Умные не бывают учёны; учёные не бывают умны. (Лаоцзы)
Анскулинг (unschooling) это метод, который предполагает отсутствие
заранее спланированной программы обучения. Термин анскулинг в 1977 году
впервые употребил и ввел в обращение Джон Холт в своём журнале «Растём
без школы» (Growing Without Schooling). Анскулинг ещё иногда называют
естественным обучением (natural learning) или образованием, которое
определяет ребёнок, основанным на интересах ребёнка (child-led
education, interest-led education).
Анскулинг не значит, что ребёнка ничему не учат. Анскулинг значит, что
ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым
программе и заранее определённому набору знаний.
Джон Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в
соответствии со своими интересами, и он призывал родителей жить единой
жизнью со своими детьми, а не создавать им какие-то специальные
искусственные «условия» для обучения. Философия анскулинга предполагает
использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на
тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок-анскулер
может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не
будет основой его образования. Как подчёркивал Джон Холт, в
анскулинге не существует заранее предопределённого обьёма и состава
знаний, которые ребёнок должен иметь или которыми должен овладеть.
Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе ваш ребёнок увлёкся
химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить
дома опыты – то это анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся
импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете
репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг.
Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды
или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш
план по его обучению. О философии анскулинга много и хорошо пишет Яна Зиниград.