одна из первых альтернативных, так называемых «новых школ» в Европе была открыта С.Редди 1889 году в Абботсхолме (Англия). Число их постепенно росло, и уже в 1899 году было основано «Международное Бюро Новых Школ», объединявшее школы по всей Европе.

Один из лидеров движения «новых школ» директор «Международного Бюро Новых Школ» А.Феррьер, познакомившись с опытом многих школ, сформулировал тридцать признаков «новой школы». (см. Васконселлос А. Фариа, де. Новая школа в Бельгии // С предисловием А. Феррьера. - М., «Библиотека Свободного воспитания и образования и трудовой школы», под редакцией И.И.Горбунова-Посадова, 1919. - 118 с.)


Перечислю их. Но отмечу сразу, что сам Феррьер, выделив тридцать признаков, отмечал что «не требуется непременно, чтобы она (школа - М.Э.) обладала всеми тридцатью отличительными признаками…» для того, чтобы иметь право быть причисленной к «новым школам». Полный набор признаков он называл программой-максимум, как бы противопоставлял ей программу-минимум, в которую включал: местоположение за городом; обучение, исходящее из опыта и дополняемое ручным трудом; режим автономии учащихся и еще половину признаков из перечисленных ниже.


Итак, кратко - признаки «новой школы» по А.Феррьеру (группировка признаков – М.Э.).


Первые признаки описывают ту среду, в которой должно организовываться обучение в «новой школе».

«1. Новая школа есть лаборатория практической педагогии. Она стремится играть для государственных школ роль разведчика или пионера…»

«2. Новая школа есть интернат, ибо только полное влияние среды, в лоне которой растет и движется ребенок, позволяет вполне осуществлять воспитание…»

«3. Новая школа находится в деревне, потому что деревенская обстановка составляет для ребенка естественную среду…»

«4. Новая школа распределяет своих воспитанников по отдельным домам, где они живут группами от 10 до 15 человек под призором и нравственным руководством воспитателя, которому помогает его жена или другая сотрудница…»

«5. Совместное обучение и воспитание обоих полов с первого до последнего года…»


Следующие пять признаков описывают некоторые виды деятельности ребят, которые, по мнению Феррьера, обязательно должны присутствовать в «новой школе».

«6. Новая школа организует для всех своих учеников ручной труд, которому посвящается по меньшей мере полтора часа в день…»

«7. Между различными видами ручного труда столярная работа занимает первое место, ибо она развивает ловкость и твердость руки, способность точного наблюдения, искренность и самообладание. Обработка земли и уход за мелкими животными входят в ту категорию деятельности наших предков еще, которую любит каждый ребенок и заниматься которой следовало бы давать возможность каждому ребенку…»

«8. Наряду с обязательными занятиями известное место отводится и свободной работе, которая развивает вкус ребенка и пробуждает в нем дух изобретательности и творческие способности…»

«9. Физическое воспитание обеспечивается естественной гимнастикой, которую делают без одежды или, по крайней мере, с обнаженным торсом, а также играми и спортом…»

«10. Дальние экскурсии пешком или на велосипеде с ночевками в палатках и трапезами, приготовленными самими детьми, играют в новой школе большую роль. К этим экскурсиям подготовляются заранее, и они служат вспомогательным средством при обучении…»


Следующие три признака содержат в себе некоторые педагогические принципы, влияющие на общую организацию учебы и отбор содержания.

«11. В области умственного воспитания новая школа стремится образовывать ум не столько путем накапливания заученных познаний, сколько посредством общего развития мыслительной способности. Критический ум рождается из применения научного метода: наблюдение, гипотеза, проверка, закон…»

«12. Наряду с общим развитием идет и специализация - сначала более общая, непосредственная: развитие преобладающих вкусов и склонностей каждого ребенка; затем более систематическая, развивающая наклонности и способности подростка в профессиональном духе…»

«13. Преподавание основано на фактах и опыте. Приобретение познаний вытекает из личных наблюдений (посещений заводов, ручной труд и т.д.) или за недостатком их из чужих наблюдений, найденных в книгах. Но, во всяком случае, теория всегда следует за практикой, а не предшествует ей».


Следующие признаки отражают способы организации учебной работы и ученика, и группы ребят.

«14. Преподавание основано также на личной самостоятельности ребенка. Это предполагает самую тесную, какая только возможна, связь умственных занятий с рисованием и разнообразнейшими видами ручного труда…»

«15. Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала (путем личных наблюдений, опытов или из книг, журналов и т.д.) и в классификации этих данных (согласно логическому плану, соответствующему его возрасту), а, кроме того, в исполнении самостоятельных работ и подготовке к рефератам, которые воспитанники читают в классе…»

«16. Коллективная работа состоит в том, что воспитанники обмениваются собранным фактическим материалом, а также в совместной систематизации или логической переработке его…»


Нижеследующие признаки отражают структуру образовательной программы «новых школ»

«17. Преподавание базируется на естественных запросах ребенка: с 4-6 лет возраст рассеянных интересов или возраст игр; с 7-9 лет возраст интересов, направленных на непосредственно-конкретные предметы; с 10-12 лет возраст специализированных конкретных интересов или возраст монографий; с 13-15 лет возраст эмпирических абстрактных интересов; с 16-18 лет возраст сложных абстрактных интересов - психологических, общественных, философских…»

«18. В новой школе, собственно, преподавание ограничено только утренними часами - обычно от 8 до 12. После обеда в продолжение одного или двух часов, смотря по возрасту (обыкновенно от 4,5 до 6 часов дня), происходит самостоятельное «учение». Детям ниже 10 лет никаких уроков не задают.»

«19. Каждый день занимаются не многими предметами, а только одним или двумя. Разнообразие создается не разнообразием предметов, а разнообразием в способе заниматься одним и тем же предметом: разнообразится вид деятельности детей.»

«20. Каждый месяц или каждую четверть года тоже проходят не много различных предметов. Предметная система, аналогичная той, которая существует в университетах, позволяет каждому ученику иметь собственное учебное расписание.»


Вопросам воспитания нравственности, эстетических чувств и этики посвящены следующие признаки «новой школы».

«21. Новая школа должна быть местом красоты, как выразилась Эллен Кей. Порядок - вот первое условие для этого, точка отправления. Прикладное искусство, которым занимаются и окружают себя в школе, ведет к чистому искусству, способному пробуждать в артистических натурах самые благородные чувства.»

«22. Совместная музыка (хоровое пение, оркестр) оказывает на тех, кто ее любит и ею занимается, самое глубокое и облагораживающее влияние…»

«23. Воспитание нравственного сознания у детей происходит, главным образом, путем рассказов, вызывающих у детей непосредственные реакции, настоящие нравственные оценки, которые, повторяясь и усиливаясь, связывают, в конце концов, детей относительно самих себя и других. Такова цель «вечерних чтений» в большой части новых школ…»

«24. Воспитание практического разума у подростков совершается главным образом путем размышлений и изучения касающихся естественных законов умственного прогресса, личного и общественного. Большая часть новых школ в религиозном отношении занимает положение не конфессиональное или межконфессиональное, с широкой терпимостью ко всем различным идеалам, поскольку они воплощают стремление к духовному совершенствованию человека.»


И, наконец, последний блок признаков, отражающих вопросы внутренней организации жизни школ, их воспитанников.

«25. Нравственное воспитание, как и умственное, должно совершаться не извне, путем внешнего авторитета, а изнутри, путем опыта и постепенного пользования на деле критическим разумом и все расширяющейся свободой. Основываясь на этом принципе, некоторые новые школы ввели у себя систему школьных республик…»

«26. При невозможности осуществить полную демократическую систему большая часть новых школ представляет конституционные монархии: воспитанники избирают старост или префектов с определенной ответственностью.»

«27. Различного рода общественные обязанности дают возможность осуществлять принцип действенной взаимопомощи. Эти работы для общего блага поручаются поочередно всем маленьким согражданам.»

«28. Награды или позитивные санкции состоят в том, что творческим умам дается возможность увеличивать свою творческую силу. Они применяются к свободной работе воспитанников и развивают, таким образом, дух инициативы.»

«29. Наказания или негативные санкции находятся в прямой связи с совершенным проступком. Это значит, что они имеют задачей путем соответственных мер сделать ребенка способным лучше достигнуть в будущем той цели (хорошей), которую он достиг плохо или которой совсем не достиг.»

«30. Соревнование происходит главным образом, путем сравнения ребенком своей теперешней работы со своей же прежней работой, а не исключительно путем сравнения своей работы с работой товарищей.»


Такими себя видели альтернативные школы более чем 100 лет назад. Замечу еще раз – здесь нет четкого указания: «это обязательно д.б. так, а это – нет». Есть вектор, есть направление, есть мера приближения. Но идеал, образ образования, которое выстраивалось в этих школах, при этом, по-моему, очерчен довольно четко.


Если согласится, что одним из «носителей» альтернативного образования должна быть школа, то через понимание того, какой виделась «новая школа» нашим коллегам 100 лет назад можно увидеть и контуры «альтернативного образования».

На основании признаков, предложенных А.Феррьером, можно попробовать сформулировать такой инвариант «новой школы».

«Новая школа» - это:

- школа, реализующая идеи новой педагогики, ставящей в центр своего внимания человека как самоценность;

- школа, в которой большое внимание уделяется развивающему взаимодействию с окружающей средой, в частности, образовательной средой;

- школа, в которой работа строится на внимательном исследовании особенностей каждого ученика и уважительном к нему отношении;

- школа, в которой основой программы является исследование и участие в реальной жизни;

- школа, в которой программа и формы обучения базируются на интересах и опыте детей;

- школа, в которой приоритетной является самостоятельная, осознанная, свободная, целесообразная деятельность детей;

- школа, где уделяется большое внимание жизни школьного коллектива, которая выстраивается на выращивании собственного опыта индивидуального поведения и правил совместной жизни, опыта пользования свободой;

- школа, в которой большое внимание уделяется физическому развитию и здоровью детей, эстетическому воспитанию.


Шаг 3. Определение методом от противного


Всмотримся подробнее в те стороны образовательной деятельности, от которых старались отказаться наши коллеги более 100 лет назад, которые они хотели изменить. Тем самым, попробуем сформулировать определение альтернативного образования методом от противного


Вот, скажем, какие «основные грехи» традиционной школы указывал в своих работах уже упоминавшийся А. Феррьер:

«1. Школа не считается с психологическим интересом ребенка.

Школа подавляет стремление ребенка к движению.

Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.

Школа заставляет ребенка работать над материалом, совершенно для него безразличным.

Ребенок не понимает смысла исполняемых им в школе занятий.

Школа слишком рано заставляет детей абстрагировать, когда они еще не способны к этому.

В отношении юношества школа наоборот, предлагает слишком много конкретного материала для запоминания, в то время как природа юношества побуждает развивать свой ум и способность абстрактного мышления.

Школа не подготовляет к жизни, не учит труду.

Не воспитывает волю и действие.»

(Познанский Н.Ф. Конструктивное воспитание. Педагогические идеи А.Феррьера. Саратов, 1928. Стр. 11)


О. Декроли, имевший очень сильное влияние на педагогов в Европе в первой трети ХХ века, отмечает следующее:

«1. В старой программе очень мало связи между различными активностями ребенка.

Материал имеет очень малое отношение к основным интересам ребенка и к эволюции этих интересов.

Различные области знания отделены друг от друга без учета процесса мышления ребенка.

В большинстве областей знания количество материала превосходит в отношении большинства детей их способности к усвоению и запоминанию.

Программа поощряет те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов.

Упражнения не дают достаточно поводов для личной свободной активности ребенка.»

(Поляк. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. М., «Работник Просвещения»,1928 г., с. 7)


Ж.Дешан (сотрудница Декроли) в работе «Самообучение в школе применительно к программе д-ра Декроли», Брюссель, 1924, анализирует Классно-Урочную Систему и «выдвигает тягчайшие обвинения»:

- Классное обучение равняется на среднего ученика, от этого страдают слабые и сильные.

- Вопросно-ответная форма занятий совершенно отучает ребенка самостоятельно мыслить. Вопрос ставится так, что ребенку остается лишь угадать ответ. «Вся умственная работа ученика заключается в том, что он должен ответить так, как думает и как хочется учителю, но не так как думает и понимает он сам… Обучение так, как оно практикуется теперь - есть часто непрерывное внушение со стороны учителя, внушение, которое заглушает и иногда даже убивает личное мышление детей».

- Оно сильно препятствует детям доводить до конца свою мыслительную работу, развивая в них наклонности к восприятию непродуманных, внушенных мыслей…

- Вызывая пассивность у одних детей и неспособность мыслить до конца у других, классная система неминуемо влечет за собой весьма важные моральные последствия: нервозность, небрежность и требовательность, с одно стороны, и разочарование, потерю веры в себя и апатию. С другой стороны, и как венец всему, лень ума в результате пассивности».

(Г. Поляк. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. - М., «Работник Просвещения»,1928 г., Стр. 48-50)


П.П. Блонский в статье «Задачи и методы новой народной школы (1917 г.) пишет:

«План новой народной школы определяется прежде всего тем, что в современной школе нас не удовлетворяет. Не удовлетворяет же нас в ней следующее:

Современная школа стремится внушить своим ученикам определенные догматические истины, но воспитание посредством внушения даже в самом лучшем случае создает автомата, повторяющего чужую волю и чужую мысль. Новая школа создает творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его.

Современная школьная работа состоит в заучивании изолированных учебных предметов. Работа в новой школе состоит в постепенном овладевании ребенком методами познания конкретной жизни и преобразования ее.

Современная школа базируется на книге и памяти ребенка; она не идет дальше пассивной наглядности восприятий ребенка. Новая школа дает систему воспитания активной логической мысли ребенка.

Современная школа изучает язык, оторванный от реального мира. Новая школа изучение языка основывает на изучении той действительности, символом которой является слово.

В современной школе грамматика играет большую, но малополезную роль. Новая школа уделяет ей место лишь постольку, поскольку она может действительно служить интересным материалом для развития логической мысли.

В современной школе математика изучается как отдельный предмет, что и трудно и не достигает цели. В новой школе математика - метод и язык точного познания окружающей действительности.

Современная школа слишком мало говорит человеку о человеке; даже мечты ее не идут дальше природоведения и ручного труда. Новая школа - школа человечности. Человеческая жизнь и социальный труд - вот предметы, на которых преимущественно упражняется мысль ребенка и его творчество.

Современная школа сообщает детям истины, их сознанию не доступные и потому усваиваемые на веру. Новая школа исходит из естественного органического развития истины из примитивного сознания ребенка.

Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребенка. Новая школа дает простор эстетическим переживаниям ребенка.

В современной школе царит вопросно-ответная форма обучения; в новой - задача или рассказ.

В современной школе экзамены - испытание знания учебной книги; в новой - испытание общей умственной и практической одаренности ребенка.

В современной школе учитель - отбывающий обязанность человек и культурная одиночка. Новая школа - школа жизни и творчества самого учителя; она ставит вопрос о сотрудничестве с населением.»


Не будем сейчас вдаваться в подробный анализ и соотнесение предложенных текстов наших предшественников. Мне кажется, общее в их подходах к тому, что нужно менять в образовании видно.

Опираясь на это «общее мнение» коллег, можем попробовать дать такое определение альтернативного образования:


В нашем понимании традиционное образование - это:

- классно-урочная система;

- стабильный состав одновозрастных классов;

- стремление к единому стандарту в образовании;

- основной результат - репродуктивные знания;

- мотивация не в ребенке и не в содержании, а вне его;

- отметочная система оценки;

- пассивность детей в учебном процессе (несамостоятельность);

- большое внимание внешнему дисциплинированию;

- отсутствие возможности двигаться при освоении материала разными путями;

- оторванность учебного процесса от реальной жизни;

- не подразумевает самообразования;

- отсутствие реального самоуправления.


Альтернативное образование в нашем понимании принципиально связывает решение большинства педагогических проблем с изменением этих признаков


Михаил Эпштейн,

кандидат педагогических наук,

Институт альтернативного образования им. Я.Корчака

Санкт-Петербург,

ноябрь 2007 г.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: diannacy3, doreenpx3 и гости: 1

cron