Утраченные инструменты учебы.

Модераторы: Боа, Admin, Strix, Explorer

Утраченные инструменты учебы.

Сообщение Боа » 30 дек 2008, 07:30

Утраченные инструменты учебы
Дороти Ли Сэйерс


То, что я, чей опыт преподавания чрезвычайно ограничен, осмеливаюсь обсуждать вопросы образования, едва ли требует оправданий. Нынче общественное мнение к этому только благоволит. Епископы высказывают свои суждения об экономике, биологи – о метафизике, химики – о богословии; бесполезнейшие люди назначаются специалистами на самые ответственные государственные посты, а в газетах туповатые простолюдины пишут, что Эпштейн с Пикассо не умели рисовать. В известных пределах, и при условии, что критике сопутствует разумная доля скромности, все это достойно похвалы. Излишняя специализация вредит. Есть также одно прекрасное оправдание тому, что распоследний непрофессионал может чувствовать себя вправе высказываться по поводу образования. Ведь, хоть и не все из нас профессиональные учителя, все мы когда-то сами учились. Даже если мы ничему и не научились – возможно даже, особенно если это так– наш вклад в дискуссию может иметь потенциальную ценность.

Однако, в высшей степени маловероятно, чтобы предложенные мною реформы были когда-нибудь осуществлены. Ни родители, ни педагогические институты, ни приемные комиссии, ни министерства образования никогда их не поддержат. Ибо они сводятся к следующему: чтобы сформировать общество образованных людей, подготовленных к отстаиванию своей интеллектуальной свободы под разнообразным давлением современного общества, мы должны повернуть колесо прогресса вспять на четыре или пять веков, к тому моменту, когда образование начало забывать о своей истинной цели, к концу Средневековья.

Перед тем, как отмахнуться от меня с подходящим диагнозом – реакционер, романтик, ретроград, laudator temporis acti (воспеватель прошлого) или любым другим первым попавшимся ярлыком – я попрошу, чтобы вы поразмыслили над одним-двумя вопросами, которыми, возможно, все мы в глубине души задаемся, и которые иногда всплывают на поверхность и беспокоят нас.

Если мы подумаем о том, в каком необыкновенно юном возрасте молодые люди поступали в университеты, скажем, во времена Тюдоров, и считались, таким образом, способными нести ответственность за свои дела, будем ли мы так уж довольны отличающим нашу эпоху искусственным продлением интеллектуального детства и отрочества далеко за пределы физического взросления? Откладывание принятия ответственности на позднейшее время приносит с собой ряд психологических сложностей, которые, хотя и могут быть небезынтересными для психиатров, едва ли благотворны как для самого человека, так и для общества. Шаблонный аргумент в пользу увеличения стандартного возраста выпускника средней школы и удлинения периода обучения – сейчас приходится изучать куда как больше, чем в Средневековье. Это отчасти верно, но отнюдь не совсем. Современные мальчики и девочки, несомненно, изучают гораздо больше предметов – но всегда ли это означает, что они в действительности узнают больше?

Вам никогда не казалось странным или плачевным, что сейчас, когда процент грамотности в Западной Европе выше, чем когда-либо, люди стали подвержены влиянию рекламы и пропаганды в неслыханной и невообразимой в прежние времена степени? Объясняете ли вы это просто механически, тем, что пресса, радио и т.п. упростили распространение пропаганды среди широких масс? Или вам иногда приходит в голову неприятная мысль о том, что, возможно, продукт современных методов образования не так уж и хорош, и что он или она могли бы и лучше различать факты и мнения, доказанное и возможное?

Когда Вы прислушивались к спору взрослых и, как предполагается, ответственных людей, случалось ли Вам раздражаться удивительной неспособностью среднестатистического спорщика говорить по существу или опровергать и доказывать несостоятельность оппонентов? Или размышляли ли вы когда-нибудь о чрезвычайно высоком содержании не относящихся к делу тем, плодящихся на собраниях, и величайшей редкости людей, способных выполнять роль их председателей? И когда вы думаете об этом, и о том, что большинство общественных вопросов у нас решаются в ходе споров и собраний, не становится ли Вам иногда слегка не по себе?

Следили ли вы когда-нибудь за дискуссией в газетах или еще где-нибудь, отмечая, что часто авторы неспособны дать определения используемым ими терминам? Или как часто, когда один человек все-таки дает определение своим терминам, другой в своем ответе предполагает, что тот использовал их в смысле, диаметрально противоположном уже определенному? Испытывали ли вы когда-нибудь легкое беспокойство от засилья небрежного синтаксиса? И, если так, беспокоит ли вас в нем просто недостаточная ясность или то, что это может вызывать опасное недопонимание?
----------------------
Взято из http://kassidi.livejournal.com/97254.html
и http://kassidi.livejournal.com/97530.html#cutid1
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Утраченные инструменты учебы.

Сообщение Боа » 23 янв 2009, 22:15

Начало этого обсуждение здесь http://kassidi.livejournal.com/97530.html
Боа писал(а):Спасибо за перевод. Очень ценная информация.
Не знаете, где можно найти более подробное описание этого подхода к обучению без призмы автора? И не видели ли вы где-нибудь форумовского топика на эту тему?

kassidi писал(а): По вопросам:
(1) Форумовского топика, конечно, нет, если только Вас не интересуют английские обсуждения, которые найти можно. При желании можно обсудить в сообществе, которое скреатила Наталья.
(2) Поскольку именно Сэйерс лежит вообще у истоков неоклассического образования в англоязычном мире - конечно, без ее призмы найти что-то будет трудно, она же фактически создала этот подход. Конечно, есть всякие модификации и комбинации, и их мильон, но на этот текст все равно все ссылаются как на основополагающий. Есть более подробные разработки, но за рубежом, конечно.

Вообще, я склонен считать, что возможность найти "объективную информацию" без призмы автора - это вообще иллюзия, потому что педагогика - по определению личностна. На самом деле методы и подходы с трудом могут быть отделены от личности их создателей и их цельных мировоззрений. Если люди что-то учитывают и на них что-то влияет - это, конечно, уже будет чей-то другой подход - но без призмы автора не обойдется и в нем.

По-моему, в этом тексте субъективности вообще очень мало - в основном она в несущественных деталях и ошибках (вроде слов о русском языке). Конечно, кому-то может захотеться попытаться выкинуть упоминание богословия - но на самом деле, без метафизики и мировоззрения - каковые, как ни крути, являются производными богословия, того или иного - никакая педагогика не станет цельной, тут Сэйерс права. Но люди пробуют обходиться - никто не запретит (даже если лично я сочту такие попытки заведомо обреченными на неполноту).

В общем, я как-то не особо вижу в этом тексте какую-то специфическую авторскую субъективность.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Боа » 23 янв 2009, 22:56

kassidi писал(а):Конечно, кому-то может захотеться попытаться выкинуть упоминание богословия - но на самом деле, без метафизики и мировоззрения - каковые, как ни крути, являются производными богословия, того или иного - никакая педагогика не станет цельной, тут Сэйерс права. Но люди пробуют обходиться - никто не запретит (даже если лично я сочту такие попытки заведомо обреченными на неполноту).
К сожалению для меня понятия метафизики и библии очень далеки друг от друга. И мне проще порассуждать на собственную теорию о происхождении человека и устройстве тонкого мира, чем влезать в шкуру церковно послушного хрестианина. Т.ч. для метафизики темы и без библии найдутся.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ирина » 24 янв 2009, 07:31

Боже, какая скука!
Аватара пользователя
Ирина
хранитель
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 16:34
Откуда: Москва

Сообщение Боа » 24 янв 2009, 10:18

Ирина писал(а):Боже, какая скука!
что и именно скучно для вас?
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ирина » 24 янв 2009, 10:19

Боа писал(а):
Ирина писал(а):Боже, какая скука!
что и именно скучно для вас?


Язык Дороти и Павла. Сквозь скуку идею я так и не поняла.
Аватара пользователя
Ирина
хранитель
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 16:34
Откуда: Москва

Сообщение Strix » 24 янв 2009, 11:26

вот да, с языком они, конечно немного перестарались.

Современные мальчики и девочки, несомненно, изучают гораздо больше предметов – но всегда ли это означает, что они в действительности узнают больше?

эта фраза мне понравилась, хотя она очень многозначна даже в контексте. :D

Это и про малый смысл в занятиях по типу сдал-забыл при непомерно больших нагрузках, и про отсутствие личностной окраски изучения предметов, и про "техническую акселерацию" - сейчас с рождения ребенка в его жизнь входят такие вещи, каких не видели дети раньше (при этом ВЫходят другие вещи), которые чаще называют словом "образование", или же инструменты для образования.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 24 янв 2009, 16:20

Ирина писал(а):Язык Дороти и Павла. Сквозь скуку идею я так и не поняла.
Как жаль. Я как будто смотрела в неведомый сад через закопченное окошко видения автора статьи.
Это именно та деталь, которой мне не доставало в осмыслении образования для моих детей.
Научиться учиться!!!!! Т.е. изучение языка нужно для ознакомления с новыми терминами и раскрытия их определения (через перевод).
Следующий этап - споры - для развития критичности мышления, уважения мнения аппанента и четкого и быстрого определения ложной ветви обсуждения. Т.е. для взаимодействия с обществом. Третий этап для симбиоза, т.е. освоив предмет, ученик начинает творить.
Да, согласна призма Дороти не самый лучший вариант трактовки этого обучения.
Но видинее единой системы наук и нахождение связи между ними - это мне очень нравится. Т.к. тогда ты можешь расчитывать на познание мира и на новые открытия.
Если приобрести эти инструменты. То ты в кратчайший срок можешь изучить любой предмет, науку, ремесло.
А на чем оттачивать умение – это уже дело не столь существенное для полемики.

После прочтения этой статьи у меня остался только один вопрос, какая схема в обучении любого предмета. Поэтому хочется найти первоисточники, ну или хотя бы переводы на английский. Ведь Дороти тоже это не сама придумала.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 25 янв 2009, 00:40

мне больше понравился тот, второй текст, надо попросить разрешения его тоже скопировать со ссылкой. Этот несколько непонятен, хотя мысль, что не важно на чем тренировать, например, память, хорошА, я согласна. Но вот есть ли в этом тексте эта мысль?

Я хотела бы тренировать память, но на том, на чем Я хочу, а дети - на чем оНИ хотят :) И действительно, никому не должно быть дела, на каком материале это я делаю.
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение Боа » 25 янв 2009, 06:58

Strix писал(а):мне больше понравился тот, второй текст,
Киньте пожалуйста для ясности ссылкой на интересующий текст. Т.к. если речь идет о моих ссылках в первом посте, то там первая ссылка на начало текста, а вторая егоокончание.
Аватара пользователя
Боа
Ведущий раздела
 
Сообщения: 251
Зарегистрирован: 17 дек 2008, 08:44
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Strix » 25 янв 2009, 11:07

а! там ссылка на окончание, я не поняла просто!!
Аватара пользователя
Strix
хранитель
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 10:48

Сообщение zaharur » 13 дек 2010, 07:39

Боа писал(а):
kassidi писал(а):Конечно, кому-то может захотеться попытаться выкинуть упоминание богословия - но на самом деле, без метафизики и мировоззрения - каковые, как ни крути, являются производными богословия, того или иного - никакая педагогика не станет цельной, тут Сэйерс права. Но люди пробуют обходиться - никто не запретит (даже если лично я сочту такие попытки заведомо обреченными на неполноту).
К сожалению для меня понятия метафизики и библии очень далеки друг от друга. И мне проще порассуждать на собственную теорию о происхождении человека и устройстве тонкого мира, чем влезать в шкуру церковно послушного хрестианина. Т.ч. для метафизики темы и без библии найдутся.


Я вполне Вас понимаю, Боа. Но всё же мне хочется отметить, на мой взгляд, важную вещь:
Школа и официальная система образования сделала всё, чтобы при слове "русский язык" и "литература" у ребёнка возникали стойкие негативные ассоциации. Но мыслящий человек поймёт, что на самом деле те понятия, которые школа бессовестно узурпировала, сами по себе не тошнотворны. Они лишь стали таковыми благодаря тому, что побывали в руках узурпатора.
Всё точно также и с Библией. То, что она стала инструментом в руках религиозной системы, факт, конечно, печальный, но не дающий повода эти два понятия (Библия и официальная религия) в своём уме объединять по принципу "партия и Ленин - близнецы-братья". В данном случае нельзя говоря об одном, подразумевать другое. Это будет то же самое, что на вопрос: "А читал ли ты Пушкина" Ответить: "Да, в школе задолбали его Онегиными, до сих пор мурашки по коже". То, что школьная система захватила себе в заложники Пушкина (Толстого, Достоевского) и сделала то, что у многих выпускников ничего, кроме отрыжки эти имена не вызывают, не должно ведь дать повода здравомыслящему человеку относиться к трудам этих людей предвзято, глядя на них лишь через призму школьного образования? Вся проблема здесь в том, что эти ассоциации крайне устойчивы, и въедаются в мозг, как ржавчина, которую потом очень трудно бывает отделить от самого материала.
Если я в какой-нибудь столовой поем котлет с мухами, то это надолго осквернит слово "котлета" для моего ума, который будет неизбежно ассоциировать его с той самой злосчастной столовой и крылатыми тварями, прилипшими некогда к моим зубам.
Может быть, вы не любите молоко из-за той противной сморщенной пенки, которая всё-время блестела перед вашими глазами на его поверхности? Снимите её, выбросьте вон и забудьте о ней как можно скорее. Быть может тогда Вы выпьете содержимое залпом.
Аватара пользователя
zaharur
участник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 07:34
Откуда: Россия, Калининградская обл.


Вернуться в Книги и статьи о свободном образовании

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron