Лучшее образование состоит в прививке устойчивости людей от надуманных методик образования.  Пол Карл Фейерэбенд, 1987


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Возможна ли образовательная реформа? Если да, то какая?

Многие страны столкнулись с кризисом образовательной системы, и разговоры о необходимости реформирования не утихают. Известный психолог и теоретик образования Питер Грэй объясняет, почему неэффективны нововведения, и делится своим представлением, о том, какую реформу можно назвать настоящей

Возможна ли образовательная реформа? Если да, то какая?

Автор: Питер Грэй
Перевод: Елена Жолнина
Специально для проекта "Свобода в образовании"

С момента возникновения системного образования и до сегодняшнего дня появлялись реформаторы, которые хотели преобразовать его. В общем и целом, этих реформаторов можно расположить на шкале от либералов до консерваторов, или от прогрессистов до традиционалистов. На одном полюсе окажутся те, кто считает, что дети лучше учатся, когда они счастливы, когда у них есть выбор, когда они изучают то, что значимо для них и, в общем, хотя бы отчасти свободны в том, что и как они изучают. На другом полюсе будут те, кто думает, что дети учатся лучше, когда ими строго руководят авторитетные учителя, которые лучше детей знают, что и как следует учить. Между этими точками постоянно качается маятник педагогической системы. Но этот маятник никогда не сдвигается слишком далеко.

Добросердечные прогрессисты, которых традиционалисты считают мягкотелыми, сдвигают его немного в свою сторону, но это не приносит ощутимых результатов. И тогда здравомыслящие традиционалисты, на которых прогрессисты в свою очередь взирают как на древнее ископаемое, подтягивают маятник на себя, но и это тоже не работает. Маятник никогда не отклоняется слишком далеко от своей оси, прежде чем качнуться назад, потому что ни одна реформа не работает. Прогрессивные методики, помещенные внутрь системы, где дети все еще должны освоить определенный, предустановленный набор знаний и умений, не эффективны, потому что дети по своей воле не выберут ту учебную программу, освоения которой от них ожидают.

У серьезного подхода традиционалистов есть свои преимущества (дети четко представляют, что они должны делать и учить), но этот подход не результативен, потому что глушит творческое начало и идет вразрез с природными механизмами обучения. Дети могут автоматически заучить материал, чтобы сдать тесты, но они не не помнят его и не могут применять знания в повседневной жизни, потому что не видят в них смысла. Эти колебания - предмет постоянных споров и бесчисленных книг, написанных профессорами от образования. Люди, пишущие эти книги и раскачивающие маятник, называют себя реформаторами, но эти незначительные толчки - не настоящие реформы.

Что я подразумеваю под настоящей образовательной реформой?

Настоящая образовательная реформа, как я ее вижу, требует фундаментального пересмотра того, как мы понимаем образовательный процесс. Это тот пересмотр, о котором я пишу во всех статьях, составляющих этот блог. Для начала, это требование, чтобы мы оставили идею, якобы взрослые ответственны за обучение детей.

Другими словами, это требование отбросить то условие, которое лежит в основе нашей образовательной системы.

Практически все, кто имеет дело с образовательной системой, будь то прогрессисты или традиционалисты, непоколебимо держатся мнения, что обучение детей - это дело взрослых. Прогрессисты видят учителя мудрым манипулятором, который создает для детей определенную среду и мягко направляет их действия, чтобы дети играли в правильные игры, задавались правильными вопросами и правильно на них отвечали, а в конце концов могли сдать экзамены. Традиционалисты выбирают прямой путь к правильным ответам, без игр. Оба лагеря верят, что хорошая учеба - это результат хорошего преподавания, они расходятся лишь в понимании того, что такое хорошее преподавание. Оба направления также верят, что дело взрослых - решать, что детям учить, проверять их и, так или иначе, контролировать, чтобы дети получали правильные знания.

Идея, что дети могут и должны сами отвечать за свою учебу, проводится в большинстве статей этого блога.

«Свобода в познании»

Дети приходят в мир чрезвычайно заинтересованные в том, чтобы узнавать о физической, социальной, культурной сферах жизни, но им нужна свобода следовать этому интересу. В первые 4-5 лет жизни мы так или иначе даем им эту свободу. В течение этих первых нескольких лет, без какого-либо обучения, они узнают значительную часть того, что любой человек когда-либо узнавал. Они с нуля овладевают родным языком. Они постигают базовые физические законы. Они изучают психологию настолько, что становятся экспертами в том, как надо просить, донимать, манипулировать и очаровывать других людей в своем окружении. Для этого требуется огромное количество фактических познаний. Они учатся обращаться с техническими приборами, которыми им разрешают пользоваться, даже если взрослым они кажутся чрезвычайно сложными.

Все это они делают по собственной инициативе, без указаний от взрослых. Фактически взрослые не в силах удержать детей от изучения, если только они не запирают их в шкафу. Это не какие-то редкие «гении» или уникальные самомотивирующиеся дети, все дети живут так, за исключением тех, у кого поврежден мозг.

Но затем, в школьные годы, мы поступаем так, как было бы, если бы мы запирали детей в шкафу. Мы загоняем их в рамки, которые называются «школой», где мы подавляем их естественные способы обучения, так, что они не могут больше учиться сами по себе, и где мы ставим перед учителями задачу «научить» их. Конечно, в таких условиях, что бы ребенок ни учил, все оказывается под влиянием учителя. Это самоисполняющееся пророчество. Если вы загоняете детей в условия, при которых они не могут учиться сами, их учеба неизбежно будет зависеть от преподавания. Дети прекрасно учатся без любого систематического и намеренного обучения кем-либо, но тогда на нас, взрослых, ложится ответственность за создание условий, в которых они могли бы сами отвечать за свою учебу.

Настоящая реформа образования, в моем понимании, - это реформа, которая создает такие условия. Самое важное условие - это свобода. Для самостоятельной учебы детям нужно неограниченное время, чтобы играть, исследовать, скучать, преодолевать скуку, обнаруживать свои пристрастия и следовать своим интересам. Для понимания того, какие знания надо получить, чтобы стать эффективным, продуктивным, порядочным членом общества, им нужна разнообразная развивающая среда, в которой они могут играть и экспериментировать.

Под «развивающей средой» я имею в виду такую атмосферу, которая вовлекает их в значимый контакт с ценными орудиями, навыками, идеями, этическими принципами, традициями, значимыми дискуссиями большого мира. Это среда, состоящая из людей разных возрастов, где младшие дети перенимают умения и идеи, наблюдая за старшими детьми или взрослыми и взаимодействуя с ними в естественной обстановке, и где старшие дети учатся заботиться и руководить, общаясь с малышами.

В племенах охотников-собирателей это все присутствовало естественно, не требовало особых усилий, потому что дети автоматически вовлекались во все занятия племени. Школа Садбэрри и другие подобные школы доказали, что это возможно, с дополнительными усилиями, создать и для детей в нашей культуре - с намного меньшими проблемами и затратами, чем текущие проблемы и расходы общеобразовательных школ - и с поразительными учебными показателями.

Аналогично, многие семьи анскулеров находят способ создать развивающую среду, которая позволит их детям прекрасно учиться по собственной воле.

Настоящая реформа невозможна в рамках существующей общепринятой школьной системы. Мой друг и коллега, специалист по биологической эволюции Дэвид Слоун Вилсон, говорит о базовом принципе эволюции так: «Вы не можете получить одно из другого», - и этот принцип применим к культурной эволюции, равно как и к биологической. Организмы, будь то биологические организмы, как динозавры, или культурные организмы, как наша обязательная школьная система, способны к постепенным эволюционным изменениям, но возможности изменений ограничены. Иногда вы просто не можете получить одно из другого. Существующая структура выстроена таким образом, что она не может быть модифицирована так, чтобы получить желаемый, подходящий результат. Динозавры достигли некой точки развития, после которой они не могли приспосабливаться к новым условиям среды, и вымерли, а их ниша была занята новыми, высокоадаптивными созданиями - млекопитающими.

Наша система обязательного обучения, которая изначально возникла для внушения определенных идей и воспитания покорности, не может быть модифицирована для целей настоящего образования. Нет ни единого шанса, что постепенные изменения существующей школьной системы могут привести к тому, что я называю настоящей реформой. Небольшие шаги в, полагаю, верном направлении, сделанные прогрессивными учителями, увязают в системе. Они неудачны, потому что не эффективны по отдельности или совершаемые время от времени.

Относительная «свобода» в системе, где успех измеряется тестами, не работает, потому что свободные дети не выбрали бы эти ответы на эти тесты в качестве предмета изучения. «Игра» в ситуации, когда дети сгруппированы по возрасту и ограничены в выборе игры, - не самый удачный учебный инструмент.

Более того, как и динозавры, школьная система выросла огромной и неповоротливой настолько, что стала невосприимчива к серьезным изменениям. Это масштабная экономическая корпорация, в которой задействованы миллионы людей, чей личный интерес - сохранить все примерно в таком же состоянии, как сейчас. Т.к. потребители вовлечены сюда по принуждению, а не по доброй воле, нет резона меняться ради их удовольствия. Наоборот, все подчинено интересам тех, кто управляет. И, поскольку образование было насильственным уже для нескольких поколений, практически все прошли через эту систему и с трудом могут представить жизнь вне ее. Единственное, чему учит принудительное образование - это ошибочному представлению, что для учебы нам нужно насильственное обучение.

По этим и некоторым другим причинам, настоящая реформа невозможна в рамках существующей школьной системы. Настоящая реформа произойдет только тогда, когда достаточное количество людей отойдет от общепринятой школьной системы. Большинство людей сегодня убеждены, что современная обязательная школьная система и ее вариации - необходимы для образования. Когда они заговаривают о реформе, они говорят о толчках, о способах - о маятнике, который раскачивают консерваторы и прогрессисты. Но растущее меньшинство думает иначе. Это те люди, которые уходят от привычной школьной модели, потому что, как и я, они не видят возможностей для подлинных перемен в рамках этой системы. Некоторые из этих людей выбирают и даже создают абсолютно нетрадиционные школы, в духе школ Садбэри. Другие выбирают домашнее образование или анскулинг (собственно, это домашнее образование, которое направляется самими детьми), и многие из этих людей объединяются, чтобы создать богатую развивающую среду для детей, такую, как «Открытые связи» в Пенсильвании. Эти небольшие школы и учебные центры сейчас выглядят, как крохотные, похожие на мышек, зверьки в конце Мезозойской эры, вынужденные постоянно быть начеку, чтобы их не растоптали динозавры. Но будущее, я думаю, за ними.

Вот как я представляю себе сценарий настоящей образовательной реформы в нашем обществе. Число людей, уходящих от традиционной школьной системы, будет расти. Оно будет расти, потому что чем больше людей покинет систему, тем менее странной эта идея будет казаться остальным. Мы конформисты, по крайней мере, большинство из нас. Мало кто осмеливается совершать поступки, которые кажутся другим ненормальными. Но по мере того, как все больше людей будет уходить из системы, мы постепенно придем к тому, что у каждого среди знакомых окажутся семьи, сделавшие такой выбор, что все увидят, как дети становятся счастливее от такого выбора и, повзрослев, вовсе не теряют шансов на успех в нашем обществе.

Постепенно, взгляды людей изменятся. «Эй, совсем не обязательно ходить в школу, как это предписывает традиционная школьная система. Можно играть, экспериментировать, наслаждаться детством и учиться по ходу».

Люди поймут, что у них есть выбор. Что они выберут - принудительное обучение, где они должны делать, что им скажут, или свободу? Что люди выбирают, когда они ясно понимают: это выбор между свободой и диктаторством?

В какой-то момент будет набрана критическая масса. Количество людей, выбирающих свободу для своих детей, станет таким внушительным, что не останется мотивов для финансирования традиционной школы, интерес к которой будет утрачен. Вместо этого, появится потребность создавать хорошие безопасные парки, центры творчества, хорошо оборудованные библиотеки, школы типа Садбэри, где дети могут проводить время без родителей, играть и экспериментировать самостоятельно, прекрасные общедоступные учебные центры - места, где созданы условия для учения без принуждения. И это будет стоить значительно меньше, чем современные общеобразовательные школы. Это очень затратно - насильственно удерживать детей в школах, по той же самой причине, что и содержать преступников в тюрьме.

Сколько времени это займет? Я не знаю, но я думаю, что в наших силах ускорить этот процесс своими обдуманными действиями по созданию большей свободы и выбора в образовании. В некоторых штатах закон не позволяет открывать школы Садбэри или практиковать анскулинг и другие версии домашнего образования. Некоторые люди находят возможность нанять юристов чтобы обойти его, но это непросто, и многие семьи не могут делать то, что им хочется. Давайте бороться за свободу выбора в образовании, а потом, как любят говорить мои друзья-капиталисты, рынок все решит. Я ставлю на мышей.

Источник

Назад в раздел