Все искусство обучения это всего лишь искусство пробуждения естественного любопытства молодых умов для последующего его удовлетворения. Анатоль Франс, 1924
Анскулинг (unschooling) это метод, который предполагает отсутствие
заранее спланированной программы обучения. Термин анскулинг в 1977 году
впервые употребил и ввел в обращение Джон Холт в своём журнале «Растём
без школы» (Growing Without Schooling). Анскулинг ещё иногда называют
естественным обучением (natural learning) или образованием, которое
определяет ребёнок, основанным на интересах ребёнка (child-led
education, interest-led education).
Анскулинг не значит, что ребёнка ничему не учат. Анскулинг значит, что
ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым
программе и заранее определённому набору знаний.
Джон Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в
соответствии со своими интересами, и он призывал родителей жить единой
жизнью со своими детьми, а не создавать им какие-то специальные
искусственные «условия» для обучения. Философия анскулинга предполагает
использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на
тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок-анскулер
может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не
будет основой его образования. Как подчёркивал Джон Холт, в
анскулинге не существует заранее предопределённого обьёма и состава
знаний, которые ребёнок должен иметь или которыми должен овладеть.
Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе ваш ребёнок увлёкся
химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить
дома опыты – то это анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся
импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете
репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг.
Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды
или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш
план по его обучению. О философии анскулинга много и хорошо пишет Яна Зиниград.