"Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования".   (Герберт Спенсер)


Полезно

Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Особенности домашнего образования в Канаде

Особенности домашнего образования в Канаде

О домашнем обучении в Канаде рассказывает Ольга Писарик – мама 4-х детей, из них трое хоумскулеры. Эта семья родом из Беларуси. Ольга активно и радостно делится информацией о стилях, методах и возможностях домашнего образования, читайте ее блог:  olgapisaryk.livejournal.com

 

Мне часто задают вопрос о том, как происходит домашнее обучение в США и Канаде. В этой статье я напишу что мне известно по этому вопросу.

В начале внесу небольшие уточнения. Мы живём в Канаде в провинции Британская Колумбия. Провинции Канады обладают определённой самостоятельностью в вопросах образования и медицинского обслуживания, и я буду говорить только о нашей провинции. В других частях Канады законодательство относительно домашнего образования может слегка отличаться.

По типу отношения с государством, всех хоумскулеров можно разделить на две группы: enrolled (поступившие) и registered (зарегистрированные). С зарегистрированными хоумскулерами всё просто: надо подать заявление в одну из дистанционных школ в провинции, которые регистрируют учеников на домашнем обучении, школа выплачивает семье $150 (на тетради, наверное) и всё. Ты никому ничем не обязан. Занимайся, чем хочешь, как хочешь, когда хочешь и где хочешь. Классическое образование, метод Шарлотты Мейсон, анскулинг – всё под родительскую ответственность. Не надо сдавать отчёты, экзамены, тесты, вообще ни-че-го. Образование ваших детей целиком на вашей совести. Раз в год регистрируйтесь и наслаждайтесь полной свободой.

Если вам не нужен диплом государственного образца, то так можно проучиться всю школу. В каких случаях не нужен диплом?

Во-первых, не все профессии требуют наличия среднего образования. Например, у ребёнка рано проявились профессиональные способности (музыкант, профессиональный спортсмен, художник и т.д.), возможно, диплом ему никогда и не понадобится. Иегуди Менухину, по-моему, такой диплом был совершенно ни к чему, профессиональным теннисисткам Венере и Серене Уильямс, подросткам-миллионершам, – тоже (сразу оговорюсь, я не знаю, есть у них такие дипломы или нет, просто не вижу, как эта бумага могла бы поспособствовать карьере этих людей).

Во-вторых, многие религиозные семьи планируют обучать своих детей в христианских колледжах, где тоже не всегда требуют диплом, иногда достаточно написать эссе и пройти собеседование, особенно если у будущего студента есть хорошие рекомендации.

Если через некоторое время у вас изменяются обстоятельства, и вы вдруг решите влиться обратно в мэйнстрим государственного образования, чтобы получить диплом, признаваемый всеми учебными заведениями (Dogwood Diploma), то это можно сделать в любой момент. Существует несколько вариантов. Можно отвести ребёнка в школу, его протестируют и определят в класс. Обычно, даже никак специально не учась, домашние дети идут если не впереди ровесников, то, по крайней мере, на одном уровне. Можно поступить в дистанционную школу. Можно стать enrolled хоумскулером.

С «поступившими» (enrolled) хоумскулерами всё сложнее, потому что этот статус предполагает некий контроль государства за тем, что ребёнок узнаёт в процессе хоумскулинга. В общем случае, вам надо выполнять требования программы, предоставлять вещественные доказательства процесса, а школа в обмен платит вам $1000 в год на кружки и учебники. За каждого «поступившего» ребёнка школа получает от Министерства образования такую же сумму, как и за обычного школьника, пару лет назад это было $ 5500 в год, сейчас может быть уже больше. Именно такие школьные программы и называют в Википедии зонтичными.

«Поступать» хоумскулеры могут в школы, которые принимают таких детей. Это могут быть либо особые филиалы при государственных школах, либо специальные программы при частных школах. При поступлении за вами закрепляется учитель, который вас в дальнейшем и "пасёт". Поскольку в дело вовлечены деньги и отчётность, то на «поступивших» хоумскулеров налагаются определённые ограничения. Нельзя учиться по религиозным программам. Вернее учиться можно, но в отчётах и тестах они не должны присутствовать, и чек на религиозную литературу или участие вашего ребёнка в религиозном лагере из причитающихся вам денег никто не подпишет.

Что такое общеобразовательная программа в канадском понимании? Министерством образования разработаны так называемые Prescribed Learning Outcomes, я даже не знаю, как это перевести, вероятно «образовательный стандарт». В этом стандарте описаны знания и умения, которые ученик должен продемонстрировать в конце определенного класса. Например, для пятого класса расписаны темы по математике, которыми нужно овладеть, навыки по языку, темы по Science (наука) и Social Studies (история+география+обществоведение).

«Поступившие» хоумскулеры должны придерживаться принятых стандартов, а школы, в которых они состоят, должны следить и помогать семьям достигать и укладываться в эти «стандарты». В обмен, прикреплённый за вами учитель три раза в год (в канадских школах учебный год разбит на триместры) пишет рапорт (report card), аналогичный тем, какие пишут детям в школах. В рапорте выставляются оценки, даются замечания общего порядка, какие сильные стороны ученика, на что следует в дальнейшем обратить внимание. В конце года выдаётся итоговый рапорт, идентичный тому, который выдают в стационарных школах.

Вопрос: - Как контролируют знания ученика-хоумскулера в Канаде?

Ответ: - Оценка и контроль за знаниями в разных школах происходят разным образом. Поддержка семей тоже происходит по-разному. Этими такие школы и отличаются. Мы учились в двух, дети одной моей подруги сейчас учатся в третьей, дети другой – в четвёртой, и моя знакомая работает учительницей в пятой. Так что об этих пяти школах я могу рассказать.

Аттестация обычно проходит либо в виде он-лайн тестов, либо в виде защиты каких-либо проектов, проверяют заполненные рабочие тетради.

Вопрос: - Мне очень интересно про поддержку со стороны школ. и про общее настроение. Как все же относится к этому школа? Есть ведь еще человеческий фактор. Как в массе воспринимают хоумскулеров учителя?

Ответ: - Когда я сказала нашей учительнице (мы три месяца учились в канадской школе), что в следующем году уходим на домашнее обучение, она только заметила, что "это тяжёлая работа". Учителя, которые работают с хоумскулерами, в основном очень доброжелательны, но это их работа. Есть у меня несколько знакомых, которые работают учителями, в личных разговорах тоже никто никогда не протестовал. Общественное мнение: «Это личный выбор каждой семьи».

Вопрос: - Сколько платят родители учеников, сдающих экзамены в частных школах?

Ответ: - Частным и религиозным школам, выполняющим образовательный стандарт Министерства, за каждого поступившего ученика платятся те же (или почти те же) деньги, что и в государственных школах. Потому что налоги на образование платят все, и почему те, кто отдаёт детей в частные школы, должны платить налог на образование, а потом ещё полную стоимость обучения своего ребёнка в школе? Это для стационара.

Если хоумскулер зарегистрированный, надо только бумагу оформить, что ты хоумскулер и всё. Больше со школой ты никак не контачишь.

Если хомскулер поступивший, то он выполняет требования министерства, школа за него получает деньги ($5500), из них ($1000) платит семье (не напрямую, а за оплату кружков, книг, преподавателей), а на остальные обеспечивает учебный процесс. Этих денег им хватает, чтобы принимать у хоумскулера экзамены без дополнительной оплаты.

Если ты поступивший, то все требуемые школой он-лайн курсы должна оплачивать школа. Они не имеют права требовать денег за то, от чего ты не можешь отказаться. Если дополнительные услуги, тогда придется платить дополнительно. Например, у нас в школе он-лайн способ изучения иностранного языка не оплачивают. Можно зарегистрироваться через них, но платить придётся самим. Но школа и не требует сдачи языка по этой программе.

Учебниками мы пользуемся по минимуму. Реально только математика. И у Антона по языку рабочая тетрадь. Всё остальное, берёшь тему, идёшь в библиотеку, ищешь там книги и читаешь.

Итак, примеры. Несколько школ в Канаде, в которых могут учиться «поступившие» (enrolled) хоумскулеры.

«Summit School»

Юридически это не школа, а отдельная программа в местном аналоге РОНО (School District #72). Возникла эта программа довольно случайно. Её директор рассказывал, что когда он работал в отделе дистрикта, отвечающем за работу со взрослыми и с он-лайн курсами (Continued Education), к нему обратились родители нескольких спортсменов-конькобежцев. Их дети тогда готовились к Олимпиаде в Солт-Лэйк Сити, тренировались по два раза в день и не могли посещать обычную школу. При этом родители совершенно не были идейными хоумскулерами, детям нужен был диплом (аттестат). Поэтому они попросили этого инспектора найти им какой-то приемлемый вариант. Он позвонил в Министерство Образования, там ему сообщили, что именно надо сделать, какие условия соблюсти, тогда можно будет основать школу, дети смогут получить дипломы государственного образца, а школа финансирование в полном объёме. Так родилась одна из первых государственных школ, принимающих домашних детей, «Summit School».

Когда мы приняли решение учиться дома, то я уже знала, что мы пойдём в эту школу. Там учились дети моей подруги, она очень рекомендовала программу, людей, работающих там учителями. Мы встретились с директором, он нам понравился, понравился уровень свободы, предоставляемый семьям.

Мы могли выбирать по каким учебникам учиться (за исключением религиозных), школа предоставляла учителя, которому можно было всегда позвонить или послать письмо, если что-то было не понятно. Также школа оплачивала кружки, в которые можно было ходить, и эти деньги не шли из причитающейся нам суммы. Физически школа находилась далеко, и кружки они организовывали там, где было большое количество их учеников, так что на керамику и рисование мы ездили в ближайший арт-центр. Помню, у них была и верховая езда, и гимнастика, и плавание, и много чего еще. Но я тогда была без водительских прав и возить детей далеко не могла. Приятность кружков заключалась ещё и в том, что все дети там были из Саммит школы, и, пока они занимались, мамочки могли пообщаться.

Аттестация происходила на основании портфолио. В конце триместра (школьный год в Канаде делится на три части) я должна была сдать портфолио с максимальным количеством детских работ. Страницы из рабочих тетрадей по математике и языку, детские рисунки, фотографии детей на экскурсиях и т.д. Плюс мне надо было ещё написать от себя отчёт того, как прошли эти три месяца, что мы делали и чему научились. В ответ, после изучения «вещественных доказательств» наш учитель писал каждому рапорт (Report Card) который по форме не отличается от тех, что дают детям в обычных школах.

В Саммит мы проучились два года, Антон 2-ой и 3-ий классы, а Янка 1-ый и 2-ой классы. В Канаде оценки начинают ставить только с 4-го класса, так что оценок у нас тогда в рапортах не было. Первый год был прекрасен: очень доброжелательный учитель, никаких трудностей в оплате дополнительных занятий, море позитива. Потом школу постигла проверка из Министерства, и они вынуждены были закрутить гайки. На второй год нас приписали к другой учительнице, которая не была склонна доверять родителям, как основным учителям для своих детей, постоянно ставила под сомнения детские знания, причём в не очень вежливой форме. Стала требовать больше отчётности. Тогда много родителей было недовольно и на следующий год многие ушли. И мы ушли. Если я не ошибаюсь, за годы относительной свободы школа разрослась до 600 учеников, а потом осталось 300.

Я стала искать программу, где бы ни надо было составлять портфолио и писать отчёты. У меня тогда третий ребёнок собирался идти в школу, и я подумала, что три комплекта портфолио и отчетов я уже не осилю. На самом деле, подготовка портфолио стабильно занимала где-то две недели вырванных из жизни и мне это уже начинало надоедать. В те годы я довольно много занималась с мальчиками, 2-3 часа в день точно, и бесполезная трата времени на сбор вещественных доказательств раздражала.

В прошлом году в этой школе учились дети моей подруги, и она рассказывала, что контроль стал ещё жёстче. Их учительница «настоятельно рекомендовала» пользоваться курсом он-лайн математики, потому что ей тогда легче будет проверять тесты, задавала очень много разных заданий по Socials и Science (гуманитарные и естественные науки). Зато у них появилось много дополнительных кружков, в том числе таких вкусных, как рыцарское искусство, ну и моя любимая верховая езда никуда не делась. И теперь, в дополнение к основному финансированию, они предлагают ещё компьютер во временное пользование, две он-лайн языковых программы: Rosetta Stone и Auralog (вторая получше будет), и ещё несколько других он-лайн программ. Но этот излишний контроль и ограничение свободы в выборе учебных программ отравляет все плюсы.

 

Coquitlam Open Learning или сокращённо COL – это наша вторая школа, та в которой мы учимся сейчас. Как и предыдущая, тоже является отдельной программой в РОНО (School District #43). Это уже наш родной 43-ий школьный дистрикт. Представляет из себя две комнаты с большим коридором на втором этаже местной начальной школы. Там сидят учителя, хранятся учебники, пособия, учебные материалы. Там же проводятся консультации с учениками, дополнительные занятия, уроки иностранного. В общем, что-то типа учебного центра.

Я искала школу поближе к дому, и чтобы не надо было каждый триместр писать отчёт. Зашла посмотреть, что есть в нашем районе (а живём мы в городе Coquitlam), оказалось что что-то есть. Тогда школа базировалась в пяти минутах езды от нас, но за три года количество детей увеличилось с 35 человек до 120 и на старом месте места стало не хватать. В этом году они переехали в другую школу и ездить нам стало далековато, где-то минут 15-20.

Что предлагают

Закреплённая за детьми учительница раз в две недели на 1 час приезжает к детям домой, смотрит что сделано, занимается, смотрит чего не хватает для аттестации. За каждым учителем закрепляют 20-25 детей. Закрепляют семьями, это экономит разьезды и учитель знает всю семью. Мои дети (1-ый, 5-ый и 6-ой класс) «учатся» все у одной учительницы. Поскольку учитель знает всех учеников в лицо, то отпадает необходимость писать отчёты о проделанной работе и собирать портфолио. Я за это тогда очень уцепилась. Если вы живёте далеко, не в нашем районе, то учителя ездить не будут и надо приезжать с ребёнком в школу самим. Есть у нас несколько таких семей.

Раз в неделю, по средам, с 9 до 12 утра в школе проводятся дополнительные занятия специально для хоумскулеров. Это физкультура, компьютеры, рисование/драма/музыка (один триместр на один предмет), ну и ещё какая то ерунда типа «Здоровье и карьера». Если ребёнок посещает занятия, то аттестовывается по этим предметам автоматически, на основании наблюдений учителя. Сдавать ничего дополнительно не надо. Занятия не обязательные. В школе учится много детей с разной степенью аутизма и из таких детей ходит только пара человек. Мы вот без аутизма, но тоже с января ходить перестали. Надоело, лень рано утром собираться и ехать куда-то вдаль, и вообще пользы от этих занятий мало, если честно. Но поначалу нам нравилось. Помню, три года назад меня эта возможность еженедельных занятий очень привлекала, я её рассматривала, как вариант социализации и чтобы дети видели, что они не одни такие на белом свете.

Что ещё? Раз в две недели есть возможность приходить на уроки французского языка. Это с 5-го класса и бесплатно. По программе школа (любая, с 5-го класса) обязана обеспечить изучение второго языка. Какие-то школы предлагают он-лайн курсы, а наши решили похоже сэкономить и просто наняли учительницу французского языка. Раз в две недели на полтора часа, это как раз эквивалент еженедельных 45 минут, требуемых государством. Мы на эти занятия не ходим. Старший от французского освобождён (решили, что ему так будет лучше, природной склонности к языкам нет и не хотелось его третьим языком загружать), а со средним мы учимся по пособию "Ecoutez, Parlez!" дома сами.

Раз в триместр – оплаченная школой экскурсия. Обычно планируют, чтобы была наука, спорт и гуманитарное что-нибудь. Это тоже стандартная практика местных школ.

Что дополнительно мне из них удалось вытащить и за что мы не платим из своих денег.

У нас хорошие отношения с нашей учительницей и она идет мне навстречу в плане покупки учебников и рабочих тетрадей. Так они уже третий год подряд покупают мне дорогущие учебники математики. Мы пользуемся «Saxon Math», которые стоят больше $100 за комплект. Николетта ни разу особенно не артачилась, хотя мы по-моему единственные в нашей школе, кто учится по этой программе. Когда мне для Антона нужны были учебники по чтению, я тоже написала ей название и она для меня лично заказала. Заказывала ещё кое-какие учебники. Сейчас Антон учится по рабочей тетради, которую выбирала я. То есть в плане учебных пособий свобода довольно большая. Другое дело, что по science нормальных учебников нет. То что я видела – это обнять и плакать. По socials учебники тоже зубодробильные. Специально для меня Николетта заказывала «The Story Of the World» Сюзан Уайз Бауэр. Но проблема в том, что история в канадских школах перекручена с ног на голову и Древний мир они начинают учить с 7-го класса, а до этого: канада, индейцы, правительство, индейцы, правительство, канада. А учебник С.Бауэр рассчитан на младших школьников.

А ещё я пользуюсь их очень хорошим набором наглядных пособий по математике. Это большая коробка с геометрическими фигурами, мозаикой, палочками Куизинера, кубиками, дробями, часами, деньгами и наверняка ещё что-то забыла. Ещё в школе можно одолжить микроскоп. Мы так делали в прошлом году, но к сожалению качество микроскопа оказалось ужасным. В этом году школа купила несколько хороших микроскопов, но на дом их не дают. Договорились с Николеттой, что она нам проведёт урок с микроскопом в школе. Сьездим в следующем триместре.

Да, и французский Николетта нам покупала, хотя они не обязаны были его оплачивать, потому что школа и так предоставляет возможность его учить.

Что мы им за всё это счастье должны

Как обычно, "приде-е-ерживаться Образова-ательного Станда-арта" (ох), о котором я напишу, когда закончу этот опус со школами. Замечу только общую тенденцию. Пока школа маленькая, там нет как такового директора и учителя работают, как считают лучше для себя и учеников, то отчётность более неформальлная и на Стандарты смотрят сквозь пальцы. Как только школа разрастается до таких размеров, что становится интересна чиновникам из Дистрикта, начинается классический процесс забюрократизирования. Это как раз наш случай.

Пока в школе было 40 учеников и две замечательных учительницы без всяких директоров, все были счастливы. В прошлом году над нашими чудесными учительницами поставили директрису на полставки, основными занятиями которой является строчение отчётов, присмотр за порядком в отчётности и проталкивание инициатив начальства. А в этом году я почувствовала, что необходимость иметь вещественные доказательства на каждый Стандарт меня уже сильно напрягает. Там где раньше обходились беседой, сейчас требуется нечто материальное, делание чего занимает время и обычно не входит в наши планы. Хотя может я просто устала от одной и той же школы и пора делать отсюда ноги. Вот сижу сейчас в раздумьях...


 

Назад в раздел